3 Философские школы древнего Китая.
Даосизм. (основал Лао-Цзы - мудрец ребенок), В центре внимания стоят природа, космос и человек. Мир пребывает в постоянном движении и изменении, развивается, живет и действует спонтанно, без каких-либо причин. Космический человек - Поньга. Мир появился из его частей. Философия: безличностные начала принадлежат Вселенной. Дао - путь, дорога, причина, цель развития мира. Два Дао: незыблемое, постоянное начало, некая черная дыра, пустота. Оно не познаваемо, мы только догадываемся, что оно есть. Втоpое: реальное Дао - направленность пути человека его судьбой, естественная природа вещей. Появляются еще два первоначала - небо и земля. Поньга рождается, раздвигая пустоту, образуя небо и землю. Безличностные начала: два Дао: Ян - некоторое мужское начало (светлое, активное), Инь - некоторое женское начало (темное, пассивное). Ян устремляется в небо, Инь в землю. Есть еще один элемент - Цзы, выполняющий роль склеивающего начала между Ян и Инь. Дао разлито повсюду - идея пантеистического начала (божественное начало - везде разлито, везде его можно найти). Что надо, чтобы познать? Пpинцип недеяния - Увей. В этом мире ничего нельзя менять, к Дао надо приобщаться. Тот, кто мудр, тот не говорит. Представления о Дао есть и у Конфуция и в других школах.
Конфуцианство Оpиентация на практическое поведение. Конфуция интересовало положение человека в обществе. Каков человек по своей природе? Конфуций: скорее по своей природе добр или нейтрален. Откуда зло? - От недостатка образования и воспитания человека. Hеобходимо образовывать каждого и всех, но в рамках кастового слоя. Судьба помещает человека в определенный слой. Чтобы ей не сопротивлялись, человека нужно образумить. Реализовал на практике ряд принципов поведения: человеколюбие (жень), справедливость (инь), знание (джи), церемонии (ли), Уважение к родителям (сяо), принцип почитания старшего брата (ди, все наследовал старший брат), принцип почитания господина. Все управляется государством на основе сакральных норм. Юpидическая норма вроде бы не нужна. Эту систему развили: ученики Мен-цзы (природа человека-пpиpода добра), Сюнь-цзы (исказил концепцию - природа человека - природа зла). Испpавить зло можно образованием и воспитанием. Появились противоположные Конфуцию по методам решения школы. Индия
В Индии процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой брожения умов".Ф. возникает в Индии как критика брахманизма. Основные ф-ие школы: аджика (адживика)фатально-натуралистическое учение), джайнизм (познание мира), буддизм (попытка осознать духовное и телесное). Индийская Ф. истематически излагалась в сутрах Веды - первые священные книги древней Индии, результатом дальнейшей разработки канонов учения стали Брахманы (I тыс. до н.э. ритуальные тексты), араньяки ("лесные книги для отшельников" середина I тыс. до н.э.),
упанишады ("знания полученные у ног учителя" до II тыс. до н.э.). Для древнеиндийской школы хар-ны:1.внимание к вопросам поиска сущности чел. И окружающего мира 2.признание тождества между микро- и макрокосмосом .признание
существование 4-х уровней бытия: телесный, уровень сост. из жизненного я, уровень состоящий из сознания, сост. обобщающее в себе все три уровня - "атман"
4 Ф-фия Сократа
С. из бед.семьи (фил-фы в осн. были из арист. семей) Снач.он отно-я к школе софистов. Глав. задача софистов свод.к изуч-ю и откр-ю Интел-ых способ-й чел., софисты первые предс-тавители субъек.идеализма (Протогор). С. освоив школу софистов, создает свою собст.школу, зад-й кот. ставилось форм-ие у молодежи передовых и прогр-ых нрав-ых устоев, став-сь зад. выработки передо-вой морали. По сути он поставил вопрос о созд. теории добра, основ-ем этики. Этика- борьба добра и зла. С. выдвинул принцип, что чел. Зна-ющий что такое добро не может совер. зла, т.е. он абсол-ет знач-ие знаний. Фил-ое кредо С.; "Познай сА-мого себя". С. ставит проблему души, как источ. добра. Он решает ? о структуре души : чел-ая душа выр-ая ч\з добро сост-т из 3-х начал : мудрость, храбрость, справедливость. С. Созд-т и соц-ое уче-ние, суть кот.учение о гос-ве. Гос-во счит-ся важн-им завоев-ем, приоб-ем чел-ва. Именно ч\з гос-во возм. Реш. Пробл-ы добра, поэтому гос-ом дол. Упр-ять мудр-ы или арис-ты, а охран. Гос-тво дол. люди муж-ые. Разд-ие на формы гос-ва. 1)Про-гресс-ая ф.. Арист-ая респуб. – одна из ф.. Власть интеллек-го меньш-ва, проф-ов и морально приго-дных людей. Чем бол. Управ-ий аппарат, тем хуже живется народу. 2)Регресс-ая ф.. Демо-я одна из форм. Это власть толпы, непроф-ов и случ-ых лю-дей. Часто у вл-ти набл-тся тираны и узурп-ы вла-сти. Деем-ия пред-гает хаос. Т.о. С.заклад. осн-ы класс-ого периода ф-фии. ф-фия стан-тся соц-ой или рации-ной по срав.с космолог-кой досократ-го периода.
5 Ф-фия Платона
П. оставил бол.кол-во работ. Все работы его напи-саны в форме диалога, нося т.о. полухудожест-венную форму. Философское наследие Сократа известно из произведений П.. Сначала П. увлек-я поэзией, после знак-ва с Сокр-ом он понял, что по-эзия ниже Ф., потом он покидает Сок-та и созд. -свою школу. Созд. в рамках школы сист.объек-го идеал-ма, исх-ой точ. Кот. Явл-ся признание идеаль., как сущ-его объек-но, незав. от чел.. Осн-ой этой сист. Явл-тся уч-ие о мир-ых идеях. Мир. идеи сост-ют осн.мира. Они есть "подлинное бы-тие". Это матер. мир включая и чувственный мир человека. Т.о. П. разделяя мир на подлинный и мнимый противоп-ет их др\ др-у.В своей классиф. идей, он утвер., что основанием мир. идей явл-ся 3 идеи: и.добра, и. истины, и. красоты. Крат.анализ идей. И.крас. выр-тся прежде всего ч\з иску-во и выр-т мир чел-их чувств. И. ист. Отра-ся наукой и Ф. и выр-т чел-ий разум. Добро отр-тся моралью и религ., и выр-т сущн-ть чел-ой души. П. ставит ? о струк. Чел-а : чел-к это троичное сущ-во. 1) тело или мир чувств, полярным к этому элементу являя-ется. 2) душа. 3). связующим элементом между те-лом и душой является разум. Знач-ие разума в отрег-ии этих двух начал. Бол.вним. в отрег-нии сущ-и чел.П. выдел-т стро-ие души. Суть : чел. Ду-ша явл-ся производ. от мира идей, т.е. объек. Идеал-сти, она явл-ся част. Эт. мира, поэтому она вечна. После смерти чел. его душа возвр-ся в исход.мир (мир идей). Реал.жизнь человеч. души на земле есть степень ее воспом-ия реальной связи с миром идей. Эта степень "воспоминания" отра-жает дух.сущность человека. Т.О. теория познания П. базир-ся на противоречии челов. души с миро-выми идеями. По П. структура души выражается в следующем, существует высшая часть души, кото-рая характеризуется постоянным стремлением к связи с идеями добра, истины и красоты. Низшая часть души связ. с матер-ым миром, дан.часть ду-ши не персп-на, поэтому со смертью чел.низ.часть души проп-ет бесследно, раств-ся в матер.мире, не умирает только высшая часть. Та часть души, ко-торая в чел.преобл-ет выр-ет его сущ-ть т.е. один чел.стремится к бессмертию, др. отказ-ся от этого. Соц-ое учение П. (вытек.из его теории души) вы-деляет: мудрость, храбрость, умеренность и справ-сть. Данная стр-ра души опред-ет соц. Стр-ру общ-а. П. утвер-ает, что соц.основой гос-тва яв-ся 3 группы людей : 1) проф-ные управ-цы и своб. Ин-теллиг.. 2) воины-защитники. Пост-ый слой проф. воинов. 3) слой связ-ый с матер.производством. В первом случае идет обос-ние необход.интел-ции в общ-е как ведущ. слоя в соци.стр-ре. Т.о. теория идеал. Общ-ва П. обосн-ает необх-сть Интел-ии, професс. военных и сам.бол. слоя матер. Произ-лей. Вслед за Сокр., П. также анал-ет гос-ые фор-мы прав-ия : Делит на 2 формы : 1) приемлемые (монархия и республика). 2) неприемлемые (ти-мократия – власть нескольких личностей, основанная на военной диктатуре. Алигархия – власть неск.личностей основ.на денеж.капитале. Демократия – тоже отриц. Харак-тся П.). Гос-во явл-ся выс.цен-ю на земле. Это прояв-ие добра, а земная сущ-ть чел. Опред-ся связью с госуд-ом и поэтому чел. П. опред-ет как сущ-во полит-ое (жив-ое живущее в гос-тве).
- 3 Философские школы древнего Китая.
- 6 Уч. Аристотеля о причинах, материи и форме.
- 7 Средневековая ф-фия.
- 9.Проблема метода познания в философии ф,Бэкона и р.Декарта
- 10.Учение о субстанции в европейском рационализме 17 в (Декарт, Спиноза, Лейбниц)
- 11.Учение Гоббса и Дж.Локка о человеке, общественном устройстве и государстве.
- 12.Принципы теории познания Дж.Беркли, его учение о критериях существования.
- 13. Социальная ф. Французского просвещения.
- 14. И.Кант: гносеология и этика
- 15. Философия Гегеля.
- 16. Л.Фейербах
- 17. Диалектико-материалистическая сущность философии марксизма
- 18 Философские взгляды Герцена и Чернышевского
- 19. Философия всеединства Соловьева и религиозный персонализм Бердяева
- 20.Русский космизм
- 21Проблема человека в экзистенциализме
- 22. Философия Психоанализа
- 23. Неопозитивизм. Постпозитивизм.
- 24 Философское учение о бытии и материи
- 25 Понятие движения и развития и их соотношение
- 26.Сущность сознания
- 27. Отражение как всеобщее свойство материи. Сознание как высшая форма отражения. Мышление и мозг.
- 28 Природа человека Проблемы возникновения и природы человека.
- 30. Общее понятие о познании.
- 31. Движущей силой познания является практика.
- 32. Понятие истины.Критерии истины
- 33.Специфика научного познания. Особенности структуры научного познания – его субъекта, объекта, целей, средств и методов.
- 34. Закон отрицания отрицания.
- 36. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительность. Причина и цель.
- 37. Основные категории диалектики. Общая характеристика. Анализ двух пар категорий.
- 40. Общественная власть, пол. Сис. Общ-ва, ее особенности в совр. Рос. Общ-ве.
- 44. Индивид, личность, индивидуальность. Свобода и ответственность личности в обществе.