logo
FilosofiaShpora2

10.Учение о субстанции в европейском рационализме 17 в (Декарт, Спиноза, Лейбниц)

РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio - разум) - философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности.

Декарт: Субстанция – то, что сущ-ет на своих собственных основаниях. Все товарные вещи нуждаются в боге. Есть 2 вида субстанций: 1) СУБСТАНЦИЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ. Основной атрибут – протяженность. В вещах нет мыслящих факторов, материя не нуждается ни в чем, кроме бога. 2) духовная субстанция, которая дается через мышление (и чувства, и воля, желание, воображение, понимание и т.д.) Между материей и духом нет границы, они не зависимы др.от др. Антропология: у людей есть душа, есть точка соединения– шишковидная железа, когда душа вступает в контакт с жизненными духами. И хотя общее кол-во постоянно и она не может его изменить, она может изменить направление движения духов.

Спиноза: «Богословско-политический трактат», «Этика». На его философию оказали влияние Декарт, еврейская философия.

1)Исторический текст. Богословско-политический трактат. Для человека образованного чтение святого трактата необязательно, библия хороша для невежественных людей. Библия не явл-ся словом божьим, продиктованным самим богом.

2) «Этика» состоит из 5 частей, посвященных: богу, природе, природе аффектов, рабству чел-ка, свободе чел-ка.

Сущ-ет одна субстанция – это бог или природа. Это субстанция имманентная причина всякого бытия. Бог или природа, безусловно, бесконечное существо, т.е. субстанционно. Состоит из бесконечных атрибутов. Каждый из кот-х выражает бесконечные сущности. 2 атрибута – протяженность и сущность. Он рассматривает мир как субстанцию, и в нем нет ничего свободного. Существует природа, являющаяся причиной самой себя, не нуждающаяся для своего бытия ни в чем другом. Как природа творящая она есть субстанция, или как он ее называл – бог. От субстанции – бытия необусловленного – Спиноза отличает мир отдельных конечных вещей – модусов, как телесных, так и мыслительных. Субстанция едина. Модусов – бесчисленное множ-во. Человек - существо, в котором модусу протяженности (телу) соответствует модус мышления – душа. И по тому, и по другому модусу, человек – часть природы.

Лейбниц – был плюралистом. Пространственная субстанция – не имеющая частей. Она не имеет протяжения, нет фигуры, и она неделима – метафизическая точка. Она не может не возникнуть естественным путем. Возникает все сразу путем творения и погибает путем уничтожения. Позиции объективного идеализма – учение о монадах (Монадология – его труд). Материя не может быть субстанцией, т.к. она протяженна. И в силу этого делима. Субстанция же должна быть абсолютно простой. Монады представляют собой неделимые духовные субстанции, обр-щие умопостигаемый мир, производным от которого выступает феноменальный (физический космос). Число монад бесконечно. Каждая из них обладает восприятием и стремлением, что обеспечивает подвижность, активность и деятельный характер субстанции.

Лейбниц различал 2 типа истин: 1) истина разума – базируется на принципе противоречия; 2) истина факта – на принципе достаточности основания.