16. Л.Фейербах
Рассматривает .... разум человека, который яв-ся продуктом природы. Философия должна исходить из чувственных данных и заключить союз с естест-вознанием. Философия заменяет религию, давая людям понимание своих реальных возможностей. Она должна быть антропологией, т.е. учением о человеке. Философия Ф-ха превращает человека и природу в единственный предмет философии. Отрицал дуализм души и тела, утверждая единство духовного и материального, субъективного и объективного, мышления и бытия. Сущность чел. - в многообразии его переживаний. Ф-х подчерки-вает в основном чувственную природу человека. Критикует идеализм, т.к. он отталки-вается не от реальной действительности, отвлекает от реальных предметов. Идеализм по-фейербаху – рациональ-ная теология. В начале жизни – сторон-ник гегельской философии, в дальнейшем крити-кует ее, но признает некоторые идеи: борьбу нового со старым, отрицание отрицания. Крити-кует рели-гию. Религия порождает страх перед стихийными силами природы, страдания человека. Бог - есть то, чем человек хочет быть. Человек обожествляет то, от чего зависит реально. Сущ-ность религии - человеческое сердце, оно отличается от трезвого рассудка: стремится верить, любить. Образ бога для Фейербаха - отчуждение сущности человека. Ему приписывают самостоятельное существование и превращают его в первопричину всего существующего. Истинная религия по Ф-ху - религия без бога, это любовь человека к человеку. Природа - высшая реальность, а человек - высший продукт природы. В человеке природа созерцает себя. Нет ничего выше природы, и нет ничего ниже ее. Она бесконечна и вечна, пространство и время - основные условия любого бытия и сущности, мышления и деятельности. В действительности нет потустороннего, т.к. явления природы не имеют двойного существования. В природе все взаимодействует, все относительно, одновременно, всесторонне и взаимно. Ф-х признает относительность противопоставления бытия и мышления, против сведения мышления к бытию, против сведения всех форм движения материи к механическому. Органическая форма материи - высшая форма.
- 3 Философские школы древнего Китая.
- 6 Уч. Аристотеля о причинах, материи и форме.
- 7 Средневековая ф-фия.
- 9.Проблема метода познания в философии ф,Бэкона и р.Декарта
- 10.Учение о субстанции в европейском рационализме 17 в (Декарт, Спиноза, Лейбниц)
- 11.Учение Гоббса и Дж.Локка о человеке, общественном устройстве и государстве.
- 12.Принципы теории познания Дж.Беркли, его учение о критериях существования.
- 13. Социальная ф. Французского просвещения.
- 14. И.Кант: гносеология и этика
- 15. Философия Гегеля.
- 16. Л.Фейербах
- 17. Диалектико-материалистическая сущность философии марксизма
- 18 Философские взгляды Герцена и Чернышевского
- 19. Философия всеединства Соловьева и религиозный персонализм Бердяева
- 20.Русский космизм
- 21Проблема человека в экзистенциализме
- 22. Философия Психоанализа
- 23. Неопозитивизм. Постпозитивизм.
- 24 Философское учение о бытии и материи
- 25 Понятие движения и развития и их соотношение
- 26.Сущность сознания
- 27. Отражение как всеобщее свойство материи. Сознание как высшая форма отражения. Мышление и мозг.
- 28 Природа человека Проблемы возникновения и природы человека.
- 30. Общее понятие о познании.
- 31. Движущей силой познания является практика.
- 32. Понятие истины.Критерии истины
- 33.Специфика научного познания. Особенности структуры научного познания – его субъекта, объекта, целей, средств и методов.
- 34. Закон отрицания отрицания.
- 36. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительность. Причина и цель.
- 37. Основные категории диалектики. Общая характеристика. Анализ двух пар категорий.
- 40. Общественная власть, пол. Сис. Общ-ва, ее особенности в совр. Рос. Общ-ве.
- 44. Индивид, личность, индивидуальность. Свобода и ответственность личности в обществе.