11.Учение Гоббса и Дж.Локка о человеке, общественном устройстве и государстве.
Гоббс – против схоластики и Аристотеля. Роялист. Работа «Левиафан». Развивал учение механистического материализма, используя ряд положений материализма Бэкона. Мир, по Гоббсу, - совокупность тел, подчиненных законам механического движения. К движениям и усилиям Гоббс сводит также духовную жизнь жив-х и ч-ка. Они – сложные механизмы, всецело определяемые воздействиями извне. Выводя все идеи из ощущений, он развил учение о переработке идей сравнения, сочетания и разделения. Общество может покоиться лишь на согласии интересов. Для этого нужна общественная власть, которая направляет деятельность людей в «нужное русло». В учении о праве и о государстве отбросил теории божественного установления общества и защищал общественного договора теорию. Лучшей формой гос-ва считал абсолютную монархию. Правитель- суверен должен заботиться о духовном и материальном возвышении подданных, о развитии экономики, и о поднятии уровня морали.
Дж.Локк. «Опыт о человеческом разуме», 2 трактата о правительстве. Гносеология: Локк представитель эмпиризма: все наше познание выводится из опыта. «Нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущении». Разум сравнивает с белым листом бумаги, на кот-й записываются идеи, знание, приобретенные в течении жизни. Все идеи истекают из опыта. Был номиналистом. Все вещи единичны. Категорию субстанции считал бесполезной в науке, хотя полностью не отвергал.
Локк более известен соц.философией. Цель гос-ва – сохранение свободы и собственности, приобретенной поср-вом труда. Поэтому гос. власть не может действовать по произволу. Она делится на законодат., исполнит., союзную федеративную. Тройственная формула гражданских прав: на жизнь, на свободу, на собственность. Эти 3 права связаны между собой и ведут к признанию людей равноценным объектами обмена.
Идеи о первичных и вторичных качествах. Первичные качества возникают в результате воздействия на наши органы чувств объектов внешнего мира. К ним относятся масса, движение и т.д. возникновение вторичных качеств связано со спецификой наших органов чувств. Локк относит к ним запах, цвет, вкус. Эти свойства являются лишь тем, что существует для нашего сознания.
- 3 Философские школы древнего Китая.
- 6 Уч. Аристотеля о причинах, материи и форме.
- 7 Средневековая ф-фия.
- 9.Проблема метода познания в философии ф,Бэкона и р.Декарта
- 10.Учение о субстанции в европейском рационализме 17 в (Декарт, Спиноза, Лейбниц)
- 11.Учение Гоббса и Дж.Локка о человеке, общественном устройстве и государстве.
- 12.Принципы теории познания Дж.Беркли, его учение о критериях существования.
- 13. Социальная ф. Французского просвещения.
- 14. И.Кант: гносеология и этика
- 15. Философия Гегеля.
- 16. Л.Фейербах
- 17. Диалектико-материалистическая сущность философии марксизма
- 18 Философские взгляды Герцена и Чернышевского
- 19. Философия всеединства Соловьева и религиозный персонализм Бердяева
- 20.Русский космизм
- 21Проблема человека в экзистенциализме
- 22. Философия Психоанализа
- 23. Неопозитивизм. Постпозитивизм.
- 24 Философское учение о бытии и материи
- 25 Понятие движения и развития и их соотношение
- 26.Сущность сознания
- 27. Отражение как всеобщее свойство материи. Сознание как высшая форма отражения. Мышление и мозг.
- 28 Природа человека Проблемы возникновения и природы человека.
- 30. Общее понятие о познании.
- 31. Движущей силой познания является практика.
- 32. Понятие истины.Критерии истины
- 33.Специфика научного познания. Особенности структуры научного познания – его субъекта, объекта, целей, средств и методов.
- 34. Закон отрицания отрицания.
- 36. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительность. Причина и цель.
- 37. Основные категории диалектики. Общая характеристика. Анализ двух пар категорий.
- 40. Общественная власть, пол. Сис. Общ-ва, ее особенности в совр. Рос. Общ-ве.
- 44. Индивид, личность, индивидуальность. Свобода и ответственность личности в обществе.