logo
FilosofiaShpora2

11.Учение Гоббса и Дж.Локка о человеке, общественном устройстве и государстве.

Гоббс – против схоластики и Аристотеля. Роялист. Работа «Левиафан». Развивал учение механистического материализма, используя ряд положений материализма Бэкона. Мир, по Гоббсу, - совокупность тел, подчиненных законам механического движения. К движениям и усилиям Гоббс сводит также духовную жизнь жив-х и ч-ка. Они – сложные механизмы, всецело определяемые воздействиями извне. Выводя все идеи из ощущений, он развил учение о переработке идей сравнения, сочетания и разделения. Общество может покоиться лишь на согласии интересов. Для этого нужна общественная власть, которая направляет деятельность людей в «нужное русло». В учении о праве и о государстве отбросил теории божественного установления общества и защищал общественного договора теорию. Лучшей формой гос-ва считал абсолютную монархию. Правитель- суверен должен заботиться о духовном и материальном возвышении подданных, о развитии экономики, и о поднятии уровня морали.

Дж.Локк. «Опыт о человеческом разуме», 2 трактата о правительстве. Гносеология: Локк представитель эмпиризма: все наше познание выводится из опыта. «Нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущении». Разум сравнивает с белым листом бумаги, на кот-й записываются идеи, знание, приобретенные в течении жизни. Все идеи истекают из опыта. Был номиналистом. Все вещи единичны. Категорию субстанции считал бесполезной в науке, хотя полностью не отвергал.

Локк более известен соц.философией. Цель гос-ва – сохранение свободы и собственности, приобретенной поср-вом труда. Поэтому гос. власть не может действовать по произволу. Она делится на законодат., исполнит., союзную федеративную. Тройственная формула гражданских прав: на жизнь, на свободу, на собственность. Эти 3 права связаны между собой и ведут к признанию людей равноценным объектами обмена.

Идеи о первичных и вторичных качествах. Первичные качества возникают в результате воздействия на наши органы чувств объектов внешнего мира. К ним относятся масса, движение и т.д. возникновение вторичных качеств связано со спецификой наших органов чувств. Локк относит к ним запах, цвет, вкус. Эти свойства являются лишь тем, что существует для нашего сознания.