Диалектика и психология спора: принципы, правила, требования.
Процесс аргументации и доказательства должен быть определенным образом организован. Эти способы имеют различные формы: публичная речь, научная публикация, дискуссия, полемика, спор и т.п. Все эти разновидности имеют аналоговую природу. Наиболее острой и напряженной формой является спор. Спор возникает из-за несогласия с каким-либо утверждением.
Спор – это столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и критикуют несовместимые с последними представления другой стороны.
Условиями позитивного результата спора являются:
правильно поставленная цель;
четко определенный предмет спора;
необходимый уровень компетентности в обсуждаемых вопросах;
обладание навыками диалогового развития мысли (так как спор – это диалог).
Структурными элементами спора являются те же: тезис > аргументы > демонстрация.
Тезис (обсуждаемое положение) должен быть предельно ясным, недвусмысленным, так как он является исходным пунктом спора, его ядром. Аргументы – это те положения, которые используются для обоснования истинности тезиса. Демонстрация – логическое рассуждение, которое выводит истинность или ложность тезиса. Она должна быть под контролем, так как движение мысли от аргументов к тезису может обернуться получением выводов следующих типов:
истинных;
ложных;
вероятностных.
Общей целью спора является признание одной точки зрения, отличающейся полностью или частично от другой. Вместе с тем в каждом конкретном споре преследуется своя цель. Поэтому в зависимости от конкретных целей споров можно выделить следующие виды:
спор ради истины. Это высшая форма спора;
спор для убеждения противника в истине;
спор ради победы;
спор ради спора;
спор – упражнение.
Научные споры можно разделить на следующие три большие группы:
для поиска истины;
для ее умышленного искажения или отвержения;
с целью установления приоритета в открытии.
К научным спорам предъявляются следующие требования;
не приписывать своему противнику каких-либо иных положений, кроме тех, которые он защищает;
нельзя замалчивать или обходить аргументы противника, особенно основные, наиболее веские;
необходимо тщательно проверять достоверность своих доводов, избегать предвзятости и искусственности в их подборе;
не использовать теоретически не осмысленные факты.
Поиск истины в споре должен быть направлен на обоснование эффективности научных исследований, но споры в науке не всегда ведутся для поиска истины.
Основными правилами поведения в споре являются:
вникнуть в суть высказываний собеседников (понять их точку зрения, обстоятельства, заранее изучить и т.д.);
создать благоприятную атмосферу (улыбаться, начинать с согласия, с "да" и т.д.);
не унижать другого (не задевать самолюбия, не обвинять, не прерывать, не высказывать недоверия);
возвышать соперника (оказывать доверие, слушать, проявлять к нему интерес и т.д.).
Спор – сложное явление и самая неподходящая форма общения собеседников. Как правило, это экспрессивное столкновение двух сторон, когда обе стремятся во что бы то ни стало добиться торжества своего мнения. В спор можно вступать, будучи подготовленным к нему. Для этого необходимо знать некоторые приемы ведения спора. Они следующие:
эффектное сравнение;
убийственный аргумент (контрдовод или факт, которые наносят непоправимый удар по тезису противника);
контрвопрос (уход от высказывания по существу);
ловить на слове (указать собеседнику на то, что он не принимает мысль, которую сам же предлагает);
возвратный удар (бумеранг);
гневная отповедь (возражение в резкой, порой агрессивной форме);
контрпример;
ирония (тонкая, скрытая насмешка. Она подразделяется на добродушную, грустную, злую, едкую и т.д.).
Таким образом, к спору необходимо подготовиться. В процессе подготовки следует обратить внимание на следующее:
оценить собеседника по характеру, мотивам, интересам;
иметь наготове средства нейтрализации некорректных действий собеседника;
не падать духом от обнаружившихся ошибок;
быть общительным, не избегать разговора с умными людьми (осведомленными).
реагировать на вопросы и замечания со знанием дела. Собеседник без замечаний – это оппонент без собственного мнения.
- 25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
- 25 01 04 «Финансы и кредит»
- Сущность познания, характеристика и классификация познания.
- Объект и предмет научного познания.
- Методология научного познания.
- Характеристика уровней научного познания.
- Эмпирическое и теоретическое познание.
- Методология и логика научных исследований.
- Общенаучные методы исследований.
- Развитие методов науки.
- Наука как система.
- Классификация наук.
- Организационные основы научных исследований.
- Нормы научной деятельности.
- Специфика экономических исследований.
- Конкретно-научные методы исследования экономических наук.
- Бухгалтерский учет, анализ и аудит как наука. Финансы как наука.
- Научная проблема: постановка, разработка и решение.
- Гипотезы и их роль в научном исследовании.
- Научная теория: принципы построения, структура, классификация.
- Роль эксперимента в научном познании.
- Общая характеристика аргументации.
- Доказательное рассуждение: структура и основные правила доказательств.
- Логические и предметные ошибки в научных исследованиях.
- Общие вопросы методики научного исследования.
- Принципы и закономерности научного поиска.
- Организация труда научного работника.
- Виды и формы устных представлений научной информации.
- Подготовка к выступлению.
- Постановка вопросов и формулирование ответов.
- Диалектика и психология спора: принципы, правила, требования.
- Понятие об информационной базе.
- Поиск и отбор информации.
- Работа с источниками информации.
- Практическая сторона научных исследований.
- Основы методики оформления научного документа.
- Последовательность и стиль изложения материала.
- Структура и техника оформления научного документа.
- Справочно-библиографическое оформление научного документа.