3. Исторические типы мировоззрения: миф, философия.
Мировоззрение – форма общественного самосознания человека, через которую он осмысливает, оценивает, воспринимает окружающий мир, определяя свое место в нем и выражая специфическим образом свое отношение к миру.
1) Мифология – самая ранняя форма мировоззрения. Миф создавался для объяснения природных и социальных явлений. Человек не видел различия между человеческой деятельностью и окружающим миром, не отделял себя от мира, а отождествлял себя с ним, переносил свои общечеловеческие качества на неодушевленный мир. Первобытные люди жили в мифе, в их сознании не было четкой границы между миром и человеком, жизнью и смертью, мыслью и эмоцией, реальностью и фантазией, символом и его значением.
Следовательно, мифология – эмоционально-чувственная форма отражения мира в сознании человека.
2) Философия. Зарождается как бескорыстная любовь, стремление к мудрости, истине, пересмотр мифов с точки зрения разума. Происходит переход от чувственно-эмоционально-образного мышления к мышлению теоретическому (критическому, логическому).
Философия – система наиболее общих теоретических взглядов на мир как целое, место в нем человека, уяснение, понимание различных форм отношения человека к миру.
Сущность философии – в размышлении над свеобщими проблемами и законами в системе «человек-мир».
Философское мировоззрение – максимально систематизированное и теоретически обобщенное отражение мира в понятийно-рефлексийной форме.
Рефлексия – отражает единство субъективного и объективного, это ядро философии, отражает способ мышления, направленный на анализ своих мыслей и переживаний, предельно-всеобщих оснований и предпосылок бытия и мышления, всегда носит личностный характер, обеспечивает познание не только чувственного и понятийного мира, но и выйти за их пределы, понять трансцендентную сущность бытия, мира.
4. МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (греч. mythos — речь, слово, рассказ, повествование, сказание, предание) — разновидность мыслительной деятельности, архаическая форма осмысления действительности (Архаика), в котором синкретически соединены первобытные верования, художественное освоение мира, зачатки эмпирических знаний. МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ связано с чувственным восприятием действительности и облекается в образную форму, обобщение предстает в виде единично-типического, абстрагирующая способность развита слабо. Отсутствует осознание отличия человека от внешней природы, индивидуальное сознание не вычленено из группового, не расчленяются образ и предмет, субъективное и объективное, принципы деятельности не отделены от деятельности. Способность мышления фиксировать свойства вещей и закреплять данные свойства за данной вещью развита слабо, еще не сформированы логические структуры опосредования, обоснования, доказательства. Объяснение представляет собой рассказ о том, почему, откуда, каким образом, для чего что-то возникло. Выводы часто основаны на принципе «после этого — значит вследствие этого». Указанные особенности мышления обнаруживаются в языке. Отсутствуют имена, фиксирующие родовые понятия, но имеется множество слов, обозначающих данный предмет со стороны его разных свойств, на разных стадиях развития, в разных точках пространства, в разных ракурсах восприятия. Одна и та же вещь имеет разные названия, а различным предметам и существам (живым и неживым, животным и растениям, предметам природы и людям и т.д.) приписывается одно имя. МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ проявляется и ныне, причем не только в «отсталых», но и в высокоразвитых культурах.
5. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
В религиозном мировоззрении также отражается земная жизнь людей, но религия воспроизводит действительность в превратном, фантасгически извращенном виде. В религиозном представлении мир раздваивается на существующий и вымышленный, при этом земные силы приобретают форму неземных. В религиозных образах и представлениях люди воплощают свои чаяния, чувства, стремления. Незаметно для себя они переносят на окружающий мир природы свои чисто человеческие свойства и те отношения, которые присущи общественной жизни людей.
Зачатки религии начали формироваться несколько десятков тысяч лет назад. Испытывая огромные трудности в борьбе за существование, страшась непонятных явлений, человек стал приписывать силам природы сверхъестественный смысл. Это извращенное понимание действительности прошло ряд ступеней в своем развитии и в конце концов привело к возникновению современных религий
Наши далекие предки были не только бессильны перед грозными стихийными явлениями, такими, как наводнения и бури, но и беспомощны по отношению к повседневным явлениям, не имели защиты от холода, жили под угрозой голода. Человек имел в своем распоряжении только самые простые орудия труда, сделанные из камня или из дерева. В поисках пищи люди вынуждены были постоянно менять место своих стоянок. Будет ли завтра и послезавтра у них пища - это во многом зависело от удачи на охоте. На каждом шагу угрожали человеку и другие опасности, нападение хищного зверя, удар молнии, лесной пожар...
Не зная естественных причин явлений природы, не понимая того, что происходит вокруг них, люди стали одухотворять предметы и силы природы наделять их сверхъестественными свойствами. Различные благоприятные явления они считали добрыми, а те, которые приносили болезни, голод, смерть, наоборот, — злыми. Позднее люди стали представлять себе эти явления в виде могущественных существ - духов, демонов и т. д.
Обожествлял человек и животных. У людей, которые занимались главным образом рыболовством, обожествлялись рыбы. С переходом к земледелию и с приручением животных в первобытном обществе появляются боги в виде свиньи, собаки и других домашних животных, от которых люди ждали помощи в их хозяйственной жизни.
О том, что наши предки когда-то одухотворяли явления природы, говорят, например, такие факты. Негритосы Андаманских островов (в Индийском океане), стоящие на очень низкой ступени общественного развития, и сейчас верят в то, что Солнце, Луна и звезды — это живые сверхъестественные существа. Об олицетворении животных рассказывает в своей известной книге "В дебрях Уссурийского края" В. К. Арсеньев. Нанаец Дерсу Узала на вопрос, почему он называет диких кабанов людьми, ответил: "Это все равно люди, только рубашка другой. Обмани понимай, сердись понимай, кругом понимай. Все равно люди". Нанаец считал живыми и огонь, и воду, и лес...
В рамках любой религии есть системность (система ответов на вопросы). Но философия формулирует свои выводы в рациональной форме, а в религии - акцент на веру. Религия предполагает готовые ответы на вопросы.
Религиозная доктрина не терпит критики. Любая религия предлагает человеку идеалы и сопровождается обрядами и ритуалами (конкретными действиями).
Каждое развитое религиозное учение содержит отпечатки выраженной системности.
Религиозное мировоззрение также характеризуется следующими чертами:
1. символизм (каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление Божественной воли), через символ осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами,
2. носит ценностный характер отношения к действительности (действительность - это пространственно-временная протяженность борьбы добра со злом),
3. время также связано со Священной историей (время до и после Рождества Христова),
4. откровение признается за слово Божье и это ведет к абсолютизации слова (логоса), логос становится образом Бога.
6. СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИИ
Отмечая сходство философии и религии, следует сказать, что в религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни; фундаментальные религиозные идеи - о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. - по своему характеру сходны с философскими [2, с.486]. Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог), является формой общественного сознания [1].
Г.В.Ф. Гегель, сравнивая религию с философией, обращал внимание на то, что "различие двух сфер не должно быть понимаемо так абстрактно, как будто мыслят лишь в философии, а не в религии; в последней также имеются представления, общие мысли". Более того, "религия имеет общее содержание с философией, и лишь их формы различны".
Различие между религией и философией по Гегелю, в том, что философия зиждется на понятиях и представлениях, а религия - в основном на представлениях (т. е. конкретно-чувственных образах). Поэтому философия может понять религию, а религия философию - нет. "Философия, как постигающее мышление... - указывает он,- обладает перед представлением, являющимся формой религии, тем преимуществом, что она понимает и то и другое: она может понимать религию, она понимает также рационализм и супранатурализм, понимает также и себя, но обратное не имеет места; религия, опирающаяся на представления, понимает лишь то, что стоит на одной и той же точке зрения с нею, а не философию, понятие, всеобщие определения мысли". В религии делается упор на веру, культ, откровение, а в философии - на интеллектуальное постижение. Тем самым философия дает дополнительную возможность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии - мысль и знание. Религия догматична, а философия антидогматична. В религии есть культ в отличие от философии. Карл Ясперс писал: «Признаком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самоё себя» [1].
Обратимся к другим мнениям. Н.А. Моисеева и В.И. Сороковикова отмечают особенности: 1) мировоззрения (в философии опора на рационально-теоретическое знание, врелигии - на веру, вера в сверхъестественное - основа религиозного мировоззрения); 2) мышления (философская мысль нуждается в свободе от догм, она не должна быть скована никаким авторитетом и может все подвергнуть сомнению, религия нуждается в авторитете и признает некие истины на веру, не требуя доказательств); 3) сознания(философия пытается дать целостное представление о мире, в религии же происходит раздвоение мира на «земной», естественный, постигаемый органами чувств, и «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный, трансцендентный) [3, с.28].
Подобные мысли и у А.С. Кармина: 1) религиозные идеи не обосновываются, а принимаются на основе веры и не подлежат никакой критике, философия же стремится аргументировать все свои утверждения; 2) в отличие от религии, философия постоянно подвергает критике свои собственные выводы; 3) религия авторитарна, навязывает человеческому разуму определенные «сверхразумные» догматы, философия же требует самостоятельности мышления, в ней разум не подчиняется никаким авторитетам [2, с. 487].
Диалектика взаимодействия философии и религии проявляется в: 1) религизации философии: а) религиозности философии; б) учете в деятельности философа уровня и направленности религиозности в обществе; 2) философизации религии: а) занятии философией служителей культа; б) создании философских школ (направлений) на религиозной основе [4].
Религия сближается с философией при решении задачи доказательства бытия Божия, рационального обоснования религиозных догматов. Образуется особое философское направление - религиозная философия (теология, теоретическое богословие). Существуют различные религиозно-философские доктрины, в которых религиозное содержание подкрепляется философской аргументацией [2, с.487].
- 1. Мировоззрение, его общественно-исторический характер и структура.
- 2. Структура мировоззрения
- 3. Исторические типы мировоззрения: миф, философия.
- 7. Философия, ее предмет, роль в обществе и основные функции.
- 8. Содержание функций философии.
- 9. Отличие фил и наук
- 10. Основания научного знания
- 11.История философии и история науки. Общее и различное.
- 12. Проблем научности философского мировоззрения.
- 13.Существует ли основной вопрос философии? историчная постановка и варианты решений.
- 14. Философия и культура
- 15. Проблема метода в философии.
- 16. Предфилософия Древней Греции
- 17. Предфилософия Древней Индии
- 18. Предфилософия Древнего Китая
- Конфуцианство
- Даосизм
- 19. Милетская школа.
- 19.Раннегреческая натурфилософия. Милетская школа.
- 20. Гераклит
- 21. Элеаты
- Состав школы
- Характеристика философского учения
- 22. Онтологизм античности.
- 23. Софисты.
- 25. Философия Сократа и Платона.
- 27. Аристотель: открытие перспективы «знания» и модуля образа философии.
- 30. Философские школы эпохи эллинизма
- 31. Эпикурейцы и стоики
- 32. Общие черты средневековой философии.
- 34. Спор об универсалиях
- 35. Фомы Аквинского
- 38. Философия эпохи возрождения
- 44. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции
- 1. Декарт – основоположник рационализма, значение его философии.
- 45. Томас Гоббс философия
- 46. Б. Спиноза: учение о субстанции
- 48. Джон Локк: сенсуализм
- 49. Субъективный идеализм Дж. Бекрли и д. Юма.