logo search
ответы

3. Исторические типы мировоззрения: миф, философия.

 

Мировоззрение – форма общественного самосознания человека, через которую он осмысливает, оценивает, воспринимает окружающий мир, определяя свое место в нем и выражая специфическим образом свое отношение к миру.

1) Мифология – самая ранняя форма мировоззрения. Миф создавался для объяснения природных и социальных явлений. Человек не видел различия между человеческой деятельностью и окружающим миром, не отделял себя от мира, а отождествлял себя с ним, переносил свои общечеловеческие качества на неодушевленный мир. Первобытные люди жили в мифе, в их сознании не было четкой границы между миром и человеком, жизнью и смертью, мыслью и эмоцией, реальностью и фантазией, символом и его значением.

Следовательно, мифология – эмоционально-чувственная форма отражения мира в сознании человека.

2) Философия. Зарождается как бескорыстная любовь, стремление к мудрости, истине, пересмотр мифов с точки зрения разума. Происходит переход от чувственно-эмоционально-образного мышления к мышлению теоретическому (критическому, логическому).

Философия – система наиболее общих теоретических взглядов на мир как целое, место в нем человека, уяснение, понимание различных форм отношения человека к миру.

Сущность философии – в размышлении над свеобщими проблемами и законами в системе «человек-мир».

Философское мировоззрение – максимально систематизированное и теоретически обобщенное отражение мира в понятийно-рефлексийной форме.

Рефлексия – отражает единство субъективного и объективного, это ядро философии, отражает способ мышления, направленный на анализ своих мыслей и переживаний, предельно-всеобщих оснований и предпосылок бытия и мышления, всегда носит личностный характер, обеспечивает познание не только чувственного и понятийного мира, но и выйти за их пределы, понять трансцендентную сущность бытия, мира.

4. МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (греч. mythos — речь, слово, рассказ,  повествование, сказание, предание) —  разновидность мыслительной деятельности, архаическая форма осмысления действительности (Архаика), в котором синкретически соединены первобытные верования, художественное освоение мира, зачатки эмпирических знаний.  МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ связано с чувственным восприятием действительности и облекается в образную форму, обобщение предстает в виде единично-типического, абстрагирующая способность развита слабо.  Отсутствует осознание отличия человека от внешней природы, индивидуальное сознание не вычленено из группового, не расчленяются образ и предмет, субъективное и объективное, принципы деятельности не отделены от деятельности.  Способность мышления фиксировать свойства вещей и закреплять данные свойства за данной вещью развита слабо, еще не сформированы логические структуры опосредования, обоснования, доказательства. Объяснение представляет собой рассказ о том, почему, откуда, каким образом, для чего что-то возникло.  Выводы часто основаны на принципе «после этого — значит вследствие этого».  Указанные особенности мышления обнаруживаются в языке. Отсутствуют имена, фиксирующие родовые понятия, но имеется множество слов, обозначающих данный предмет со стороны его разных свойств, на разных стадиях развития, в разных точках пространства, в разных ракурсах восприятия.  Одна и та же вещь имеет разные названия, а различным предметам и существам (живым и неживым, животным и растениям, предметам природы и людям и т.д.) приписывается одно имя.  МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ проявляется и ныне, причем не только в «отсталых», но и в высокоразвитых культурах.

5. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

В религиозном мировоззрении также отражается земная жизнь людей, но религия воспроизводит действительность в превратном, фантасгически извращенном виде. В религиозном представлении мир раздваивается на существующий и вымышленный, при этом земные силы приобретают форму неземных. В религиозных образах и представлениях люди воплощают свои чаяния, чувства, стремления. Незаметно для себя они переносят на окружающий мир природы свои чисто человеческие свойства и те отношения, которые присущи общественной жизни людей.

Зачатки религии начали формироваться несколько десятков тысяч лет назад. Испытывая огромные трудности в борьбе за существование, страшась непонятных явлений, человек стал приписывать силам природы сверхъестественный смысл. Это извращенное понимание действительности прошло ряд ступеней в своем развитии и в конце концов привело к возникновению современных религий

Наши далекие предки были не только бессильны перед грозными стихийными явлениями, такими, как наводнения и бури, но и беспомощны по отношению к повседневным явлениям, не имели защиты от холода, жили под угрозой голода. Человек имел в своем распоряжении только самые простые орудия труда, сделанные из камня или из дерева. В поисках пищи люди вынуждены были постоянно менять место своих стоянок. Будет ли завтра и послезавтра у них пища - это во многом зависело от удачи на охоте. На каждом шагу угрожали человеку и другие опасности, нападение хищного зверя, удар молнии, лесной пожар...

Не зная естественных причин явлений природы, не понимая того, что происходит вокруг них, люди стали одухотворять предметы и силы природы наделять их сверхъестественными свойствами. Различные благоприятные явления они считали добрыми, а те, которые приносили болезни, голод, смерть, наоборот, — злыми. Позднее люди стали представлять себе эти явления в виде могущественных существ - духов, демонов и т. д.

Обожествлял человек и животных. У людей, которые занимались главным образом рыболовством, обожествлялись рыбы. С переходом к земледелию и с приручением животных в первобытном обществе появляются боги в виде свиньи, собаки и других домашних животных, от которых люди ждали помощи в их хозяйственной жизни.

О том, что наши предки когда-то одухотворяли явления природы, говорят, например, такие факты. Негритосы Андаманских островов (в Индийском океане), стоящие на очень низкой ступени общественного развития, и сейчас верят в то, что Солнце, Луна и звезды — это живые сверхъестественные существа. Об олицетворении животных рассказывает в своей известной книге "В дебрях Уссурийского края" В. К. Арсеньев. Нанаец Дерсу Узала на вопрос, почему он называет диких кабанов людьми, ответил: "Это все равно люди, только рубашка другой. Обмани понимай, сердись понимай, кругом понимай. Все равно люди". Нанаец считал живыми и огонь, и воду, и лес...

В рамках любой религии есть системность (система ответов на вопросы). Но философия формулирует свои выводы в рациональной форме, а в религии - акцент на веру. Религия предполагает готовые ответы на вопросы.

Религиозная доктрина не терпит критики. Любая религия предлагает человеку идеалы и сопровождается обрядами и ритуалами (конкретными действиями).

Каждое развитое религиозное учение содержит отпечатки выраженной системности.

Религиозное мировоззрение также характеризуется следующими чертами:

1. символизм (каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление Божественной воли), через символ осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами,

2. носит ценностный характер отношения к действительности (действительность - это пространственно-временная протяженность борьбы добра со злом),

3. время также связано со Священной историей (время до и после Рождества Христова),

4. откровение признается за слово Божье и это ведет к абсолютизации слова (логоса), логос становится образом Бога.

6. СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИИ

Отмечая сходство философии и религии, следует сказать, что в религии, как и в филосо­фии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исхо­дить в своей жизни; фундаментальные религиозные идеи - о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. - по своему характеру сходны с философскими [2, с.486]. Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог), является формой общественного сознания  [1].

Г.В.Ф. Гегель, сравнивая религию с философией, обращал внимание на то, что "различие двух сфер не должно быть понимаемо так абстрактно, как будто мыслят лишь в философии, а не в религии; в последней также имеются представления, общие мысли". Более того, "рели­гия имеет общее содержание с философией, и лишь их формы различны".

Различие между религией и философией по Гегелю, в том, что философия зиждется на понятиях и представлениях, а религия - в основном на представлениях (т. е. конкретно-чувственных образах). Поэтому философия может понять религию, а религия философию - нет. "Философия, как постигающее мышление... - указывает он,- обладает перед представле­нием, являющимся формой религии, тем преимуществом, что она понимает и то и другое: она может понимать религию, она понимает также рационализм и супранатурализм, пони­мает также и себя, но обратное не имеет места; религия, опирающаяся на представления, по­нимает лишь то, что стоит на одной и той же точке зрения с нею, а не философию, понятие, всеобщие определения мысли". В религии делается упор на веру, культ, откровение, а в фило­софии - на интеллектуальное постижение. Тем самым философия дает дополнительную воз­можность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии - мысль и знание. Религия догматична, а философия антидог­матична. В религии есть культ в отличие от философии. Карл Ясперс писал: «Призна­ком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самоё себя» [1].

Обратимся к другим мнениям. Н.А. Моисеева и В.И. Сороковикова отмечают особенности: 1) мировоззрения (в филосо­фии опора на рационально-теоретическое зна­ние, врелигии - на веру, вера в сверхъестест­венное - основа религиозного мировоззре­ния); 2) мышления (философская мысль нуждается в свободе от догм, она не должна быть скована ника­ким авторитетом и может все подвергнуть сомнению, религия нуждается в автори­тете и признает некие истины на веру, не требуя доказа­тельств); 3) сознания(философия пытается дать целостное представление о мире, в религии же происходит раздвоение мира на «зем­ной», естественный, постигаемый органами чувств, и «небес­ный», сверхъестественный, сверхчувственный, трансцендентный) [3, с.28].

Подобные мысли и у А.С. Кармина: 1) религиозные идеи не обосновываются, а принимаются на основе веры и не подлежат никакой критике, философия же стремится аргументировать все свои ут­верждения; 2) в отличие от религии, философия постоянно подвергает критике свои собствен­ные выводы; 3) религия авторитарна, навязывает человеческому разуму определен­ные «сверхразумные» догматы, философия же требует самостоятельности мышления, в ней разум не подчиняется никаким авторитетам [2, с. 487].

Диалектика взаимодействия философии и религии проявляется в: 1) религизации фило­софии: а) религиозности философии; б) учете в деятельности философа уровня и направ­ленности религиозности в обществе; 2) философизации религии: а) занятии филосо­фией служителей культа; б) создании философских школ (направлений) на религиозной ос­нове [4].

Религия сближается с философией при решении задачи доказательства бытия Божия, ра­ционального обоснования религиозных догматов. Образуется особое философское направле­ние - религиозная философия (теология, теоретическое богословие). Существуют различные религиозно-философские доктрины, в которых религиозное содержание подкрепля­ется философской аргументацией [2, с.487].