Конфуцианство
Родоначальник – Кун Фу-цзы (Конфуций), жил в 551-479 гг. до н.э. В 50 лет основал школу. У него было много учеников, которые записывали его мысли. Так возникла книга «Лунь юй» («Беседы и высказывания»). Эту книгу всякий образованный китаец должен был знать наизусть, ею он руководствовался всю жизнь. Для него высшая сила – это небо. Оно следит за порядком и справедливостью на земле. Он познал волю неба в 50 лет, когда начал проповедовать. Небо у Конфуция – это судьба, рок. Он разделял культ предков. В центре внимания конфуцианцев – взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания. Характерная черта древнекитайского мировоззрения – культ прошлого.
Конфуцианское учение о нравственности опирается на такие понятия как «взаимность», «золотая середина», «человеколюбие», составляющие вместе «правильный путь» - дао. Этому пути должен следовать всякий, кто желает жить в согласии с самим собой, с другими людьми, с мирозданием – жить счастливо. «Золотая середина» - середина в поведении людей. Находить эту середину нелегко. Основа человеколюбия – «жень» - «почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям. «Взаимность» - «Не делай другим того, чего не желаешь себе».
Конфуций создал образ «благородного мужа», которого он противопоставил «низкому человеку» или простолюдину. «Благородный муж» следует долгу и закону, требователен к себе, ему можно доверять большие дела, он живет в согласии с другими людьми, он идет на смерть ради людей и долга.
«Благородный муж» управляет народом. Ключ к управлению народом – в силе нравственного примера вышестоящих. для нижестоящих. «Низкий человек» - думает о том, как лучше устроиться и получить выгоду, требователен не к себе, а к другим людям, не знает велений неба (в отличие от «Благородного мужа»), оставляет без внимания слова мудрых.
- 1. Мировоззрение, его общественно-исторический характер и структура.
- 2. Структура мировоззрения
- 3. Исторические типы мировоззрения: миф, философия.
- 7. Философия, ее предмет, роль в обществе и основные функции.
- 8. Содержание функций философии.
- 9. Отличие фил и наук
- 10. Основания научного знания
- 11.История философии и история науки. Общее и различное.
- 12. Проблем научности философского мировоззрения.
- 13.Существует ли основной вопрос философии? историчная постановка и варианты решений.
- 14. Философия и культура
- 15. Проблема метода в философии.
- 16. Предфилософия Древней Греции
- 17. Предфилософия Древней Индии
- 18. Предфилософия Древнего Китая
- Конфуцианство
- Даосизм
- 19. Милетская школа.
- 19.Раннегреческая натурфилософия. Милетская школа.
- 20. Гераклит
- 21. Элеаты
- Состав школы
- Характеристика философского учения
- 22. Онтологизм античности.
- 23. Софисты.
- 25. Философия Сократа и Платона.
- 27. Аристотель: открытие перспективы «знания» и модуля образа философии.
- 30. Философские школы эпохи эллинизма
- 31. Эпикурейцы и стоики
- 32. Общие черты средневековой философии.
- 34. Спор об универсалиях
- 35. Фомы Аквинского
- 38. Философия эпохи возрождения
- 44. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции
- 1. Декарт – основоположник рационализма, значение его философии.
- 45. Томас Гоббс философия
- 46. Б. Спиноза: учение о субстанции
- 48. Джон Локк: сенсуализм
- 49. Субъективный идеализм Дж. Бекрли и д. Юма.