7. Философия, ее предмет, роль в обществе и основные функции.
Предмет философии – мир как единое целостное образование, объективно существующее, в основе которого лежат объективные законы его существования и развития. Отличие предмета философии от других наук – его всеобщий универсальный характер.
Философия («любовь к мудрости», «эпоха, схваченная в мысли» - Гегель) – это вечный поиск истины, разрешение диалектики мира, рефлексия мира и общества, носит как всеобщий универсальный, так и конкретно-исторический характер, обусловленный развитием социо-культурного бытия общества, науки и практики.
Сформировалось понятие философии в Древней Греции (VI-V вв. до н.э., Пифагор). Возникновение философии обусловлено конкретно-историческим социокультурным полем бытия общества (экономические, социальные, политические условия, духовные предпосылки). Связано с переходом от первобытно-общинного к классовому обществу и разделением труда.
Философия - это система наиболее общих теоретических взглядов на мир в целом (точнее, на мир как целое), место в нем человека, уяснение, понимание различных форм отношения человека к миру. Сущность философии - в размышлениях над всеобщими проблемами в системе “человек – мир”.
Предмет философии конкретно-историчен (т.е. менялся по эпохам). Сфера философской проблематики в ту или иную эпоху вытекала и вытекает в конечном счете из конкретно-исторических условий жизни людей, их опыта и знаний. Решение “вечных” философских проблем в любую эпоху не должно претендовать на получение абсолютной истины в последней инстанции - на окончательное слово в философии. Это не означает нерешаемости философских проблем. Можно говорить об их решаемости для определенного этапа развития общества, характеризующегося определенным уровнем развития производства, науки, духовной культуры в целом, которые и создают условия для появления философов, подготовленных к постановке и решению данных проблем. Да и сама необходимость в постановке этих проблем тоже “вызревает” исторически.
Предмет философии - мир в целом, или мир как целое (т.е. природа, общество, человек) в своих наиболее общих закономерностях и исследуемый не сам по себе, а сквозь призму человеческого к нему отношения, т.е. сквозь призму человеческих оценок, целей, интересов. Речь идет не о получении знания обо всем на свете и в подробностях, речь идет о познании всеобщих закономерностей и осмыслении предельно общих вопросов. То есть предметом философии является всеобщее в системе “человек – мир”: наиболее общие основания, универсальные принципы, первоначала бытия, возможности человеческого познания, смысл человеческого бытия... Внутренний мир человека, место человека в мире - тоже предмет философской рефлексии.Здесь можно усмотреть внутреннюю противоречивость самого предмета философии. Всеобщие, универсальные вопросы и проблемы предполагают всеобщие, универсальные ответы. Но человек не может удовлетвориться всеобщими абстракциями, он ищет ответ не только для всех людей, но и для себя. Он хочет знать не только о том, в чем смысл человеческой жизни вообще, но и о том, в чем смысл именно его жизни, на какие ценности он должен ориентироваться и т.д.
- 1. Мировоззрение, его общественно-исторический характер и структура.
- 2. Структура мировоззрения
- 3. Исторические типы мировоззрения: миф, философия.
- 7. Философия, ее предмет, роль в обществе и основные функции.
- 8. Содержание функций философии.
- 9. Отличие фил и наук
- 10. Основания научного знания
- 11.История философии и история науки. Общее и различное.
- 12. Проблем научности философского мировоззрения.
- 13.Существует ли основной вопрос философии? историчная постановка и варианты решений.
- 14. Философия и культура
- 15. Проблема метода в философии.
- 16. Предфилософия Древней Греции
- 17. Предфилософия Древней Индии
- 18. Предфилософия Древнего Китая
- Конфуцианство
- Даосизм
- 19. Милетская школа.
- 19.Раннегреческая натурфилософия. Милетская школа.
- 20. Гераклит
- 21. Элеаты
- Состав школы
- Характеристика философского учения
- 22. Онтологизм античности.
- 23. Софисты.
- 25. Философия Сократа и Платона.
- 27. Аристотель: открытие перспективы «знания» и модуля образа философии.
- 30. Философские школы эпохи эллинизма
- 31. Эпикурейцы и стоики
- 32. Общие черты средневековой философии.
- 34. Спор об универсалиях
- 35. Фомы Аквинского
- 38. Философия эпохи возрождения
- 44. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции
- 1. Декарт – основоположник рационализма, значение его философии.
- 45. Томас Гоббс философия
- 46. Б. Спиноза: учение о субстанции
- 48. Джон Локк: сенсуализм
- 49. Субъективный идеализм Дж. Бекрли и д. Юма.