31. Эпикурейцы и стоики
Среди доминирующих школ раннего эллинизма IV — I века до н. э. были эпикуреизм и стоицизм. Именно эти учения стали господствующими рационалистическими направлениями в греческой и римской философии.
Основатель эпикуреизма, Эпикур (342 – 270 гг. до н. э.) утверждал, что все наши действия должны быть подчинены наслаждению (гедоне – греч.). В тоже время, именно ему принадлежит утверждение: «Если вы хотите сделать Пифокла богатым, не давайте ему денег, а ограничьте его желания». Таким образом, чем меньше у нас желаний, тем легче мы достигаем счастья. При этом мудрый человек должен избегать государственной жизни. Эпикур, как и Демокрит (ок. 460-370 гг.), исходил из индивидуалистических позиций. Человек и его чувства являются основным критерием морали. Но Эпикур, в отличие от Демокрита, не обосновывал необходимость полного подчинения индивида интересам государства.
Эпикур выступал против скептицизма: если человек полагает, что он ничего не знает, тогда он не может предпочесть одно действие другому? А если ничего нельзя знать, тогда он должен спросить себя, откуда он знает, что ничего нельзя знать?
Дидактическая поэма римского эпикурейца Тита Лукреция Кара (98-55 гг. до н. э.) «De Rerum Natura», состоящая из шести книг, является продолжением философии Эпикура о природных силах и явлениях. Написано это сочинение по образу поэмы Эмпедокла «О природе». Целью данного труда было освободить человека от страхов перед сверхъестественным и объяснить, что все явления природы имеют физическую, а не метафизическую основу. В третьей книге поэт утверждает, что душа и тело созданы из атомов, и душа умирает вместе с телом.
Против философии Эпикура выступили стоики. В наилучшей форме сохранилась работы таких представителей стоицизма, как Клеанф из Асса в Троаде (264-232 гг. до н.э.), Хрисипп из Сол в Киликии (ок. 281/277-208/205 гг. до н.э.). Доктрина стоиков состояла из трех разделов: логики, физики и этики. Они утверждали, что все существующее телесно. Все вещи, даже душа и Бог материальны. В основе всего стоит огонь (Логос Гераклита). Огонь является первопричиной всего существующего. Всем миром управляет разум.
Всей вселенной управляет жесткие законы необходимости, имеющие причины и последствия. Не может быть подлинной свободы в мире, управляемом необходимостью. Следовательно, человек не свободен. Таким образом, если человек не может повлиять на категорию безразличных вещей, то он может над ними возвыситься, преодолеть их внутри самого себя.
Стоическая этическая философия отражает кризис духовной жизни древнегреческого общества, его политический и экономический упадок. Стоиками проповедуется этика «сознательного отказа», осознанного смирения с судьбой. Стоики внесли новшество в греческую концепцию счастья (eudaemonia). Качествами идеального стоического мудреца являются терпимость и сдержанность. Мудрый человек не должен хотеть того, что не в его власти. Лишь добродетель стоики считали счастьем.
- 1. Мировоззрение, его общественно-исторический характер и структура.
- 2. Структура мировоззрения
- 3. Исторические типы мировоззрения: миф, философия.
- 7. Философия, ее предмет, роль в обществе и основные функции.
- 8. Содержание функций философии.
- 9. Отличие фил и наук
- 10. Основания научного знания
- 11.История философии и история науки. Общее и различное.
- 12. Проблем научности философского мировоззрения.
- 13.Существует ли основной вопрос философии? историчная постановка и варианты решений.
- 14. Философия и культура
- 15. Проблема метода в философии.
- 16. Предфилософия Древней Греции
- 17. Предфилософия Древней Индии
- 18. Предфилософия Древнего Китая
- Конфуцианство
- Даосизм
- 19. Милетская школа.
- 19.Раннегреческая натурфилософия. Милетская школа.
- 20. Гераклит
- 21. Элеаты
- Состав школы
- Характеристика философского учения
- 22. Онтологизм античности.
- 23. Софисты.
- 25. Философия Сократа и Платона.
- 27. Аристотель: открытие перспективы «знания» и модуля образа философии.
- 30. Философские школы эпохи эллинизма
- 31. Эпикурейцы и стоики
- 32. Общие черты средневековой философии.
- 34. Спор об универсалиях
- 35. Фомы Аквинского
- 38. Философия эпохи возрождения
- 44. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции
- 1. Декарт – основоположник рационализма, значение его философии.
- 45. Томас Гоббс философия
- 46. Б. Спиноза: учение о субстанции
- 48. Джон Локк: сенсуализм
- 49. Субъективный идеализм Дж. Бекрли и д. Юма.