45. Томас Гоббс философия
Томас Гоббс (1588 - 1669)
Англичанин, сын сельского священника и крестьянки, окончил один из колледжей Оксфордского университета, не раз был на континенте, знаком с Галилеем, Гассенди, Декартом. Эмигрировал в Париж вместе с роялистами в 1642 году, в 1651 году возвратился в Англию. После смерти Кромвеля большие неприятности. Главная книга «Левиафан» была запрещена и внесена в Индекс.
Главная цель - построение социально-философской концепции, онтология и гносеология - всего лишь средства.
Исходный пункт - концепция двух истин. Теология и религия нужны обществу. Религиозные воззрения не поддаются рационализации и не нуждаются в ней. Философия - продукт разума, ее цель - объяснять человеку мир и самого себя. Главное средство - познание причинных связей.
Демонстрирует позицию эмпирицизма в сенсуалистическом варианте. Все «порождено первоначально в органах ощущения».
Пытается дополнить эту позицию признанием значимости теоретического знания. (Гоббс был секретарем Фрэнсиса Бэкона.) Теоретические положения обладают достоинствами всеобщности и необходимости. Ни в каком опыте невозможно почерпнуть достоинство всеобщности и необходимости теоретических положений. Отсюда и рационализм Гоббса. Придает, в отличие от Бэкона, большое значение математике. Влияние оказывает эмпирицизм.
Математическое знание пытается увязать не с чувственным опытом, а со словами человеческого языка. Общее - всего лишь языковой знак (номинализм оккамовского типа, Гоббс хорошо знал Оккама), поэтому реально существуют только единичные вещи, а общее - в уме человека. Соответственно, слова, означающие общее, означают мысли человека, а не реалии. Связь имен с вещами условна, слова произвольны и субъективны, слова - метки вещей. Не могут быть средством общения людей. Они стали средством общения людей, когда они приобрели значение имен-знаков в результате соглашения между людьми о закреплении их значений. Номиналистский конвенционализм (термин 19 века).
Имена-знаки означают мысли, имеющие общее содержание; опираясь на имена-знаки, можно мыслить рационально, только в рамках соглашения между людьми. Никакой объективности за этим нет. Язык есть творчество самого человека, Гоббс отрицает идею богоданности языка. Как и в случае Оккама в 14 веке, номиналистическая позиция служит для критики схоластики.
Трактовка математики. Гоббс отрицает декартовское положение о врожденности знаний и отрицает декартовскую интеллектуальную интуицию. Есть и должна быть дефиниция. Понятиям нужно давать четкие, ясные определения, они и являются основой теоретического знания.
Номинализм Гоббса связан с его материализмом в определенных вопросах.
Вопреки Декарту, из декартовского cogito ergo sum Гоббс заключает о существовании телесной субстанции.
На Декарта посыпалась масса возражений, Гоббс тоже написал свое.
Мышление человека сомневается, а не человек как телесное существо. Следовательно, доказательство мышления, а не движения.
Гоббс: нет мыслящей субстанции как субстанции, нет души, все психические свойства - проявления функций тела.
«Целое есть не более, чем сумма частей». Позиция редукционизма. Отсюда следует гигантская роль анализа. Синтетический метод Гоббс привлекает, но гораздо меньше, только при разработке философских проблем.
- 1. Мировоззрение, его общественно-исторический характер и структура.
- 2. Структура мировоззрения
- 3. Исторические типы мировоззрения: миф, философия.
- 7. Философия, ее предмет, роль в обществе и основные функции.
- 8. Содержание функций философии.
- 9. Отличие фил и наук
- 10. Основания научного знания
- 11.История философии и история науки. Общее и различное.
- 12. Проблем научности философского мировоззрения.
- 13.Существует ли основной вопрос философии? историчная постановка и варианты решений.
- 14. Философия и культура
- 15. Проблема метода в философии.
- 16. Предфилософия Древней Греции
- 17. Предфилософия Древней Индии
- 18. Предфилософия Древнего Китая
- Конфуцианство
- Даосизм
- 19. Милетская школа.
- 19.Раннегреческая натурфилософия. Милетская школа.
- 20. Гераклит
- 21. Элеаты
- Состав школы
- Характеристика философского учения
- 22. Онтологизм античности.
- 23. Софисты.
- 25. Философия Сократа и Платона.
- 27. Аристотель: открытие перспективы «знания» и модуля образа философии.
- 30. Философские школы эпохи эллинизма
- 31. Эпикурейцы и стоики
- 32. Общие черты средневековой философии.
- 34. Спор об универсалиях
- 35. Фомы Аквинского
- 38. Философия эпохи возрождения
- 44. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции
- 1. Декарт – основоположник рационализма, значение его философии.
- 45. Томас Гоббс философия
- 46. Б. Спиноза: учение о субстанции
- 48. Джон Локк: сенсуализм
- 49. Субъективный идеализм Дж. Бекрли и д. Юма.