46. Б. Спиноза: учение о субстанции
Спиноза: Основу его философской системы составляет учение о субстанции. Субстанция - единая, вечная и бесконечная природа. Субстанция одна, она есть причина самой себя. Она не нуждается ни в чем другом для того, чтобы существовать. Природа разделяется на творящую и сотворенную природы. Природа творящая есть бог, единая субстанция. Отождествляя природу и бога, Спиноза отрицает существование сверх природного, что называется пантеизмом. Субстанция обладает двумя главными атрибутами: мышлением и протяжением (существуют при ней, но и растворены в ней). Материя протяженна им мыслить. Мышление - способ самосознания природы, оно тем совершеннее, чем шире круг вещей, с которыми сталкивается человек. От субстанции (не обусловленное бытие) Спиноза отличает конечные вещи - модусы, которые отличаются от субстанции тем, что они зависят от внешней причины. Они характеризуются не только своей конечностью, но и изменением, движением. 3 уровня познания: 1) Воображение (его характеризует беспорядочный опыт) 2) Ум (человек собирает знания с помощью доказательств) 3) Ум (знание достигается с помощью интуиции, без опыта и доказательств) Модусы - процессы, которые порождает субстанция.
47. Лейбниц: продолжатель идей Платона (объективный идеализм). Мир состоит из мельчайших элементов - монад - духовных элементов бытия, которые обладают самостоятельностью, непрерывно изменяются. Бог возвышается над миром, создает монады, которые не могут распасться на более простые. Монада - простая и непротяженная, обладает внутренней энергией (монада- ничто) - живой нуль -живое духовное начало. В основе любой вещи лежит совокупность монад, которые синхронно действуют и взаимодействуют между собой. Отвергал представление о времени и пространстве, как о самостоятельных началах, существующих независимо от материи. Он рассматривал пространство как порядок взаимного (расположения) тел, которые существуют вне друг друга. Ввел некоторые обозначения которыми пользуются и сейчас ò, dx. Все доступные человеку знания Лейбниц делит на 2 вида: 1) истины разума (знания, полученные с помощью разума без практики и опыта) 2) истины факта (знания, полученные из наблюдений и опыта). Для высшей монады, обладающей абсолютным знанием, истины факта не существует, все ее знания представлены в форме истин разума.
- 1. Мировоззрение, его общественно-исторический характер и структура.
- 2. Структура мировоззрения
- 3. Исторические типы мировоззрения: миф, философия.
- 7. Философия, ее предмет, роль в обществе и основные функции.
- 8. Содержание функций философии.
- 9. Отличие фил и наук
- 10. Основания научного знания
- 11.История философии и история науки. Общее и различное.
- 12. Проблем научности философского мировоззрения.
- 13.Существует ли основной вопрос философии? историчная постановка и варианты решений.
- 14. Философия и культура
- 15. Проблема метода в философии.
- 16. Предфилософия Древней Греции
- 17. Предфилософия Древней Индии
- 18. Предфилософия Древнего Китая
- Конфуцианство
- Даосизм
- 19. Милетская школа.
- 19.Раннегреческая натурфилософия. Милетская школа.
- 20. Гераклит
- 21. Элеаты
- Состав школы
- Характеристика философского учения
- 22. Онтологизм античности.
- 23. Софисты.
- 25. Философия Сократа и Платона.
- 27. Аристотель: открытие перспективы «знания» и модуля образа философии.
- 30. Философские школы эпохи эллинизма
- 31. Эпикурейцы и стоики
- 32. Общие черты средневековой философии.
- 34. Спор об универсалиях
- 35. Фомы Аквинского
- 38. Философия эпохи возрождения
- 44. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции
- 1. Декарт – основоположник рационализма, значение его философии.
- 45. Томас Гоббс философия
- 46. Б. Спиноза: учение о субстанции
- 48. Джон Локк: сенсуализм
- 49. Субъективный идеализм Дж. Бекрли и д. Юма.