35. Фомы Аквинского
С появлением христианства произошло расширение спектра эпистемологических вопросов. В дополнение к вопросам о том, что мы можем знать, возникли вопросы о том, во что мы можем верить в религиозном смысле, то есть вопросы о взаимосвязи религиозной веры и мирской мудрости, христианского откровения и греческого мышления.
Среди христианских теологов были и такие, для которых христианская вера и греческое мышление были принципиально несовместимы, и они считали недопустимыми попытки обосновать или понять христианскую веру с помощью философии и разума. Тертуллиан (ок. 160–222) именно так неодобрительно относился к философии. Выражением его отношения к этой проблеме стала знаменитая фраза credo quia absurdum (верую, потому что абсурдно). Для него вера независима от разума. Если разум утверждает бессмысленность веры, то вера относится к этому совершенно безразлично. Эта точка зрения представляет крайнюю позицию в понимании отношения религиозной (христианской) веры и мирской премудрости.
Менее жесткая позиция допускала определенную общую для веры и разума сферу. Ее придерживались некоторые ранние христианские теологи. Согласно им, в эпистемологическом смысле вера обладает преимуществом. Если возникает конфликт между верой и разумом, то права вера. Эта позиция была присуща большинству христианских теологов — от Августина до Фомы Аквинского. Но в ее рамках существовало несколько подходов. Согласно одному из них, вера обладает превосходством в том смысле, что именно благодаря ей становится возможным мышление: credo ut intelligam (верую, чтобы понять). Это означает, что без откровения и веры люди были бы слепы по отношению к важнейшим аспектам жизни. Августин придерживался этого подхода.
Другой подход состоял в том, что вера действительно обладает приоритетом, но только в отношении основных христианских истин. В основном же как вера (на основе откровения), так и разум (на основе опыта) являются независимыми и обладают одинаковым статусом. Отчасти они занимаются своими специфическими проблемами, отчасти — общими для обоих. В совместной для них области между верой и разумом существует гармония. Например, к этой области относится вопрос о существовании Бога, тогда как вопрос о его сущности относится к области веры, основанной на откровении. Такой гармонический синтез веры и разума пронизывает теологию (философию) Фомы Аквинского.
36. влияние христианского откровения и античной философии на философию средневековья
Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии. Мировоззрение и жизненные принципы раннехристианских общин первоначально формировались в противостоянии языческому миру. Однако по мере того как христианство приобретало все более широкое влияние и распространение, а потому стало нуждаться в рациональном обосновании своих догматов, появляются попытки использовать для этой цели учения античных философов. Разумеется, при этом им давалось новое истолкование.
Таким образом, средневековое мышление и миросозерцание определяли две разные традиции: христианское откровение, с одной стороны, и античная философия - с другой. Эти две традиции, конечно, не так легко было согласовать друг с другом. У греков, как мы помним, понятие бытия было связано с идеей предела (пифагорейцы), единого (элеаты), то есть с определенностью и неделимостью. Беспредельное, безграничное осознавалось как несовершенство, хаос, небытие. Этому соответствовали приверженность греков всему завершенному, обозримому, пластически оформленному, их любовь к форме, мере, соразмерности.
Напротив, в библейской традиции высшее бытие - Бог - характеризуется как беспредельное всемогущество. Не случайно своей волей он может останавливать реки и осушать моря и, нарушая законы природы, творить чудеса. При таком воззрении на Бога всякая определенность, все, что имеет границу, воспринимается как конечное и несовершенное: таковы сотворенные вещи, в отличие от их творца. Если представители одной традиции склонны были видеть в Боге прежде всего высший разум (и поэтому сближались с античными платониками), то представители другой подчеркивали как раз волю Бога, которая сродни Его могуществу, и видели в воле главную характеристику божественной личности.
- 1. Мировоззрение, его общественно-исторический характер и структура.
- 2. Структура мировоззрения
- 3. Исторические типы мировоззрения: миф, философия.
- 7. Философия, ее предмет, роль в обществе и основные функции.
- 8. Содержание функций философии.
- 9. Отличие фил и наук
- 10. Основания научного знания
- 11.История философии и история науки. Общее и различное.
- 12. Проблем научности философского мировоззрения.
- 13.Существует ли основной вопрос философии? историчная постановка и варианты решений.
- 14. Философия и культура
- 15. Проблема метода в философии.
- 16. Предфилософия Древней Греции
- 17. Предфилософия Древней Индии
- 18. Предфилософия Древнего Китая
- Конфуцианство
- Даосизм
- 19. Милетская школа.
- 19.Раннегреческая натурфилософия. Милетская школа.
- 20. Гераклит
- 21. Элеаты
- Состав школы
- Характеристика философского учения
- 22. Онтологизм античности.
- 23. Софисты.
- 25. Философия Сократа и Платона.
- 27. Аристотель: открытие перспективы «знания» и модуля образа философии.
- 30. Философские школы эпохи эллинизма
- 31. Эпикурейцы и стоики
- 32. Общие черты средневековой философии.
- 34. Спор об универсалиях
- 35. Фомы Аквинского
- 38. Философия эпохи возрождения
- 44. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции
- 1. Декарт – основоположник рационализма, значение его философии.
- 45. Томас Гоббс философия
- 46. Б. Спиноза: учение о субстанции
- 48. Джон Локк: сенсуализм
- 49. Субъективный идеализм Дж. Бекрли и д. Юма.