Вопрос 24. Общая характеристика классической немецкой философии.
Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом - годом смерти Гегеля - с другой (либо более поздней антропологической, материалистической философией Фейербаха, который, однако, вошел в противоречие с основным характером немецкой философии этого периода - ее идеализмом). По целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития (идей Возрождения, Нового Времени, Просвещения). Основными представителями этой философии были основоположник ее Иммануил Кант, его последователь Фихте, Шеллинг, противник кантианской философии Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
Что касается общей характеристики классической немецкой философии, то в ней происходит смещение акцентов (по сравнению, напр., с мыслью Просвещения) с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории. При этом уже у Канта ясно выражена мысль об автономности человека и его истории относительно природы. До этого философы знали, с одной стороны, природу,. а с другой - человека, который рассматривался как особого рода природное тело, наделенное нетелесной душой. Представители немецкой классики впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. И только глядя на него как на продукт культуры, можно разгадать целый ряд философских загадок. Также немецкая классика идет дальше рационализма Нового времени (Декарта, Лейбница, которые считали, что о сущности мира мы узнаем, лишь погрузившись в глубины самого разума, поскольку чувственное многообразие природных тел скрывает от нас основу бытия). В немецкой классике речь идет о разумно организованной действительности, где сущность мира открывается нам непосредственно. И чем дальше продвигается мысль немецких философов, тем яснее то, что речь идет не о первозданной природе, а о мире культуры, организованном в соответствии с законами Истины, Добра и Красоты (метафизика, этика и эстетика - три части философии Канта, которые посвящены открытию этих законов). Немецкие философы выводят этот мир культуры из деятельности человеческого духа, и мыслящий субъект, таким образом, оказывается основой мироздания. Деятельность людей толкуется ими только как духовная деятельность, а потому на самые фундаментальные вопросы представители классической немецкой философии отвечают с позиции сначала субъективного (Кант), и лишь затем объективного идеализма (Гегель).
Другая особенность этой философии заключается в том, что, обратившись к исследованию субъекта, к исследованию его деятельных способностей, немецкие философы покидают уровень популярного изложения философии. "Вплоть до появления кантовской философии, - пишет в этой связи Гегель, - публика еще шла в ногу с философией; до появления кантовского философского учения философия возбуждала к себе всеобщий интерес. Она была доступна и ее желали знать; знание ее входило вообще в представление об образованном человеке. Ею поэтому занимались практики, государственные люди.
Таким образом, одна из особенностей классической немецкой философии проявилась в том, что она была обречена на общественный неуспех. Иначе говоря, она не могла стать популярной. И это по той простой причине, что не может быть популярной серьезная наука. Всякая популяризация науки ведет к тому, что поступаются сначала научной формой ради простоты изложения, а затем самим содержанием - ради простоты восприятия. Что касается немецкой классики, то здесь была поставлена противоположная задача. Кант и Фихте в особенности стремились превратить философию в науку. Именно с этим связаны приемы дедукции (логического выведения и обоснования) и конструкции (метафизические и диалектические), которые они использовали для построения философской теории.
- Вопрос 1. Предмет философии. Функции и сущность философии, ее место и роль в культуре.
- Вопрос 2.Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.
- Вопрос 3. Основные направления в философии: материализм и идеализм, их виды.
- Вопрос 4. Понятие метода в философии: диалектика и метафизика, их разновидности.
- Вопрос 5. Становление философии. Основные этапы развития философии: общая характеристика.
- Вопрос 6. Общая характеристика философии древнего Китая.
- Вопрос 7. Общая характеристика философии древней Индии.
- Вопрос 8. Античная философия. Основные направления и школы античной философии.
- Вопрос 9. Гераклит и элеаты.
- Вопрос 10. Школа Пифагора.
- Вопрос 11. Философское учение Сократа.
- Вопрос 12. Платон.
- Вопрос 13. Аристотель.
- Вопрос 14. Философия раннего эллинизма.
- Вопрос 15. Общая характеристика средневековой философии.
- 1. Теоцентризм. Монотеизм. Бог. Принцип абсолютной личности.
- 2. Креационизм.
- 3. Провиденциализм. Время.
- 4. Символизм. Средневековая герменевтика.
- 5. Реализм и номинализм.
- 6. Откровение и вера. Философский смысл заповедей Христа.
- 7. Средневековая теодицея.
- Вопрос 16. Религиозное учение Августина Блаженного.
- Вопрос 17. Философия Фомы Аквинского (томизм).
- Вопрос 18. Специфика философии эпохи Возрождения.
- 1. Антропоцентризм - принцип возрожденческой философии.
- 2. Человек - творец, художник.
- 3. Гуманизм.
- Вопрос 19. Становление научной картины мира.
- Вопрос 20. Социально-политические идеи эпохи Возрождения.
- Вопрос 21. Философия эпохи нового времени: общая характеристика. Учение ф. Бекона и р. Декарта о познании.
- 1. Философия Бэкона.
- 2. Философия Декарта (картезианство).
- Вопрос 22. Особенности философии английского Просвещения (д. Юм, Дж. Беркли).
- Вопрос 23. Философия французского Просвещения.
- Вопрос 24. Общая характеристика классической немецкой философии.
- Вопрос 25. Гносеология, этика и антропология в философском учении и. Канта.
- Вопрос 26. Философско-диалектическая система Гегеля.
- 1. Философия Гегеля.
- Вопрос 27. Антропологический материализм Фейербаха.
- Вопрос 28. Возникновение марксистской философии: сущность и специфика.
- Вопрос 29. Общая характеристика и основные этапы русской философии.
- 2. Ранняя русская философия (период ее зарождения и раннего христианства).
- 3. Русская философия XII – XVII вв.
- 4. Русская философия XVIII в. (материализм и социально-политическая философия).
- 5. Основные направления русской философии XIX в.
- 6. Основные направления русской философии хх в.