3. Гуманизм.
Идеологией Возрождения являлся гуманизм. В узком смысле этим термином обозначалась светская (и заметим, классическая, греко-латинская) образованность в отличие от образованности богословско-схоластической. Гуманисты противопоставляли светские науки церковно-схоластической учености. В широком же смысле возрожденческий гуманизм это духовное движение, направленное на освобождение человека от средневековой корпоративной морали, от власти религиозных догм и церковных авторитетов, на утверждение ценностей земной, реальной жизни (культ человеческой чувственности и светской жизни), величия разума и творческих способностей человека, на возвышение его индивидуальности, чувства собственного достоинства, личностных качеств и начал.
Мыслители и художники эпохи Возрождения противопоставляли эпоху света, в которую они жили, средневековью как периоду темноты и невежества. В свете, разгоняющем тьму невежества и обмана, они видели свою историческую миссию.
Интеллектуальная элита Ренессанса отвергала схоластические споры о категориях и их дефинициях (определениях), она стремилась знать сами явления природы и общества, жизнь как она есть.
Философия Реформации имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими.
Предпосылками возникновения данного направления были:
• кризис феодализма;
• зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии;
• ослабление феодальной раздробленности, становление европейских государств;
• незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви;
• кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций;
• распространение в Европе идей гуманизма;
• рост самосознания личности, индивидуализм;
• рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма.
В Реформации выделяются два основных течения:
• бюргерско-евангелическое;
• народное.
Лидерами бюргерско-евангелической Реформации являлись М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин.
Народная Реформация была представлена движением Т. Мюнцера, анабаптистами, диггерами и др.
Основоположником Реформации считается доктор богословия Мартин Лютер (1483 - 1546). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма.
Основные идеи М. Лютера сводились к следующим:
• общение между Богом и верующими должно происходить напрямую;
• между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая Церковь;
• необходимо упрощение обрядов;
• церковь должна стать демократичной, а обряды — понятными людям;
• необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства;
• должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти;
• дело служения Богу — не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан;
• необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;
• необходимо запретить индульгенции.
Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Реформации был Жан Кальвин (1509 — 1564). Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи.
Согласно Кальвину:
• ключевой идеей протестантизма является идея предопределения;
• смысл данной идеи в том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни;
• все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению;
• выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия;
• профессия — это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу;
• добросовестное отношение к своему делу — путь к спасению;
• успех в работе — признак богоизбранности;
• вне работы необходимо быть скромным и аскетичным. Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое религиозно-философское учение и систематизировал идеи Лютера, но и воплотил протестантизм на практике:
• возглавил реформационное движение в Женеве;
• добился признания реформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной, упразднил в Женеве католическую Церковь и власть Римского Папы (сам Кальвин получил прозвище "Женевский Папа");
• подчинил кальвинистской Церкви светскую власть;
• провел реформы как внутри собственной Церкви, так и в городе: были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пуританизма, добросовестного отношения к работе.
Результатом теоретических изысканий Кальвина и его практической деятельности стала универсализация Реформации, превращение ее из узкогерманского в международное явление.
Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490 — 1525). Будучи священником, он первоначально примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г, через три года после начала Реформации, разошелся с учителем. В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в следующем:
• необходимо реформировать не только Церковь, но общество
в целом;
• цель изменения общества — достижение всеобщей справедливости, "Божьего царства" на земле;
• главная причина всех зол — неравенство, классовое разделение, в основе которого лежат частная собственность и частный интерес;
• частный интерес необходимо подавить, все должно стать общим (имелось в виду прежде всего имущество, новый способ организации производства);
• жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества, что угодно Богу;
• власть и собственность должны принадлежать простому народу — "ремесленникам и пахарям".
В 1524 — 1525 гг. Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб.
Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы.
Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе:
• торжество различных направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Европе — Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии;
• сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Европы — Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.
- Вопрос 1. Предмет философии. Функции и сущность философии, ее место и роль в культуре.
- Вопрос 2.Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.
- Вопрос 3. Основные направления в философии: материализм и идеализм, их виды.
- Вопрос 4. Понятие метода в философии: диалектика и метафизика, их разновидности.
- Вопрос 5. Становление философии. Основные этапы развития философии: общая характеристика.
- Вопрос 6. Общая характеристика философии древнего Китая.
- Вопрос 7. Общая характеристика философии древней Индии.
- Вопрос 8. Античная философия. Основные направления и школы античной философии.
- Вопрос 9. Гераклит и элеаты.
- Вопрос 10. Школа Пифагора.
- Вопрос 11. Философское учение Сократа.
- Вопрос 12. Платон.
- Вопрос 13. Аристотель.
- Вопрос 14. Философия раннего эллинизма.
- Вопрос 15. Общая характеристика средневековой философии.
- 1. Теоцентризм. Монотеизм. Бог. Принцип абсолютной личности.
- 2. Креационизм.
- 3. Провиденциализм. Время.
- 4. Символизм. Средневековая герменевтика.
- 5. Реализм и номинализм.
- 6. Откровение и вера. Философский смысл заповедей Христа.
- 7. Средневековая теодицея.
- Вопрос 16. Религиозное учение Августина Блаженного.
- Вопрос 17. Философия Фомы Аквинского (томизм).
- Вопрос 18. Специфика философии эпохи Возрождения.
- 1. Антропоцентризм - принцип возрожденческой философии.
- 2. Человек - творец, художник.
- 3. Гуманизм.
- Вопрос 19. Становление научной картины мира.
- Вопрос 20. Социально-политические идеи эпохи Возрождения.
- Вопрос 21. Философия эпохи нового времени: общая характеристика. Учение ф. Бекона и р. Декарта о познании.
- 1. Философия Бэкона.
- 2. Философия Декарта (картезианство).
- Вопрос 22. Особенности философии английского Просвещения (д. Юм, Дж. Беркли).
- Вопрос 23. Философия французского Просвещения.
- Вопрос 24. Общая характеристика классической немецкой философии.
- Вопрос 25. Гносеология, этика и антропология в философском учении и. Канта.
- Вопрос 26. Философско-диалектическая система Гегеля.
- 1. Философия Гегеля.
- Вопрос 27. Антропологический материализм Фейербаха.
- Вопрос 28. Возникновение марксистской философии: сущность и специфика.
- Вопрос 29. Общая характеристика и основные этапы русской философии.
- 2. Ранняя русская философия (период ее зарождения и раннего христианства).
- 3. Русская философия XII – XVII вв.
- 4. Русская философия XVIII в. (материализм и социально-политическая философия).
- 5. Основные направления русской философии XIX в.
- 6. Основные направления русской философии хх в.