Вопрос 9. Гераклит и элеаты.
Милетская школа относиться к Ионийской философии. К ней относится также Гераклит Эфесский.
Гераклит Эфесский - был натурофилософом. Первоосновой всего считал огонь, который «не создан ни людьми, ни богами».
Основные идеи Гераклита:
1. Всеобщей изменчивости, «все течет, все изменяется». Мир динамичен - «нельзя дважды войти в одну и ту же реку».
2. «Постоянство в изменении, тождество в перемене, вечность в преходящем».
3. Источником движения, изменения является борьба противоположностей.
4. Идея меры - обобщена у Гераклита в понятие о логосе, т.е. объективном законе мироздания (разум, порядок, слово).
5. Идея релятивности (относительности свойств и качеств вещей). «Прекраснейшая обезьяна безобразна, если ее сравнить с человеком».
Представителями элеатской школы являлись Парменид и Зенон.
Характерным для элеатов является учение о едином бытии непрерывном, бесконечном, одинаково присутствующей в каждом элементе действительности. Они впервые поставили вопрос отношения бытия и мышления.
Парменид (76 в до н.э.) говорил, что «мыслить и быть одно и то же». Однако он не считал, что бытие и мышление тождественно. Бытие едино и неподвижно. Любое изменение предполагает уход каких-либо качеств в небытие поэтому бытие неизменно. Путь истины по Пармениду путь разума. Чувства вводят человека в заблуждение, поэтому в познании нужно опираться на разум.
Зенон доказывал неподвижность бытия апориями (логическими парадоксами). Апории Зенона выявляют противоречия, свойственные человеческому сознанию. Апория «летящая стрела»: если разделить траекторию движения стрелы на точки, то получается, что в каждой точке стрела покоится.
Все учение элеатов было направлено на разделение чувственного познания изменяющихся вещей и интеллектуального познания, имеющего особый неизменный предмет (бытие). Открытие этого предмета дает возможность для существования философского и вообще точного доказательного знания.
Элеаты ввели в философию следующие категории (основные операционные единицы философии, предельно общие понятия): бытие, небытие, движение.
Атомисты. Левкипп и Демокрит.
В 5 веке до н.э. возникает новая форма материализма. Основателем древнегреческого атомизма был Левкипп. Он сформулировал основное положение атомического материализма, согласно которому все в мире состоит из мельчайших, простых, неделимых частиц (атомов) и пустоты. Продолжателем учения Левкиппа был Демокрит, который стремился к созданию учения, исходной мыслью которого было: «в мире нет ничего кроме атомов и пустоты, все существующее разрешается в бесконечное множество первоначальных неделимых вечных и неизменных частиц, которые вечно движутся в бесконечном пространстве, то сцепляясь, то разлучаясь друг с другом.»
Мир вещей и явлений для атомистов реален и состоит из атомов и пустоты. Атомы «складываясь и сплетаясь, рождают вещи». Возникновение и уничтожение вещей атомисты объясняли разделением и сложением атомов, изменение вещей изменением их порядка и положения. Атомы вечны и неизменны, вещи преходящи и изменчивы. Человек то же скопление атомов и отличается от других существ наличием души. Душа это вещество, состоящее из мелких, наиболее подвижных, огненных атомов. Демокрит также связывает душу с дыханием. В воздухе находится большое число мелких, круглых атомов. Вместе с вздохом в тело входит воздух. А с ним и душевные атомы. Это удерживает давление внешнего воздуха и препятствует выходу души наружу. Поэтому во вдыхании заключены жизнь и смерть. Душа смертна, она уничтожается со смертью тела.
Учение ЛевкиппаДемокрита представляло собой огромный шаг вперед в развитии древнегреческого материализма. Атомистическая теория строения материи легла в основу всего дальнейшего развития теоретического естествознания, а представление о неделимости атома было остановлено только на пороге XX века, когда она получила в свое распоряжение новые мощные экспериментальные средства.
- Вопрос 1. Предмет философии. Функции и сущность философии, ее место и роль в культуре.
- Вопрос 2.Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.
- Вопрос 3. Основные направления в философии: материализм и идеализм, их виды.
- Вопрос 4. Понятие метода в философии: диалектика и метафизика, их разновидности.
- Вопрос 5. Становление философии. Основные этапы развития философии: общая характеристика.
- Вопрос 6. Общая характеристика философии древнего Китая.
- Вопрос 7. Общая характеристика философии древней Индии.
- Вопрос 8. Античная философия. Основные направления и школы античной философии.
- Вопрос 9. Гераклит и элеаты.
- Вопрос 10. Школа Пифагора.
- Вопрос 11. Философское учение Сократа.
- Вопрос 12. Платон.
- Вопрос 13. Аристотель.
- Вопрос 14. Философия раннего эллинизма.
- Вопрос 15. Общая характеристика средневековой философии.
- 1. Теоцентризм. Монотеизм. Бог. Принцип абсолютной личности.
- 2. Креационизм.
- 3. Провиденциализм. Время.
- 4. Символизм. Средневековая герменевтика.
- 5. Реализм и номинализм.
- 6. Откровение и вера. Философский смысл заповедей Христа.
- 7. Средневековая теодицея.
- Вопрос 16. Религиозное учение Августина Блаженного.
- Вопрос 17. Философия Фомы Аквинского (томизм).
- Вопрос 18. Специфика философии эпохи Возрождения.
- 1. Антропоцентризм - принцип возрожденческой философии.
- 2. Человек - творец, художник.
- 3. Гуманизм.
- Вопрос 19. Становление научной картины мира.
- Вопрос 20. Социально-политические идеи эпохи Возрождения.
- Вопрос 21. Философия эпохи нового времени: общая характеристика. Учение ф. Бекона и р. Декарта о познании.
- 1. Философия Бэкона.
- 2. Философия Декарта (картезианство).
- Вопрос 22. Особенности философии английского Просвещения (д. Юм, Дж. Беркли).
- Вопрос 23. Философия французского Просвещения.
- Вопрос 24. Общая характеристика классической немецкой философии.
- Вопрос 25. Гносеология, этика и антропология в философском учении и. Канта.
- Вопрос 26. Философско-диалектическая система Гегеля.
- 1. Философия Гегеля.
- Вопрос 27. Антропологический материализм Фейербаха.
- Вопрос 28. Возникновение марксистской философии: сущность и специфика.
- Вопрос 29. Общая характеристика и основные этапы русской философии.
- 2. Ранняя русская философия (период ее зарождения и раннего христианства).
- 3. Русская философия XII – XVII вв.
- 4. Русская философия XVIII в. (материализм и социально-политическая философия).
- 5. Основные направления русской философии XIX в.
- 6. Основные направления русской философии хх в.