Вопрос 25. Гносеология, этика и антропология в философском учении и. Канта.
Снег бел – аналитическое суждение. Сегодня снег белый – синтетическое суждение. Кант ставил проблему: откуда берется содержание предиката в синтетических суждениях. В апостериорных (т.е. основанных на опыте) суждениях содержание предиката извлекается из опыта. В априорных (доопытных) суждениях совершенно непонятно откуда (Бог всемогущ, всеблаг и всеведущ). Априорны те суждения, которые нельзя почерпнуть из опыта. В основе синтетических суждений лежат априорные представления, которые даны человеку изначально. Кант называет их априоризмами. Кант выделяет у человека 3 познавательные способности:
чувственность – для нее Кант выделил специальные априоризмы:
- пространство
- время
Кант считал их присущими субъекту способностями упорядочивания впечатлений. Объективно по Канту пространство и время не существуют, т.к. это способы человеческого восприятия. Кант считает человека субъектом, который наделяет мир пространственно-временными характеристиками. Кант выделяет 2 интеллектуальные познавательные способности:
- рассудок
- разум
Низшая способность – рассудок – способность действовать по правилам. Высшая интеллектуальная творческая способность – разум – способность создавать правила для рассудка. Кант выделял для рассудка 12 априоризмов, а для разума – 3 априоризма: душа, мир, Бог.
Каждый человек имеет эти 3 априоризма, в частности, наличие тела и души, существование мира и Бога. Очевидно, что все эти априоризмы, имеющиеся у каждого человека, в различные времена, в различных культурах наполняются разным содержанием. Априоризм Бога есть у всех народов всегда. С т.з. Канта (и Юма тоже) невозможно рационально решить вопрос о бытии Бога, нельзя его решить и на уровне конкретного опыта. Кант относит проблему бытия Бога к антиномиям чистого разума.
Антиномии – равнодоказуемые суждения с противоположным смыслом (Бог есть, Бога нет; мир конечен, мир бесконечен; в мире есть свобода, в мире нет свободы).
Априоризм – доопытное, изначально данное человеку представление, обладающее необходимостью и всеобщностью.
Априорный – синоним понятия «трансцендентальная познавательная способность». исследование этих способностей – предмет философской рефлексии.
Этика является одной из древнейших философских дисциплин, объектом изучения которой служат мораль, нравственность. С трехсотых годов до н.э., когда этику впервые обозначили как особую область исследования, до сегодняшних дней интерес к ее осмыслению не ослабевает. В разное время к проблемам этики обращались такие философы, как Аристотель, Спиноза, Кант, Маркс. Изучение этики Канта продолжает развиваться с 20-х годов. Существует много разнообразных оценок этики Канта. С точки зрения метафизики, наиболее ценными являются идеи Канта о свободе и об автономии этики. Современные исследования кантовской этики являются попыткой дать новые способы ее переосмысления и новые подходы реконструкции критической этики. Критическая этика Канта своим исходным пунктом имеет осознание практики, в которой воплощается разумное поведение человека. Подобно тому, как теоретическая философия выясняет вопрос о возможности истины и научного знания, вся практическая философия посвящена человеческой практике, причем рассмотрение соотношения действительной свободы и морального закона является одной из существенных проблем осмысления кантовской практической философии. По Канту, единство критической философии с кантовской философией морали следует искать в фундаментальном положении человека в мире и в понимании единства его и раздвигающего границы знания поведения. Действительно, моральное поведение требует не только осознания
долженствования, но и практического выполнения долга. Связь этики Канта с его теоретической философией, генезис его этических идей, становления его мысли в рамках учения о свободе и этике,
долженствование (центральная категория его морали) - эти проблемы находятся в центре внимания при изучении его этической концепции.
Антропологию Кант рассматривает с "прагматической" точки зрения. Это значит, что вне поля его зрения остается физиология, то, что сделала из человека природа; его интересует в первую очередь то, что он делает из себя сам, что делают с ним люди. Во многом антропология Канта сродни современной общей психологии. Воззрения Канта о человеке отражены в книге «Антропология с прагматической точки зрения» (1798 г.). Главная её часть состоит из трех разделов в соответствии с тремя способностями человека: познание, чувство удовольствия и неудовольствия, способность желать.
Идеи Канта воплотились через полтора столетия в гуманистическую психологию. Человек для Канта -- "самый главный предмет в мире". Над всеми другими существами его возвышает наличие самосознания. Благодаря этому человек представляет собой индивид, лицо. При всех изменениях, которые он может претерпеть, он все же одно и то же лицо.
Кант внёс свой вклад в портретную характеристику обладателей разных видов темперамента. Базисом для анализа Канту служило чувство прекрасного и возвышенного. В сфере возвышенного, по Канту, пребывает темперамент меланхолический. Кант явно отдает ему предпочтение, хотя видит и некоторые слабые его стороны. В душе сангвиника преобладает чувство прекрасного. Он любит веселое, шум жизни, перемены. Радость других доставляет ему искреннее удовольствие, но его моральное чувство лишено принципов и поэтому неустойчиво. Он щедр, склонен к благотворительности, но забывает о своих долгах. Если его характер портится, он становится пошлым, мелочным, ребячливым. Холерик, казалось бы, живет чувством возвышенного, но на самом деле его привлекает лишь обманчивый, внешний блеск, вводящий в заблуждение. К тому, что скрыто в глубине, он равнодушен; его не согревает искренняя доброта, хотя он рад, когда его считают добрым. Его поведение неестественно, ему важно не то, что он есть, а чем он кажется. Он всегда полон самим собой, принимает ли вид возлюбленного или друга. В религии он лицемерен, в обращении льстив, в политике непостоянен. Он охотно раболепствует перед сильными мира сего, чтобы самому стать тираном по отношению к нижестоящим.
Мужчина и женщина, по Канту, взаимно дополняют друг друга. В браке они образуют как бы одну нравственную личность, движимую рассудком мужа и вкусом жены. Проблемы возникают в тех семьях, где не происходит полного единения, без взаимного равенства. Утонченность и нежность чувств проявляют всю свою силу лишь вначале, от общения в домашней жизни они постепенно притупляются, а потом переходят в дружескую любовь, когда великое искусство состоит в сохранении остатков первоначального чувства, дабы равнодушие и скука не уничтожили всю ценность той радости, ради которой единственно стоило заключать такой союз.
Пристальное внимание уделял Кант проблемам этики и морали. Исходное понятие этики Канта - автономная добрая воля: "Нигде в мире, да и нигде за его пределами невозможно мыслить ничего иного, что могло бы считаться благом без ограничения, кроме одной только доброй воли. Рассудок, остроумие и способность суждения и как бы там ни назывались таланты духа, или мужество, решительность, целеустремленность как свойства темперамента в некоторых отношениях, без сомнения, хороши и желательны; но они могут стать также в высшей степени дурными и вредными, если не добра воля, которая должна пользоваться этими дарами природы... Если бы даже в силу особой немилости судьбы или жалкого состояния мачехи - природы эта воля была бы совершенно не в состоянии достигнуть своей цели; если бы при всех стараниях она ничего не добилась и оставалась одна только добрая воля (конечно, не просто как желание, а как применение всех средств, поскольку они в нашей власти), - то все же она сверкала бы подобно драгоценному камню сама по себе как нечто такое, что имеет в самом себе свою полную ценность".
Кант относился критически к принципу счастья. Нравственность нельзя построить на таком зыбком основании, каким является принцип счастья. Если каждый будет стремиться только к своему счастью, то максима (правило) человеческого поведения приобретет весьма своеобразную "всеобщность". Возникнет "гармония", подобная той, которую изобразил сатирический поэт, нарисовавший сердечное согласие двух супругов, разоряющих друг друга: о удивительная гармония! Чего хочет он, того хочет и она! При таких условиях невозможно найти нравственный закон, который правил бы всеми.
Категорический императив Канта в окончательной формулировке звучит следующим образом: поступай так, чтобы правило твоей воли могло всегда стать принципом всеобщего законодательства.
Кант считает, что ни в коем случае нельзя лгать. У него есть небольшая статья с красноречивым названием "О мнимом праве лгать из человеколюбия". Во всех случаях жизни, настаивает философ, надо быть правдивым. Даже если злоумышленник, решивший убить твоего друга, спрашивает тебя, находится ли его жертва у себя дома, не лги. У тебя нет гарантий, что твоя ложь окажется спасительной. Ведь возможно, что на вопрос преступника, дома ли тот, кого он задумал убить, ты честным образом ответишь утвердительно, а последний между тем незаметно для тебя вышел и таким образом не попадется убийце и злодеяние не будет совершено. Если же ты солгал и сказал, что твоего друга нет дома и он действительно (хотя и незаметно для тебя) вышел, а убийца встретил его на улице и совершил преступление, то тебя с полным основанием надо привлекать к ответственности как виновника его смерти. Между тем, если бы ты сказал правду, насколько ты ее знал, то возможно, что пока убийца отыскивал бы своего врага в его доме, он был бы схвачен сбежавшимися соседями, и убийство не произошло. Правдивость есть долг, и стоит только допустить малейшее исключение из этого закона, чтобы он стал шатким и ни на что не годным. Моральная заповедь не знает исключений.
Для Канта долг является наиболее прочной опорой нравственности, единственным истинным источником категорического императива. Только долг, а не какой-либо иной мотив (склонность и пр.) придает поступку моральный характер: "Имеются некоторые столь участливо настроенные души, что они без всякого другого тщеславного или своекорыстного побудительного мотива находят внутреннее удовольствие в том, чтобы распространять вокруг себя радость и им приятна удовлетворенность других, поскольку она дело их рук. Но я утверждаю, что в этом случае всякий такой поступок, как бы он ни сообразовывался с долгом и как бы он ни был приятным, все же не имеет никакой нравственной ценности".
Кант был в числе первых мыслителей, провозгласивших безотносительную ценность человеческой личности независимо от расовой, национальной и сословной принадлежности. Один из вариантов категорического императива гласит: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству".
Одно из ключевых понятий этики Канта - достоинство. Надо знать, что это значит, и уметь сохранять его. Не становитесь холопом другого человека. Не допускайте безнаказанного попрания ваших прав. Не делайте долгов (если у вас нет полной уверенности, что вы можете их вернуть). Не принимайте благодеяний. Не становитесь прихлебателями или льстецами. Тогда, говорит Кант, вы сохраните свое достоинство. А кто превратил себя в червя, пусть не жалуется потом, что его топчут ногами.
Людям, занимающимся интеллектуальной деятельностью, Кант сформулировал следующие максимы: 1) Думать самому, 2) Мысленно ставить себя на место другого, 3) Всегда мыслить в согласии с самим собой. Кант считал, что интеллект дан человеку для того, чтобы он мог им пользоваться без какого-либо принуждения, чтобы его духовный горизонт был достаточно широк, а образ мысли последователен.
Решительно высказывается Кант против любого фанатизма, характеризуя его как "нарушение границ человеческого разума". Только трезвое осознание долга руководит поведением мыслящего человека.
Психическую силу воли Кант считал верховным правителем тела. Сам Иммануил Кант служил и служит для многих людей образцом самовоспитания. Девиз Канта: "Если ты не повелеваешь своей натурой, она повелевает тобой!"
Кант поднял антропологию на новый уровень. Однако он подчеркивал ценность и удивительность человеческой личности, сравнивая личность с самим мирозданием. Рядом с его могилой находится бронзовая доска с цитатой из "Критики практического разума": "Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, - звездное небо надо мной и моральный закон во мне" кант философия антропология.
- Вопрос 1. Предмет философии. Функции и сущность философии, ее место и роль в культуре.
- Вопрос 2.Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.
- Вопрос 3. Основные направления в философии: материализм и идеализм, их виды.
- Вопрос 4. Понятие метода в философии: диалектика и метафизика, их разновидности.
- Вопрос 5. Становление философии. Основные этапы развития философии: общая характеристика.
- Вопрос 6. Общая характеристика философии древнего Китая.
- Вопрос 7. Общая характеристика философии древней Индии.
- Вопрос 8. Античная философия. Основные направления и школы античной философии.
- Вопрос 9. Гераклит и элеаты.
- Вопрос 10. Школа Пифагора.
- Вопрос 11. Философское учение Сократа.
- Вопрос 12. Платон.
- Вопрос 13. Аристотель.
- Вопрос 14. Философия раннего эллинизма.
- Вопрос 15. Общая характеристика средневековой философии.
- 1. Теоцентризм. Монотеизм. Бог. Принцип абсолютной личности.
- 2. Креационизм.
- 3. Провиденциализм. Время.
- 4. Символизм. Средневековая герменевтика.
- 5. Реализм и номинализм.
- 6. Откровение и вера. Философский смысл заповедей Христа.
- 7. Средневековая теодицея.
- Вопрос 16. Религиозное учение Августина Блаженного.
- Вопрос 17. Философия Фомы Аквинского (томизм).
- Вопрос 18. Специфика философии эпохи Возрождения.
- 1. Антропоцентризм - принцип возрожденческой философии.
- 2. Человек - творец, художник.
- 3. Гуманизм.
- Вопрос 19. Становление научной картины мира.
- Вопрос 20. Социально-политические идеи эпохи Возрождения.
- Вопрос 21. Философия эпохи нового времени: общая характеристика. Учение ф. Бекона и р. Декарта о познании.
- 1. Философия Бэкона.
- 2. Философия Декарта (картезианство).
- Вопрос 22. Особенности философии английского Просвещения (д. Юм, Дж. Беркли).
- Вопрос 23. Философия французского Просвещения.
- Вопрос 24. Общая характеристика классической немецкой философии.
- Вопрос 25. Гносеология, этика и антропология в философском учении и. Канта.
- Вопрос 26. Философско-диалектическая система Гегеля.
- 1. Философия Гегеля.
- Вопрос 27. Антропологический материализм Фейербаха.
- Вопрос 28. Возникновение марксистской философии: сущность и специфика.
- Вопрос 29. Общая характеристика и основные этапы русской философии.
- 2. Ранняя русская философия (период ее зарождения и раннего христианства).
- 3. Русская философия XII – XVII вв.
- 4. Русская философия XVIII в. (материализм и социально-политическая философия).
- 5. Основные направления русской философии XIX в.
- 6. Основные направления русской философии хх в.