logo search
ответы

45. Томас Гоббс философия

 

 

Томас Гоббс (1588 - 1669)

Англичанин, сын сельского священника и крестьянки, окончил один из колледжей Оксфордского университета, не раз был на континенте, знаком с Галилеем, Гассенди, Декартом. Эмигрировал в Париж вместе с роялистами в 1642 году, в 1651 году возвратился в Англию. После смерти Кромвеля большие неприятности. Главная книга «Левиафан» была запрещена и внесена в Индекс.

Главная цель - построение социально-философской концепции, онтология и гносеология - всего лишь средства.

Исходный пункт - концепция двух истин. Теология и религия нужны обществу. Религиозные воззрения не поддаются рационализации и не нуждаются в ней. Философия - продукт разума, ее цель - объяснять человеку мир и самого себя. Главное средство - познание причинных связей.

Демонстрирует позицию эмпирицизма в сенсуалистическом варианте. Все «порождено первоначально в органах ощущения».

Пытается дополнить эту позицию признанием значимости теоретического знания. (Гоббс был секретарем Фрэнсиса Бэкона.) Теоретические положения обладают достоинствами всеобщности и необходимости. Ни в каком опыте невозможно почерпнуть достоинство всеобщности и необходимости теоретических положений. Отсюда и рационализм Гоббса. Придает, в отличие от Бэкона, большое значение математике. Влияние оказывает эмпирицизм.

Математическое знание пытается увязать не с чувственным опытом, а со словами человеческого языка. Общее - всего лишь языковой знак (номинализм оккамовского типа, Гоббс хорошо знал Оккама), поэтому реально существуют только единичные вещи, а общее - в уме человека. Соответственно, слова, означающие общее, означают мысли человека, а не реалии. Связь имен с вещами условна, слова произвольны и субъективны, слова - метки вещей. Не могут быть средством общения людей. Они стали средством общения людей, когда они приобрели значение имен-знаков в результате соглашения между людьми о закреплении их значений. Номиналистский конвенционализм (термин 19 века).

Имена-знаки означают мысли, имеющие общее содержание; опираясь на имена-знаки, можно мыслить рационально, только в рамках соглашения между людьми. Никакой объективности за этим нет. Язык есть творчество самого человека, Гоббс отрицает идею богоданности языка. Как и в случае Оккама в 14 веке, номиналистическая позиция служит для критики схоластики.

Трактовка математики. Гоббс отрицает декартовское положение о врожденности знаний и отрицает декартовскую интеллектуальную интуицию. Есть и должна быть дефиниция. Понятиям нужно давать четкие, ясные определения, они и являются основой теоретического знания.

Номинализм Гоббса связан с его материализмом в определенных вопросах.

Вопреки Декарту, из декартовского cogito ergo sum Гоббс заключает о существовании телесной субстанции.

На Декарта посыпалась масса возражений, Гоббс тоже написал свое.

Мышление человека сомневается, а не человек как телесное существо. Следовательно, доказательство мышления, а не движения.

Гоббс: нет мыслящей субстанции как субстанции, нет души, все психические свойства - проявления функций тела.

«Целое есть не более, чем сумма частей». Позиция редукционизма. Отсюда следует гигантская роль анализа. Синтетический метод Гоббс привлекает, но гораздо меньше, только при разработке философских проблем.