Виды и формы устных представлений научной информации.
Значительную часть научных сведений ученые и специалисты получают из устных источников – докладов и сообщений на совещаниях, семинарах, симпозиумах, конференциях и бесед при личных встречах и т.д.
Совещание – это форма коллективных контактов ученых и специалистов одного научного направления (области). Состав участников совещания и длительность выступлений строго регламентируются.
Коллоквиум – это форма коллективных встреч, где, как правило, обмениваются мнениями ученые различных направлений. Все присутствующие являются участниками непринужденной дискуссии. На коллоквиумах официальные докладчики не назначаются.
Симпозиум представляет собой полуофициальную беседу с заранее подготовленными докладами, а также выступлениями экспромтом. Участники симпозиума могут посещать не все доклады, встречаться в кулуарах.
Конференция – самая распространенная форма обмена информацией. Одна часть участников (докладчики) сообщает о новых научных идеях, результатах теоретических и экспериментальных работ, о производственном опыте, отвечает на вопросы. Другая, гораздо большая часть (слушатели), воспринимает эту информацию. Слушатели могут задавать вопросы и участвовать в прениях. На докладчиков и слушателей ложится большая информационная нагрузка, поэтому устанавливается строгий регламент для докладчиков и выступающих в прениях, организуется секционная работа.
Иногда на конференциях организуются стендовые доклады, при этом в определенном месте вывешивается иллюстративный материал к докладу, и докладчик сразу же отвечает на вопросы. Задающие вопросы могли ознакомиться предварительно с основным содержанием, идеей доклада, прочитав сборник аннотаций докладов, включенных в программу конференции. Нередко конференции сопровождаются выставками книг, образцов, различного рода тематическими экспозициями.
В научных учреждениях и учебных заведениях конференции проводятся систематически (годовые, приуроченные к различным датам и т.д.). Конференции обычно принимают решения и рекомендации.
Съезды и конгрессы являются высшей и наиболее представительной формой общения и имеют национальный или международный характер. Здесь вырабатывается стратегия в определенной области науки и техники или в ряде смежных областей.
Дискуссия – это полезная форма коллективного мышления. Она представляет собой особую форму научной коммуникации. Дискуссия – обсуждение какого-либо спорного вопроса. Дискуссия – это коллективное исследование проблемы, в котором каждая сторона, оппонируя (опровергая) мнение собеседника (противника), аргументирует (отстаивает) свою позицию (концепцию) и претендует на достижение цели (истины). О дискуссиях не говорят – плохая или хорошая. Они бывают результативными или безрезультатными. Их использование в качестве метода исследования оправдано, когда возникают затруднения в понимании теоретических положений, обнаруживаются противоречия в каких-либо областях знаний.
В науке дискуссия ассоциируется с логикой творческой деятельности и потому полезна в работе любого научного коллектива. Ученые в дискуссиях оттачивают свое диалектическое мышление.
Организационными принципами дискуссии являются:
1. Содействие возникновению альтернатив.
Альтернатива – это одно их двух или нескольких возможных решений, необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями.
Этот принцип способствует плюрализму мнений, предопределяет готовность людей к противоборству, к восприятию альтернатив, терпимому отношению к инакомыслящим.
2. Недопущение бездумного единодушия. Соглашательство, некритический подход ведут к научной апатии, шаблонному мышлению, к формированию стереотипов и догм.
3. Конструктивная критика. Критика и самокритика являются методом раскрытия противоречий. Этот принцип обязывает проверять на прочность любую альтернативу, ничего не принимать на веру, защищать истину.
Дискуссии проводятся с различными целями:
стратегические (обменяться мнениями, прийти к согласию, разобраться в ситуации, приблизиться к истине);
тактические: конструктивные цели (систематизировать знание о предмете, сформировать устойчивый интерес к проблеме, защитить конструктивную идею и т.д.); спекулятивные цели (создать препятствия, завести проблему в тупик, выхолостить ценность предложений, усугубить разногласия и т.д.).
Дискуссия состоит из следующих этапов:
Информирование – вступительное слово.
Аргументирование – выступление докладчиков.
Замечания – фаза возражений, сомнений и вопросов со стороны оппонентов.
Опровержение – на этом этапе докладчики нейтрализуют возражения и сомнения и осуществляют защиту своей альтернативы.
Критика. Проверка предложенной идеи.
Контраргументация. Защита альтернативы после критического анализа. "Контр" – означает усиление, противодействие другой или исключающей альтернативе.
Выработка решения. Выступают все желающие. Идет взаимная проверка предлагаемых решений, активное противоборство сторон, занимающих разные позиции.
Завершение. Конец дискуссии предполагает принятие решения и ориентацию участников на практическую деятельность.
Таким образом, проведение дискуссии нужно тщательно готовить. Подготовка предполагает разработку замысла, ориентацию докладчиков, подбор помещения. Заранее нужно продумать, как организовать дискуссию:
как сделать вступление;
кому выступать первому;
в каком порядке обмениваться мнениями;
как поддерживать интерес к спору;
чем нейтрализовать демагогов;
как оформить результат.
- 25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
- 25 01 04 «Финансы и кредит»
- Сущность познания, характеристика и классификация познания.
- Объект и предмет научного познания.
- Методология научного познания.
- Характеристика уровней научного познания.
- Эмпирическое и теоретическое познание.
- Методология и логика научных исследований.
- Общенаучные методы исследований.
- Развитие методов науки.
- Наука как система.
- Классификация наук.
- Организационные основы научных исследований.
- Нормы научной деятельности.
- Специфика экономических исследований.
- Конкретно-научные методы исследования экономических наук.
- Бухгалтерский учет, анализ и аудит как наука. Финансы как наука.
- Научная проблема: постановка, разработка и решение.
- Гипотезы и их роль в научном исследовании.
- Научная теория: принципы построения, структура, классификация.
- Роль эксперимента в научном познании.
- Общая характеристика аргументации.
- Доказательное рассуждение: структура и основные правила доказательств.
- Логические и предметные ошибки в научных исследованиях.
- Общие вопросы методики научного исследования.
- Принципы и закономерности научного поиска.
- Организация труда научного работника.
- Виды и формы устных представлений научной информации.
- Подготовка к выступлению.
- Постановка вопросов и формулирование ответов.
- Диалектика и психология спора: принципы, правила, требования.
- Понятие об информационной базе.
- Поиск и отбор информации.
- Работа с источниками информации.
- Практическая сторона научных исследований.
- Основы методики оформления научного документа.
- Последовательность и стиль изложения материала.
- Структура и техника оформления научного документа.
- Справочно-библиографическое оформление научного документа.