logo search
Философия_1 / fn13 / Вопросы (все отрасли)

Первая научная революция 17 в.

* Связана с именами: Галилея, Кеплера, Ньютона.

* Галилей (1564—1642): изучал проблему движения, открыл принцип инерции, закон свободного падения тел.

* Кеплер (1571—1630): установил 3 закона движения планет вокруг Солнца (не объясняя причины движения планет), разработал теорию солнечных и лунных затмений, способы их предсказания, уточнил расстояние между Землей и Солнцем.

* Ньютон (1643—1727): сформулировал понятия и законы классической механики, математически сформулировал закон всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера о движении планет вокруг Солнца, создал небесную механику (Закон всемирного тяготения был незыблем до кон 19 в.), создал дифференциальное и интегральное исчисление как язык математического описания физической реальности, автор многих новых физических представлений (о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света и т. д.), разработал новую парадигму исследования природы (метод принципов)- мысль и опыт, теория и эксперимент развиваются в единстве, разработал классическую механику как систему знаний о механическом движении тел, механика стала эталоном научной теории, сформулировал основные идеи, понятия, принципы механической картины мира.

* Механическая картина мира Ньютона:

Вселенная от атомов до человека — совокупность неделимых и неизменных частиц, взаимосвязанных силами тяготения, мгновенное действие сил в пустом пространстве. Любые события предопределены законами классической механики. Мир, все тела построены из твердых, однородных, неизменных и неделимых корпускул — атомов. Основа механистической картины мира: движение атомов и тел в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени. Свойства тел неизменны и независимы от самих тел. Природа — машина, части которой подчиняются жесткой детерминации. Синтез естественнонаучного знания на основе редукции (сведения) процессов и явлений к механическим.

Механическая картина мира дала естественно научное понимание многих явлений природы, освободив их от мифологических и религиозных схоластических толкований. Ее недостаток — исключение эволюции, пространство и время не связаны. Экспансия механической картины мира на новые области исследования (химия, биология, знания о человеке и обществе). Синонимом понятия науки стало понятие механики. Однако накапливались факты, не согласовывающиеся с механистической картиной мира и к середине 19 в. она утратила статус общенаучной.

Вторая научная революция кон. 18 в. — 1 половина 19 в.

* Переход от классической науки, ориентированной на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке

* Появление дисциплинарных наук и их специфических объектов

* Механистическая картина мира перестает быть общемировоззренческой

* Возникает идея развития (биология, геология)

* Постепенный отказ эксплицировать любые научные теории в механистических терминах

* Начало возникновения парадигмы неклассической науки

Третья научная революция кон. 19 в. — середина 20 в.

* Фарадей — понятия электромагнитного поля

* Максвелл — электродинамика, статистическая физика

* Материя — и как вещество и как электромагнитное поле

* Электромагнитная картина мира, законы мироздания — законы электродинамики

* Лайель — о медленном непрерывном изменении земной поверхности

* Ламарк — целостная концепция эволюции живой природы

* Шлейден, Шванн — теория клетки — о единстве происхождении и развития всего живого

* Майер, Джоуль, Ленц — закон сохранения и превращения энергии — теплота, свет, электричество, магнетизм и тд переходят одна в другую и являются формами одного явления, эта энергия не возникает из ничего и не исчезает.

* Дарвин — материальные факторы и причины эволюции — наследственность и изменчивость

* Беккерель — радиоактивность

* Рентген — Лучи

* Томсон — элементарная частица электрон

* Резерфорд — планетарная модель атома

* Планк — квант действия и закон излучения

* Бор — квантовая модель атома Резерфорда-Бора

* Эйнштейн — общая теория относительности — связь между пространством и временем

* Бройль -все материальные микрообъекты обладают как корпускулярными, так и волновыми свойствами (квантовая механика)

* Зависимость знания от применяемых исследователем методов

* Расширение идеи единства природы — попытка построить единую теорию всех взаимодействий

* Принцип дополнительности — необходимость применять взаимоисключающие наборы классических понятий (например, частиц и волн), только совокупность взаимоисключающих понятий дает исчерпывающую информацию о явлениях. Это совершенно новый метод мышления, диктующий необходимость освобождения от традиционных методологических ограничений

* Появление неклассического естествознания и соответствующего типа рациональности

* Мышление изучает не объект, а то, как явилось наблюдателю взаимодействие объекта с прибором

* Научное знание характеризует не действительность как она есть, а сконструированную чувствами и рассудком исследователя реальность

* Тезис о непрозначности бытия — отсутствие идеальных моделей

* Допущение истинности нескольких отличных друг от друга теорий одного и того же объекта

* Относительная истинность теорий и картины природы, условность научного знания.