logo search
Философия

VI. Человек как предмет философии

Согласно воззрениям человек – часть природы. Природа же существует сама по себе, не нуждаясь ни в каком сверхприродном начале. Материя – строительный материал природы – вечна и обладает движением, которое отождествлялось с механическим перемещением как необходимым свойством. Человек, поскольку он часть природы, не является соединением материального тела и нематериальной души, как утверждается в религии и в метафизической философии. Он – всецело материальное телесное существо, обладающее телесными же чувствами, связывающими его с остальной природой и направляющими его жизнь. Разум или отождествляется с чувствами (Гельвеций), или рассматривается как некое общее чувство (Дидро). Общеприродный закон стремления к сохранению достигнутого состояния в человеке проявляется, как стремление избегать страданий и стремясь к удовольствиям, и означает жить в согласии с природой, с чувствами, с разумом.

Вопреки утверждениям христианства человек не является злым по природе. Таковым его делает общество: несовершенство общественных отношений и неправильное воспитание. Правильно воспитанный – просвещенный – человек займет позицию разумного эгоизма, принцип которого – живи сам и давай жить другим. Следуя этому принципу, надо стремиться к установлению строя, обеспечивающего юридическое равенство всех граждан вне зависимости от сословных, национальных, конфессиональных различий между ними. Такой строй дает возможность каждому получать выгоду (минимум страданий, максимум удовольствий), не ущемляя личные интересы всех других. Воспитание развивает и укрепляет его естественную моральную склонность.

Проблема человека – центральная в философском мировоззрении, средоточием которого является вопрос об отношении человека к миру и к самому себе.

Специфика философского подхода к постижению человека, согласно распространенному ныне пониманию, состоит в том, что философию интересует человек в его направленности к совершенствованию. Он рассматривается как существо, действующее в соответствии с идеалом, с представлением о том, как должно быть, каков совершенный способ или результат активности, идеальная модель поведения или образцовое изделие.

Философская антропология, опирающаяся на греко-античное понятие человека как разумного существа, у которого есть «разум», логос (речь и способность постигать «чтойность»),фронесис, mens,ratio. «С этим воззрением тесно связано учение о том, что в основании всего универсума находится надчеловеческий «разум», которому причастен человек, причем только он один из всех существ».

Естественно-научная антропология, отстаивающая положение о том, что «человек есть достаточно поздний итог развития Земли, существо, которое отличается от форм, предшествующих ему в животном мире, только степенью сложности соединения энергий и способностей, которые сами по себе уже встречаются в низшей по сравнению с человеческой природе».

Для философии, как и для мировоззрения вообще, характерен ценностно-практический подход к пониманию человека.

Теоретической и практической задачей оказывается выбор и осуществление наилучшей, в имеющихся условиях, стратегии жизненного пути. Поиски себя, самоосуществление есть дело свободы и соразмерной ей ответственности человека за свою судьбу. Речь о нахождении смысла человеческой жизни, т. е. ее общей цели, идеала, об определении высшего назначения человека, составляющего его сущность. Природа и сущность человека взаимосвязаны, ценностно наполнены; разница между ними в том, что природа дана, а сущность задана как (задача, программа) цель реализации лучших возможностей человеческой природы.