III. Философия Возрождения, Просвещения
Эпоха Возрождения (XIV – XVII вв.)– переход от средневековья к Новому времени.
Средневековая философия оформила принцип абсолютной личности– Бога; земная жизнь человека – подготовка к загробной под руководством церкви. Переход к городскому образу жизни, развитие промышленности выявляют значимость человека, его творческую активность.
В новых воззрениях – преемственность от средневековья и античности.
Возрождение античного наследия (Н. Кузанский, М. Фичино, Л. Да Винчи, Микеланджело, Дж. Бруно).
Вершина античной философии –неоплатонизм:единое благо – Мировой Ум – Мировая Душа – Космос. В Средневековой философии это трансформировалось в: Бог-Отец – Христос – Святой Дух – все сущее. Сдвиг в сторону субъекта – абсолютной личности. В эпоху Возрождения – еще шаг в эту сторону – канропоцентризму: в центре мироздания – человек. Теоцентризм сохраняется. Но интересует человек: его природа, самоценность, творчество, красота и самоутверждение. Образуются два центра, совместить которые не удается. Но целность философских систем интересует меньше чем человек. Философы эпохи Возрождения максимально использовали античный и средневековыйнеоплатонизм: от первого-понимание человека как одухотворенной личности (антропологический неоплатонизм).
Человек - творец и художник –перенимает творческую функцию Бога. Творения реализует в телесном, совершенном единении его с духовным. Совершенство – это красота.
Эстетическое – доминирующий аспект философии эпохи Возрождения, но без утраты духовного. В искусстве сюжеты из Библии, но воплощение – через изображение реальных людей, автопортреты. К знанию Библии добавляется энциклопедическая образованность. Красота должна быть математически строгой.
Гуманизм– этика нарождавшейся энергичной буржуазии.Антропоцентризм –переворот в мировоззрении. Как проявление – противостояние схоластике, ее критика, осмеяние. Право на поиск истины, критика догматизма. Основной вопрос – благородство человека. Оно – в доблести духа (не в родовитости, не в богатстве), которую человек сам в состоянии довести до совершенства через науку, искусство, труд. Тот кто трудится. Имеет право на богатство. Защита частного интереса, индивидуализм.
Утилитаризм – цель жизни и добродетель – польза. Личные интересы согласовываются с чужими, принося другим пользу и радость, что невозможно без дружбы и любви.
Основные идеи эпохи Возрождения:
Антропоцентризм.
Гуманизм.
Творческая сущность человека.
Личностно-материальное понимание мира.
Эстетическое понимание действительности.
Антисхоластика: развенчание авторитетов и догм, за религиозные реформы.
Геометрически-структурное понимание мира; соотношение бесконечно большого и малого.
Пантеизм: Бог – природа; в центре – героическая личность.
Философия этой эпохи столь живо связано с понятийными наработками поздней схоластики, с одной стороны, и новыми научными открытиями – с другой, что это дало основание таким крупным историкам философии. Как Г. В. Гегель и В. Виндельбанд, отказывать философии Возрождения в оригинальности и самостоятельности.
Тем не менее, можно выделить три черты, которые задают типологическое единство философии Возрождения и позволяют обосновать ее специфику и самостоятельность, - это утверждениепантеизма в качестве господствующего мировоззрения, открытиечеловеческой индивидуальностииэстетическийхарактерантропоцентризма эпохи Ренессанса.
Философия Возрождения существует как бы на водоразделе двух миров, двух форм жизни – христианства и язычества.
Философия Возрождения – антропоцентрична, в отличии от космоцентризма античной и теоцентризма средневековой философии. Гуманисты Возрождения ставят человеческую индивидуальность, личность как творца собственной жизни и судьбы в центр своего мировоззрения.
В эволюции философской мысли Возрождения можно выделить три периода, во многом связанные с изменением удельного веса тех или иных разделов философского знания и трактовкой структуры мира. Первый период –гуманистический(сер.XIV– сер.XVв.) - противопоставил
Средневековому теоцентризму интерес к земному предназначению человека; социально-этическая проблематика выступила здесь на передний план. Второй период – неоплатонический(сер.XV–нач.XVIв.): онтологическая проблематика преобладает, разыскиваются новые пути синтеза аристотелизма и платонизма. Третий период– натурфилософский(сер.XVI– нач.XVIIв.) – в области онтологии характеризуется полным отождествлением Бога и природы, в области антропологии, взглядом на человека как на исключительно природное существо.
Огромный прогресс культуры вызвала эпоха Возрождения. Ее хронологические рамки в разных европейских странах не совпадают. Раньше всех Возрождение началось в Италии – уже вXIVв., а закончилось в Германии.
Важнейшее учение, представление эпохи Возрождения –гуманизм, т.е. прославление человека, его огромного потенциала, его предназначения на Земле.
Просвещение– торжество рационализма, завершение идей Возрождения, получивших развитие вXVII–XVIIIвв.
Просвещение – эпоха гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Как идейно-мировоззренческое движение достигло высшего расцвета во Франции, но распространилось по всей Европе. Следует продолжение классических идей рационализма и формулирование новых на основе критики картезианской метафизики. Критика религиозной идеологии с опорой на достижения науки и материалистическую концепцию. Во Франции Просвещение в форме материализма и атеизма подготовило почву для социалистических идей. Идеологи Просвещения ставили перед собой философские, научные и общие социокультурные проблемы: просветить народ, научить его пользоваться возможностями разума, который освободит от предрассудков, научит критически относиться к религиозным и социальным вопросам. Эти идеи развивали:Ф. Волтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Ж.де Аламбер, Д.Дибро, П. Гольбах, Ж. Ламетри, К. Гельвецийво Франции;Дж. Тойланд, А. Шефтсбери, Б. Мандевиль, Т. Рид, А. Смит в Англии;Х. Вольф, Г. Лессингв Германии.
Установкой «имей мужество пользоваться собственным умом» утверждалась вера в человеческий разум, который наиболее полно реализуется в науке и технике. Отсюда – опора на научное знание, самоценность научного разума, подчиняемого жизни – социальным преобразованиям. Отсюда – защита естественных прав человека и гражданина, критика суеверий, религий, пропаганда идей религиозной терпимости, пантеизма и деизма.
Реализация этих идей требовала своеобразной трактовки разума: он не дает вечных и общеобязательных истин, он – возможность истины, а не обязательная способность постижения всех тайн бытия. Разум – основа деятельности – помогает установить связь между различными событиями и фактами. Основными свойствами человеческого разума являются готовность и способность искать истину.
Возвышая разум, философы Просвещения ставили его в зависимость от опыта: он контролируется опытом и потому не всемогущ. «Природа есть причина всего»( П.Гольбах), она всецело материальна и объективна. Материя – причина самой себя, состоящая из частиц. Трактовка разума основана не на философско-методологической установке, а на достижениях науки. Не может быть заранее установленных принципов, которые должны быть метафизическими указателями. Исходные принципы зависимы от опыта, данных науки. Отсюда методологическая установка: опытные данные должны быть исходными в понимании происходящих процессов, от них следует идти к истине. Это поднимает статус науки и образования в культуре: они учат анализировать, критически мыслить, не принимая ничего на веру.
Вместе с тем философы понимали несводимость человека к разуму, наличие в мире неразумного.Основная идеят том, что все, что человек делает, думает, чувствует, во что он верит, может и должно быть осмысленно разумом. Человек – существо разумное, и в нем не должно быть ничего неосмысленного. Социальный прогресс – в распространении знания, науки, образовании. Особое внимание – просвещению правителей, обладающих реальной властью.
Философией Просвещения называют философское движение, которому принадлежит ведещее положение в идейной жизни.
К основным чертам философии Просвещения можно отнести: прогрессизм. Просветительство, историзм, социальность, демократизм, эволюционизм, радикализм, антиклерикализм. В философии Просвещения в ранг высших ценностей возводится прогресс,который понимается как историческое совершенствование человеческого рода на основе расширяющегося применения разума. Философы обнаруживают, что важнейшее воздействие на состояние общества оказывает духовный климат, общественное мнение, и даже утверждают: « Мнения правят миром». Просветители считают, что главными препятствиями на пути прогресса являются невежество, заблуждения, предрассудки, а также поддерживающие их общественные установления. И прежде всего церковь. Уничтожить власть церкви над обществом, «раздавить гадину» страстно призывает Вольтер. Перестроить общественные отношения в соответсвии с требованиями разума – одна из задач Просвещения, что определяет егосоциальность, радикализмиантиклерикализм.Для этого необходима разработка, систематизация опытно-практических и теоретических знаний по всем областям жизни и, особенно, популяризация, распространение их,просвещение народа и воспитание его в духе нового мировоззрения.Просвещенный индивид представляется носителемпрогресса,носителем духа развивающегося сообщества, в пределе – всего человечества. Опора на собственный просвещенный разум делает человека независимым и самостоятельным. Кант называет Просвещение эпохой совершеннолетия человечества, когда отдельный человек должен иметь мужество пользоваться собственным рассудком.
- Коми филиал фгбоу впо Вятская государственная сельскохозяйственная академия
- Контрольная работа №_____
- Содержание
- Античная Философия
- II. Философия средних веков
- III. Философия Возрождения, Просвещения
- IV. Философия нового времени
- V. Русская философия
- VI. Человек как предмет философии
- VII. Социальная философия, общество
- VIII. Глобальные проблемы современности
- Заключение
- Список литературы