V. Русская философия
Русская философия (конец XIX–началоXXвв.) выступила с критикой понимания бытия в западноевропейской философии Нового времени. Рационализация понимания бытия, а также сведение его к формам человеческого познания и существования вызвала резкую критику со стороны русской религиозной философии.. Приговор субъективному бытию был суров: мировоззрение, в котором власть Абсолюта сменилась « властью призрачных феноменальностей», неизбежно ставит на первое место вопросы земного благоденствия. Вера в Абсолют заменяется верой в человека, в его неограниченные возможности окончательного переустройства мира в соответствии с потребностями человеческого рода. Люди впадают в соблазн считать себя творцами мира. Подобный соблазн заведет их в тупик, ибо идея земного рая – это утопия, о чем свидетельствует как Священное Писание, так и учение Отцов Церкви.
XI–XVIIвв. Зарождение русской философии, обусловленное связью с эллинизмом, античной диалектикой платонизма, византийским христианством и восточной патристикой. Основные проблемы здесь – соотношение веры и разума, здравого смысла и интуиции, философии и теологии. Идеала аскетического и мирского. Это время возникновения доктрины старца Филофея «Москва – Третий Рим» и поиска культурной идентичности.
XVIIIв. Философская мысль дифференцируется на антропологию, гносеологию, социальные взгляды, развиваются идеи просветительского гуманизма. Это эпоха становления русской метафизики с характерным для нее интересом к проблеме Бога, человеческой души.
XIXв. Философская культура приобретает выраженный общественный акцент: большой резонанс получает спор западников и славянофилов об исторической судьбе России; развиваются материалистические взгляды; распространяется народническая идеология. Существенный вклад в философию вносит В. С. Соловьев, труды которого легли в основание русской религиозно-философской мысли.
XXстолетие обогатило отечественную философскую традицию творчеством. Наряду с классикой русской религиозной философии утверждается и развивается марксизм. Октябрьская революция становится прологом к гегемонии диалектико-материалистической философии и ее превращению в государственно-идеологическую доктрину. Это период развития секулярной, научно ориентированной мысли. Постсоветский этап в развитии философской мысли находится в состоянии становления и характеризуется активным поиском новых парадигм и расширением проблемного круга.
Перспективы развития русской философии и ее теоретическое будущее видятся современным отечественным мыслителям как путь гармонизации духовного наследия с новейшими парадигмами философского мышления. Возврат к человеку (реантропологизация), реабилитация философии истории, тенденция к интегративности, к синтезу философии с различными отраслями духовной культуры общества, сохранение как аналитических, так и метафизических ориентиров – вот, пожалуй, самый значительный результат становления русской философии.
Позитивистские и материалистические взгляды философов России XIXв. хотя и представляли собой мировоззренческий антипод религиозно-философской классике, тем не менее, подобно русской метафизике, отражали запросы русской культуры. Интегрируя элементы европейского философского мышления в отечественную традицию, они внесли существенный вклад в становление рационально-теоретического философского мышления в России.
- Коми филиал фгбоу впо Вятская государственная сельскохозяйственная академия
- Контрольная работа №_____
- Содержание
- Античная Философия
- II. Философия средних веков
- III. Философия Возрождения, Просвещения
- IV. Философия нового времени
- V. Русская философия
- VI. Человек как предмет философии
- VII. Социальная философия, общество
- VIII. Глобальные проблемы современности
- Заключение
- Список литературы