II. Философия средних веков
Средневековая философия принадлежит эпохе феодализма (V-XVвв.) и христианству. Проблемы философии определяются принципами откровения и единобожия, монотеизма и теоцентризма, т.е. религией. Большинство ученых – духовенство; очаги культуры, науки и образования – монастыри.
Основные проблемы средневековой философии
Мир сотворен Богом или существует от века.
Постижимы ли воля Бога и сотворенный им мир.
Каковы место человека в мире и его роль в истории сквозь призму спасения души.
Как сочетаются свобода воли человека и Божественная необходимость.
Что есть общее, единоличное и отдельное в учении о триединстве.
Если Бог – истина, добро и красота, откуда зло, и почему Бог его терпит.
Соотношение истин откровения в Библии и истин человеческого разума.
Этапы средневековой философии
Патристика (I –VI вв.).
Осмысление, разработка христианской догматики. Элементы платонизма.
Вершина – Августин Блаженный (354-430)
Схоластика (XI – XV вв.).
Окончательное рациональное оформление догм христианства в систему под влиянием Аристотеля.
Пик – Фома Аквинский (1223-1274)
Европейская христианская или средневековая философия занимает большой период времени – I–XVвека. Главное отличие христианской философии – ее сопряженность с проблемами религии. Философия развивается с учетом основных догм христианства. Церковь являлась в то время монополистом в области культуры и образования. Естественно, философия понималась как «служанка богословия», т.е. как дисциплина, отрасль знания, подводящая к более высокому и важному знанию – теологическому (богословскому). Подавляющее большинство философов тех времен были представителями духовенства.
Специфика средневекового философствования.
Библейский традиционализм и ретроспективность. Библия – книга самая древняя, истинная, слово Бога. Его Завет – объект веры, мера оценки любых теорий, философии. Идея – единый уникальный Бог в трансцендентном, запредельном мире – исключала любое многобожие и утверждала единую сущность мира.
Экзегетика – искусство толкования Завета: Библия – полный свод законов бытия – критерий истинности. Текст Писания – начало и конец любой философской теории, он анализируется семантически (слова и значения), концептуально (содержание, идеи), спекулятивно (как основа размышлений).
Дидактизм – назидательность, учительство: общая установка на образование, воспитание и продвижение по жизни к спасению, к Богу. Форма – трактат, диалог учителя и внемлющего ученика. Главное качество – энциклопедичность, виртуозное знание Святого Писания и владение в совершенстве формальной логикой Аристотеля.
Общий дух – оптимизм. Бог непостижим, но Его указания могут быть поняты через веру. Возможность личного спасения, воскресения в жизнь вечную, конечного торжества христианской истины в космическом масштабе. Симбиоз двух истин – мирской и Божественной. Истинная философия пользовалась формами и интеллекта, и интуитивного знания, озарения, Божественного откровения.
- Коми филиал фгбоу впо Вятская государственная сельскохозяйственная академия
- Контрольная работа №_____
- Содержание
- Античная Философия
- II. Философия средних веков
- III. Философия Возрождения, Просвещения
- IV. Философия нового времени
- V. Русская философия
- VI. Человек как предмет философии
- VII. Социальная философия, общество
- VIII. Глобальные проблемы современности
- Заключение
- Список литературы