Античная Философия
Термин «античная философия» объединяет в себе философию древних греков и древних римлян, зародившуюся в VIв. н.э.
При всем разнообразии как отдельных периодов в развитии античной философии, так и школ, направлений в рамках этих периодов мы можем говорить о некотором существенном единстве античной философии как определенном историческом способе философствования.
Черты, определяющие сущность античной философии:
Во-первых, античная философия космоцентрична.Ее теоретическую основу составляет «диалектика идеи и материи, разрабатываемая в виде чувственно-материального космоса, движимого космической душой, управляемого также космическим умом и создаваемого сверхдушевным и сверхумственным первоединством».Предмет античной философии – это познание космоса, природы в ее структурности, в том числе и человека как его неотъемлемой части, при этом с самых начал греческой философии природа – предмет мысли, а не сила, тяготеющая над умом.
Во-вторых, возникновение античной философии связано с преодолением мифологии как формы родового сознания. Древнегреческая мифология как мировоззренческая форма родового общества проходит сложный путь от обряда ритуального действия и мышления через устные сказания и предания до гомеровского эпоса и гесиодовской «Теогонии»
В-третьих, вся античная философия строится на принципе объективизма. Прасимволом античной культуры, по выражению Шпенглера, является отдельное материальное тело.
В-четвертых, античная философия пантеистична.Космос для нее абсолютен, безбожественен, а отдельные боги – лишь принципы действия разнообразных сторон космоса или природы.
Мировоззренческий аспект античной философии характеризуется рядом формул.
Философия – это процесс размышления, продвижения от мысли к мысли.
Философия есть систематизированное мировоззрение.
Мировоззрение – это связное, целостное, общее воззрение на мир, историю, человека.
Философия – особая дисциплина, которая изучает общие законы природы, всего универсума и общества, стремясь показать место человека в этом мире.
Философия как феномен культуры создана гением древних греков в городах-государствах, где были достигнуты политические свободы.
Периоды:
Натуралистический, VI-Vвв. До н.э.
Представители: ионийцы, милетцы, пифагорейцы, элеаты, плюралисты, физики-эклектики.
Гуманистический – софисты, Сократ.
Классический. Большой синтез ПлатонаиАристотеля.
Эллинистических школ: киники, эпикурейцы, стоики, скептики.
Религиозный. Неоплатонисты: от языческих до представления о едином благе.
Период христианской мысли. Филон Александрийский, догмы зарождающейся религии.
Характерные черты.
Синкретичность – нерасчлененность важнейших проблем.
Космоцентричность – охват всего космоса и мира человека.
Пантеистичность: космос – чувственное и умопостигаемое абсолютное божество. Достижение на уровне понятий.
Античная философия выдвинула ряд фундаментальных идей и проблем, которые не потеряли значения по сей день.
Проблемы бытия, небытия материи и ее форм.
Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми.
Проблема воли и свободы человека, достижения счастья.
Проблема отношения человека и Бога, божественной воли, строения Богом Космоса.
- Коми филиал фгбоу впо Вятская государственная сельскохозяйственная академия
- Контрольная работа №_____
- Содержание
- Античная Философия
- II. Философия средних веков
- III. Философия Возрождения, Просвещения
- IV. Философия нового времени
- V. Русская философия
- VI. Человек как предмет философии
- VII. Социальная философия, общество
- VIII. Глобальные проблемы современности
- Заключение
- Список литературы