3. Древнегреческая натурфилософия
Деятельность семи мудрецов находится непосредственно в преддверии античной философии. Неслучайно Фалес (640 - 560 до н.э.), один из мудрецов, по общему признанию, является и первым философом. Он считается основателем философской школы в Милете, городе на Ионийском побережье Малой Азии. Этот мыслитель был тесно связан с ближневосточной культурой, потому что совершил путешествия в Вавилонию, Финикию и Египет, где почерпнул мудрость у халдейских магов и жрецов Мемфиса. В античной традиции Фалес также первый астроном и математик. Полагают, что именно он ввел у греков календарь, разделив продолжительность года на 365 дней. Кроме того, он впервые измерил высоту египетских пирамид и предсказал солнечное затмение в 585 году до н.э.
Первоначалом мироздания Фалес положил воду, которая «разумна и божественна». Из нее все возникает и в нее же все возвращается. Одновременно философ утверждает, что все одушевлено и мир полон богов: именно боги и души суть источники движения и самодвижения тел. Так, магнит тоже имеет душу, потому что он притягивает железо.
Ученик Фалеса Анаксимандр (610 - 546 до н.э.) расширяет понятие начала до понятия «архе», т.е. первопринципа всего сущего. И этим первопринципом, по его мнению, является апейрон, характеризующийся тем, что он «беспредельный, безграничный, бесконечный». Апейрон предстает не только как субстанциальное, но и как генетическое начало космоса, ибо является единственной причиной рождения и гибели. И в то же время как первооснова мира, т.е. как субстанция, он самодостаточен: «все объемлет и всем управляет».
Пребывая во вращательном движении, апейрон выделяет из себя две пары противоположностей: горячее и холодное, влажное и сухое; а их комбинации порождают четыре основные стихии - воздух, воду, огонь и землю. Как самая тяжелая стихия земля сосредоточивается в центре, образуя цилиндр, высота которого равна трети основания. На его поверхности располагается более легкая стихия - вода, еще выше находится воздух. Огонь, в свою очередь, образовал три сферы, из разрыва которых возникли Солнце, Луна и звезды. Ближе всего к Земле находятся звезды, затем Луна и, наконец, Солнце.
Все живое, согласно Анаксимандру, зародилось под воздействием небесного огня из ила на границе моря и суши. Первые живые существа сначала жили в воде, а потом некоторые из них вышли на сушу, сбросив с себя чешую.
Последователь Анаксимандра Анаксимен (588 - 525 до н.э.) не смог принять такую абстрактную сущность, как апейрон, и поэтому в качестве первоначала всего сущего выбрал воздух - самую бескачественную и неопределенную из четырех стихий. По его мнению, все возникает из воздуха посредством его сгущения и разрежения. При разрежении образуется огонь, а при сгущении - ветер, облака, вода, земля, камни.
Солнце, Луна и звезды - это камни, которые раскалились от быстрого движения. Анаксимен исправил ошибочные представления своего учителя о расположении небесных тел, установив, что ближе всего к Земле находится Луна, затем Солнце и дальше всего - звезды. Согласно его учению, воздух является началом не только тела, но и души, которая по своей природе воздушна, а значит, вещественна.
Несколько позже в соседнем с Милетом городе Эфесе жил и мыслил философ Гераклит (520 - 460 до н.э.), которого современники называли «темным» из-за малопонятности его высказываний и «плачущим» из-за постоянных сетований на несовершенства человека. Первоосновой всего он объявил огонь как наиболее подвижную и изменчивую стихию. Огонь никем не сотворен, но он подчиняется мировому закону - Логосу. В связи с этим сам космос рассматривается мыслителем как «вечно живой огонь, в полную меру воспламеняющийся и в полную меру погасающий».
Итак, принципиальная особенность мира, по Гераклиту, состоит в его постоянной изменчивости: отсюда сам мир предстает в образе реки, в которую нельзя войти дважды. Все в мире соткано из противоположностей, существующих в единстве и в вечной борьбе. Своим учением о противоположностях философ сформулировал основания диалектики как теории развития. Человеческая душа также сочетание противоположностей - огня и влаги. И чем больше огня в душе, тем она лучше.
Но философия развивалась не только на востоке Греции - в Ионии. Крупные школы возникли также и на западе, в Южной Италии. К ним относятся философские учения пифагорейцев и элеатов.
Пифагор (580 - 500 до н.э.), как известно, основой всего сущего считал число, или числовые отношения. Сохранилась легенда, как у философа возникла эта идея: однажды он проходил мимо кузницы и заметил, что разные по весу молоты, ударяясь о наковальню, издают звуки разной высоты. И коль скоро эта зависимость может быть выражена числами, то «число владеет вещами». Каждое число возникает «из гармонии конечных и бесконечных элементов». Затем из чисел рождаются точки, из точек - линии, из них - плоские фигуры и, наконец, из плоских фигур - объемные. Пифагорейцы разработали десятичную систему, где каждое число было наделено своими характеристиками.
Пять стихий, составляющих основу мироздания, в число которых помимо четырех традиционных Пифагор включал эфир, тоже связаны с числами. Так, земля состоит из частиц кубической формы, огонь - из тетраэдров (четырехгранных пирамид), воздух - из восьмигранников, вода - из двадцатигранников, а эфир - из двенадцатигранников.
Пифагор основал союз своих единомышленников, который был религиозно-философской школой и одновременно политическим объединением. В него принимали только свободных людей, причем как мужчин, так и женщин, но только тех, кто прошел многолетнюю проверку и подготовку. Члены союза много времени уделяли психотренингу, развитию памяти и умственных способностей. Важное место в их жизнедеятельности отводилось занятиям наукой. Существовали также многочисленные требования к образу жизни, например, ограничения в пище и т.д. Пифагорейцы стремились к победе над низменными страстями и высоко ценили дружбу.
Заслуга Пифагора и его последователей состояла в том, что именно с их учения начинается концепция вечного мира, доступного интеллекту и недоступного чувствам.
Поэтому неслучайно продолжателем их дела считают Парменида (540 - 470 до н.э.), основавшего в городе Элея свою школу. В поэме «О природе» этот мыслитель говорит о двух путях познания - пути истины и пути мнения. Люди склонны считать, что мир состоит из множества преходящих, изменчивых вещей, но это только видимость. Для познания мира мало одних смутных и неустойчивых восприятий, необходимы еще элементы разума, который бы улавливал за изменчивым устойчивое, за преходящим вечное. Итак, путь истины - это путь разума. Что же доказывает нам разум?
1. Существует только бытие, а небытия не существует, ибо не может существовать то, чего нет.
2. Бытие вечно, оно не возникает и не исчезает, ибо ему не из чего возникнуть и не во что перейти.
3. Бытие едино: оно не имеет частей, ибо нет ничего, что его разделяло бы.
4. Бытие однородно: его не может быть больше в одном месте и меньше в другом.
5. Мышление и бытие суть одно и то же, или одно и то же мысль о предмете и предмет мысли.
Итак, в учении Парменида бытие едино, однородно и неизменно; оно замкнуто (шарообразно), и для него не существует ни прошлого, ни будущего. Тем самым бытие отрывается от становления, а единство от множества. Стало быть, осознание различия чувственного и рационального познания сразу же приводит к полному разрыву этих двух ступеней единого процесса.
Развитие идей Парменида продолжил его ученик Зенон (490 - 430 до н.э.). Он вел доказательство путем метода от противного, обосновывая невозможность существования множества и движения. Особый интерес представляют его рассуждения против движения, так называемые апории. Их насчитывается четыре: «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела» и «Стадий». В первой доказывается, что движение никогда не может начаться; во второй делается вывод, что, даже если оно и начнется, то никогда не сможет закончиться. Третья, исходя из допущения, что движущееся тело в каждый конкретный момент находится в определенном месте, утверждает, что из суммы состояний покоя нельзя вывести движение.
Доктрина элеатов оказала существенное влияние на всю последующую греческую философию. Парменид, опираясь на доводы разума, создал концепцию единого и неизменного бытия, которая оказалась диаметрально противоположной учению Гераклита, исходившего в основном из данных непосредственного опыта. Поэтому философы следующего поколения (Эмпедокл, Анаксагор, атомисты) создавали свои учения, прежде всего, для того, чтобы как-то сочетать парменидовские идеи с опытными данными.
Эмпедокл (490 - 430 до н.э.) в своей поэме «О природе» также придерживается тезиса: «ничто не может произойти из того, что не существует». Однако применяет эту парменидовскую мысль только к простым элементам вещей и в то же время сложные вещи считает становящимися и гибнущими. Но для того, чтобы проводить этот взгляд, необходимо было порвать с монистическим объяснением мира посредством принципиально единого первоначала и перейти на плюралистические позиции. Поэтому Эмпедокл принимает четыре качественно различных первоэлемента мира - воду, воздух, огонь и землю. Их он называет «корнями всего», «началами», или «стихиями».
Однако тогда возникает вопрос: почему эти стихии соединяются и разъединяются? Эта проблема была новой, потому что ионийские философы считали движение неотъемлемым атрибутом первоначала и поэтому перед ними не вставала задача объяснить его происхождение. Эмпедокл же под влиянием элейского учения о неизменности и неподвижности бытия был вынужден понимать стихии как пассивную и инертную массу. И коль скоро они могли быть приведены в движение только извне, то он признает также и существование двух сил - раздора и любви. Именно под их воздействием элементы то соединяются, то разъединяются. Когда безраздельно властвует любовь, а раздор вытеснен на периферию, все стихии смешаны между собой и образуют хаотическую массу; в период господства раздора они, напротив, полностью отделены друг от друга. И только в переходные периоды под одновременным воздействием раздора и любви из соединения первоэлементов могут образовываться окружающие нас вещи и, следовательно, мир, каким мы его видим. Стало быть, первый и третий периоды развития мироздания (когда безраздельно властвует какая-то одна из сил) являются периодами парменидовского единства и неизменности, а второй и четвертый (когда обе силы действуют одновременно) - периодами гераклитовской изменчивости и множественности.
Таким образом, Эмпедокл создал первую плюралистическую теорию мира, соединив изменчивость картины мира Гераклита с постулатами элеатов о неизменности бытия; и, кроме того, он четко отделил силы, действующие в природе, от стихий, т.е. первоэлементов.
Его современник Анаксагор (500 - 428 до н.э.) создал свою теорию с той же целью - разрешить противоречие между гераклитовским и парменидовским учениями. И в то же время в понимании первоэлементов он расходится с Эмпедоклом, ибо считает, что ни одно качество не может зародиться из комбинации иных качеств. «Как может возникнуть волос из того, что не является волосом, а мясо - из того, что не является мясом?» - вопрошает философ. Отсюда им провозглашается неизменность не только определенных начал, но и любых качеств. Поэтому первоэлементов не четыре, а столько же, сколько существует отдельных качеств. Эти неисчислимые элементы Анаксагор называет «зародышами», или «семенами» (spermata). Позднее Аристотель даст им название «гомеомерии», т.е. «подобочастные».
Итак, каждая вещь включает в себя все множество качеств, однако при этом в ней преобладающим является какое-то одно, делающее ее именно этой вещью: в мясе превалируют гомеомерии мяса, а в хлебе - хлеба и т.д. В таком случае все сложно и в каждой вещи есть частицы любой другой.
Анаксагор также отделял силу от первоэлементов. На вопрос, как возник мир, он отвечал следующим образом: какой-то импульс вызвал вихрь в первоэлементах и вовлек их в движение. Источником же этого импульса является Ум (Нус). Одним словом, философ отбросил мысль о том, что начало мироздания может быть делом случая, ибо против этого свидетельствовали разумное устройство и гармония, существующие в природе. Значит, импульс могла дать не механическая, а лишь духовная сила. Но Анаксагор не разработал всесторонне учение об Уме, за что его впоследствии критиковал Сократ.
В противовес взглядам Эмпедокла и Анаксагора, считавших, что первоэлементы природы различаются между собой прежде всего качественно, Левкипп и Демокрит выдвинули теорию количественного различия, положив в основу своей системы учение об атомах. О Левкиппе нам известно очень мало, хотя и утверждается, что он находился под большим влиянием Парменида и Зенона. Демокрит (460 - 370 до н.э.) предстает как гораздо более определенная фигура.
В чем же суть его позиции? Демокритовская теория содержала в себе четыре принципиальных тезиса:
1) вся природа состоит из множества неделимых частиц, т.е. атомов;
2) атомы обладают только количественными характеристиками и не имеют качественных. Параметры, по которым они отличаются друг от друга, трояки - форма, порядок и положение. Именно эти исключительно геометрические свойства атомов объясняют все особенности сложных тел;
3) важнейшей характерной чертой атомов является движение. Оно также вечно, как и сами атомы, и не вызывается какими-то внешними факторами;
4) атомы пребывают и перемещаются в пустоте. Ведь если бы пустоты не существовало, то невозможно было бы обосновать движение (на чем как раз настаивали Парменид и Зенон).
Называя атомы бытием, а пустоту небытием, Демокрит высказывает мысль о том, что «бытие существует не более, чем небытие». Это был важный пункт в атомистической теории, который в корне расходился с учением элеатов. Но так как атомисты признают два начала мироздания: небытие (пустоту, пространство) и бытие (атомы), то они являются дуалистами. А поскольку они трактуют само бытие как бесконечное множество атомов, разделенных пространством, то они плюралисты.
Подводя итог первому периоду становления и развития античной философской мысли, можно сказать, что философия этого времени, несмотря на все свои достижения, была достаточно ограниченной и односторонней, ибо ее интересы оказались сосредоточенными исключительно на космологической проблематике и, прежде всего, на вопросах о первоначале мира и его устройстве. Поэтому мыслителей, придерживавшихся этого направления, стали называть натурфилософами, а их учения - натурфилософией. Но последняя не была единой: уже с самого начала высказываются диаметрально противоположные взгляды, отстаивающие, с одной стороны, идею всеобщей изменчивости мира (Гераклит), а с другой, - мысль о принципиальной неизменности и неподвижности бытия (Парменид). Ввиду чего дальнейшее развитие натурфилософии (Эмпедокл, Анаксагор, атомисты) было связано с разрешением данной антиномии. И это предопределило, в свою очередь, переход от монистических концепций к плюралистическим учениям, делающим акцент то на качественной, то на количественной определенности первоэлементов мира.
- Часть I
- Предисловие
- 2. Предмет философии. Основной вопрос философии
- 3. Структура философского знания
- 4. Место философии в духовной культуре
- II. Античная философия от истоков до платона
- 1. Специфика античного мировоззрения и мышления
- 2. Предфилософия древних греков (Гомер, Гесиод и «семь мудрецов»)
- 3. Древнегреческая натурфилософия
- 4. Софисты и Сократ
- III. Античная философия от платона до ее завершения
- 1. Философия Платона
- 2. Философские взгляды Аристотеля
- 3. Эллинизм как культурно-исторический феномен
- 4. Основные философские направления эпохи эллинизма
- IV. Философия средних веков и эпохи возрождения
- 1. Специфика средневекового мировоззрения и мышления
- 2. Патристика и Августин Блаженный
- 3. Схоластика и Фома Аквинский
- 4. Ренессанс как особый тип культуры и мировоззрения. Возрождение и Гуманизм
- 5. Учение о человеке в работах итальянских гуманистов XV в.
- 6. Социально-политические и космологические учения эпохи Возрождения
- V. Философия XVII и XVIII веков
- 1. Революция в науке XVII века. Становление картины мира и мышления Нового времени
- 2. Общая характеристика эмпиризма
- 3. Общая характеристика рационализма
- 4. Особенности Просвещения как идеологического течения
- 5. Проблемы гносеологии в трудах английских мыслителей
- 6. Просветительская мысль во Франции
- VI. Немецкая классическая философия
- 1. Социально-исторические корни и теоретические истоки немецкой классической философии
- 2. Критицизм Канта
- 3. «Наукоучение» Фихте
- 4. Этапы становления философской мысли Шеллинга
- 5. Абсолютный идеализм Гегеля
- VII. От классической философии к неклассической
- 1. Антропология Фейербаха
- 2. Марксизм
- 3. Позитивизм
- 4. «Единичный» или «Единственный» в учениях Кьеркегора и Штирнера
- 5. Волюнтаризм Шопенгауэра и Ницше
- VIII. Русская философия
- 1. Философия в контексте отечественной культуры. Особенности философской мысли в России
- 2. Русская философия в XVIII веке
- 3. Русская философия первой половины XIX века
- 4. Русская философия второй половины XIX века
- 5. Русская философия хх столетия
- IX. Современная западная философия: основные направления
- 1. Неопозитивизм и постпозитивизм
- 2. Феноменология и герменевтика
- 3. Экзистенциализм и религиозный персонализм
- 4. Структурализм и постструктурализм
- 5. Фрейдизм и неофрейдизм
- 6. Ситуация постмодерна в современной культуре и философии
- Литература к первой части к первой части
- Содержание
- Зорин Александр Львович Философия. Курс лекций.
- Часть I.