logo
Философия

6. Просветительская мысль во Франции

Просвещение, как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли, на французской почве выразилось с наибольшей четкостью, последовательностью и радикальностью. Его основателями стали Ф.Вольтер и Ш.Монтескье. Их произведения способствовали формированию многочисленного второго поколения просветителей, которое начало свою деятельность с середины 40-х годов XVIII столетия.

Одним из средств распространения своих идей, помимо салонов, академий и масонских лож, французские просветители сделали «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Будучи плодом коллективного труда многих выдающихся людей того времени, «Энциклопедия» выходила в свет с 1751 по 1772 гг. и по своему влиянию стала важнейшим явлением в политической и общественной жизни предреволюционной Франции. Именно благодаря ей получила распространение новая культура, которая решительно порвала с отжившими стереотипами существовавшего тогда знания.

Значительную роль в формировании общественного мнения во Франции того периода сыграли социально-политические взгляды Монтескье, Вольтера и Руссо. Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) в своих работах пытался объяснить возникновение и развитие общества на основе естественных факторов. В книге «О духе законов» он утверждал единство природы и человеческого общества. Из этого философ делал вывод о решающей роли географической среды в формировании нравов и законов человеческого общежития. «От различия в потребностях, порождаемого различием в климатах, - писал он, - происходит различие в образе жизни; а от различия в образе жизни происходит различие в законах». Таким образом, «власть климата сильнее всех властей». Монтескье различал три вида правления - республиканское, монархическое и деспотическое. Он являлся решительным противником деспотии и считал лучшим типом государственного устройства в Европе конституционную монархию.

Развенчанию провиденциалистской концепции истории способствовал Франсуа Вольтер (1694 - 1778). Свою задачу он видел в том, чтобы объяснять ход и исход человеческих событий не волей Провидения, а сознанием, выбором и действиями людей. Принцип необходимости, утверждал философ, не может исключать случайность и существовать в своей чистой форме. Поэтому нет и не может быть предопределенности событий ни в природе, ни в человеческом обществе. Решимость писать историю так, как она проистекала в реальной действительности, т.е. без чудес и божьего промысла, стала огромным шагом вперед в исторической науке. Вольтер также сформулировал мысль о том, что, несмотря на случайности, зигзаги и отступления, человеческая история развивается по восходящей линии.

Несколько особняком среди французских просветителей стоит Жан Жак Руссо (1712 - 1778). Социально-политическим вопросам посвящена его работа «Рассуждение о происхождении и причинах неравенства между людьми», а критике основ государства и права - трактат «Об общественном договоре». В первом из указанных сочинений французский мыслитель приходит к убеждению, что неравенство между людьми существовало невсегда, ибо в «естественном состоянии» все были равны, никто не возвышался над другими и не знал, что такое имущество и частная собственность. Характерной чертой данного периода была также нравственная неиспорченность: ведь там, где нет собственности, не может быть и несправедливости.

Однако эта «идиллия» естественного состояния закончилась, когда кто-то захватил определенный клочок земли и провозгласил: «Это моё!» Таким образом, с появлением частной собственности и расслоением на богатых и бедных, согласно Руссо, связана первая ступень общественного неравенства. В дальнейшем, в связи с «ужасающим состоянием вражды», люди вынуждены были заключить договор, ведущий к образованию государственной власти, которая должна являться гарантом справедливости и мира. Вследствие этого неравенство между богатыми и бедными поднимается на следующую ступень и превращается в неравенство между властвующими и подвластными. И, наконец, третья ступень неравенства в обществе, по мнению французского просветителя, появляется с превращением законной власти в деспотизм, ибо деспот полностью игнорирует законы и волю народа. Такое понимание ступеней неравенства позволяет Руссо обосновать право народа на бунт против деспотизма и на совершение революции.

Осознание того факта, что возникновение классового общества несет людям неисчислимые бедствия, заставляет Руссо сделать вывод о необходимости возвращения назад к природе от уродующей человека цивилизации. Таким образом, он в принципе отвергает идею исторического прогресса, и его точка зрения как на историю, так и на результаты развития культуры оказывается крайне пессимистической. Неслучайно трактат «Рассуждение о неравенстве» Вольтер назвал «пасквилем, направленным против рода человеческого». И все же, несмотря на это, значение Руссо состоит в том, что он первым обратил внимание на противоречивость становления цивилизации и пришел к выводу, что развитие производства, культуры и науки приносит не только пользу, но и вред. Эти важные наблюдения стали импульсом для дальнейшего развития социальной мысли.

В философии французского Просвещения важную роль играли материалисты Жюльен Оффре де Ламетри (1709 - 1751), Клод Адриан Гельвеций (1715 - 1771), Дени Дидро (1713 - 1784) и Поль Гольбах (1723 - 1789). Главной составной частью их концепций было учение о природе, в котором они ставили и решали вопрос о сущности материи и движения. Наиболее полно оно было разработано в «Системе природы» Гольбаха, где утверждалось, что материя есть «причина всего», что она существует благодаря самой себе и будет существовать вечно и что движение является «необходимым следствием ее существования».

Давая физическую характеристику материи, французские материалисты утверждали, что все материальные тела состоят из атомов, т.е. неделимых и неизменных элементов (Гольбах), или молекул (Дидро). Основными первоначальными свойствами материи они считали протяженность, фигуру, непроницаемость, движение. Дидро в число этих свойств включал также и чувствительность.

Таким образом, для вышеупомянутых философов понятие материи было тождественным понятию вещества. Однако в некоторых случаях у них встречаются отдельные высказывания, свидетельствующие о том, что они вплотную подходили к пониманию материи как объективной реальности. Так, Гольбах писал, что «по отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши органы чувств». Особую важность приобрело также признание неразрывности материи и движения. Характеризуя движение как атрибут материи, французские материалисты одновременно подвергали критике те взгляды, где последняя рассматривалась как нечто неподвижное, косное и требующее для перехода в движущееся состояние потусторонней нематериальной силы или внешнего толчка. Гольбах различал два вида движения: 1) движение материальных масс, благодаря которому тела переходят из одного места в другое; 2) внутреннее и скрытое движение, зависящее от свойственной телу энергии, т.е. от сочетания действия и противодействия невидимых молекул материи, из которых оно состоит. По его мнению, материалистическое понимание природы несовместимо с допущением каких бы то ни было сверхъестественных сил, ибо в ней могут быть лишь естественные причины и действия. И над всем происходящим в мире господствует строжайшая необходимость. Отсюда делался вывод о том, что в природных процессах нет случайности. Поэтому и в жизни людей все события предопределены и не могут происходить иначе, чем происходят.

Итогом века Просвещения явилось то, что философская мысль приобретает четкое деление на материализм и идеализм, в рамках которого она будет развиваться на протяжении следующего столетия. В то же время явно заметен отказ от установок на эзотеричность и элитарность. Философы XVIII века стремятся популяризировать свои теории, делая общедоступной форму их изложения. Наиболее важными учениями и школами, созданными в этот период, были в Англии локковский эмпиризм, берклианство и юмизм, а во Франции - вольтерианство, руссоизм, материализм Ламетри, Дидро, Гельвеция и Гольбаха. Они приобрели, можно сказать, всемирно-историческое значение, поскольку их влияние распространилось на многие другие страны, в том числе на Россию, и вышло далеко за пределы породившего их времени.