1. Философия Платона
Афинский философ Платон (427 - 347 до н.э.) был выходцем из знатного аристократического рода. Его подлинное имя - Аристокл, а прозвище Платон он получил за необыкновенную мощь своего тела (греч. platus - широкий, широкоплечий). Будучи высоко одаренным человеком, Платон проявил себя не только на философском поприще, но также в поэзии, живописи и музыке. К философии он пристрастился под влиянием Кратила, придерживавшегося взглядов Гераклита. Затем он познакомился с Сократом, стал его учеником и не покидал своего учителя вплоть до смерти последнего.
Сочинения, написанные Платоном, сохранились очень хорошо и почти все дошли до нас. Большинство из них написаны в форме диалога, где главным действующим лицом является Сократ. Работы философа можно разделить на три группы: 1) диалоги раннего периода, или сократовские («Протагор», «Горгий», «Апология Сократа»); 2) диалоги среднего периода, или конструктивные («Федр», «Пир», «Федон»); 3) диалоги позднего периода, или диалектические («Парменид», «Софист», «Филеб»).
Из предшествующих философских учений на Платона оказали влияние идеи Пифагора, от которого он воспринял веру в бессмертие душ и способность их к переселению, а также почтение к математическому знанию. У Парменида философ заимствовал мысль о том, что подлинная реальность вечна и неизменна, а мир становящихся и преходящих вещей иллюзорен. С Гераклитом он был согласен в том, что в чувственном мире нет ничего постоянного и устойчивого. И, наконец, Сократ привил ему интерес к занятиям этическими проблемами и к неустанному поиску истины.
Вслед за элеатами Платон отличает истинный мир - царство идей («чистых форм») - от кажущегося и призрачного чувственного мира изменчивых вещей. Идеальный мир вечен и неизменен, но в отличие от парменидовского умопостигаемого бытия, являющегося цельным и нерасчлененным, идеальное царство Платона представляет собой духовное множество. Число идей («эйдосов») очень велико, однако, не бесконечно. Существуют идеи конкретных объектов (эйдосы человека, лошади, собаки), свойств и отношений (эйдосы белизны, красоты, равенства и т.д.), математических объектов (эйдосы чисел и фигур) и нравственных явлений (эйдосы мужества, справедливости).
Платоновские идеи не просто сосуществуют друг с другом, они находятся в отношении подчинения и соподчинения, т.е. образуют определенную иерархию, которая может быть представлена в форме пирамиды. В ее основании находятся эйдосы конкретных объектов, выше - общие понятия, а на самом верху - идея Блага, или Единого, как источника истины, гармонии и красоты. И поскольку идеальный мир Платона противостоит миру преходящих вещей не только как сущность явлению, оригинал копии, но и как благое злому, то его учение можно назвать «этическим эйдологизмом» (А.Ф.Лосев).
Однако идеи выражают лишь общую неизменную сущность. Поэтому для объяснения, откуда возникает множественность вещей, философ был вынужден ввести в свое учение второе начало мироздания. Это - материя («хора»), род пространства, дающий место всему, что имеет рождение. Она податлива и способна принимать любые формы, отчего получает еще одно название - «восприемница». Хора также вечна, как и эйдосы. Но в отличие от последних, которые являются активным, формирующим началом, она пассивна и бесформенна.
Между вечными идеями и преходящими вещами чувственного мира существует взаимосвязь: идеи являются прообразами вещей, а вещи причастны к идеям. Таким образом, учение Платона об эйдосах (как подлинном и вечно тождественном бытии) и изменчивом и бренном мире вещей осуществляет синтез идей Парменида и Гераклита. Оно объясняет, как из неизменного умопостигаемого сущего возникает вечная текучесть чувственно воспринимаемого мира.
Наряду с такими первоначалами, как эйдосы и хора, философ признает еще наличие Ума-демиурга (Бога), который является творцом-устроителем мира. Он порождает Мировую душу и организует материю, вкладывая в нее целесообразные причины.
Человеческие души созданы из остатков Мировой души. После смерти тела бессмертная душа возносится на небо и пребывает там, созерцая в непосредственной близости царство идей. О существовании душ в занебесных далях подробно рассказывается в диалоге «Федр». Здесь души уподобляются колеснице с двумя конями и возничим. Возничий - это разум, а кони являют собой два страстных начала - мужество и вожделение. Первый конь - благородных кровей, поэтому он устремлен к небу; второго же, отягощенного низменными страстями, постоянно тянет вниз, на Землю. И если возничий (разум) в какой-то момент не справляется с конем вожделения, то душа низвергается с небес и воплощается. На основе этого мифа Платон строит свою гносеологию и учение об идеальном государстве.
Решению вопроса о том, что такое познание, философ посвятил диалог «Теэтет». Здесь он отказывается признать, что истинное познание - это восприятие вещей в процессе непосредственного контакта с ними, на чем настаивали натурфилософы. «Вещи можно видеть, но нельзя мыслить, - пишет Платон, - а об идеях можно мыслить, но нельзя их видеть». Значит, подобно тому, как существуют два вида бытия - эйдосы и вещи, также существуют и два вида познания - разумное и чувственное. И коль скоро они сильно разнятся, то ощущения не могут являться материалом и основой для формирования понятий. Откуда же тогда берутся последние? По мнению философа, душа во время пребывания в занебесной сфере непосредственно созерцает идеи, тем самым набираясь знаний. Затем, во время падения, она забывает все, что ей стало известно об истинном идеальном мире. Но случается так, что в результате напряжения своих сил она что-то вспоминает из виденного ею в невоплощенном состоянии. Таким образом, познание есть припоминание (анамнезис). Не все души способны вспоминать идеи, которые скрываются за вечно изменяющимися вещами. Поэтому многим людям суждено блуждать во мраке неведения.
Логическим завершением философии Платона является учение о нравственности (этика) и государстве (политика). В основе платоновской этики лежит мысль об иерархии душ. Древнегреческий мыслитель считает, что душа, где доминирует разумное начало, воплотившись, способна породить философа или правителя, основной добродетелью которого является мудрость. Душа, где преобладает мужественное начало, при соединении с телом порождает воина, добродетелями которого становятся храбрость, отвага, мужество; душа, где властвует конь вожделения, порождает ремесленника или земледельца, добродетелью которых должна быть умеренность. Итак, добродетели человека являются врожденными, ибо они предопределены свыше.
На основе такой градации душ, по Платону, должно строиться идеальное государство. Государство является добродетельным, когда оно мудро мудростью своих правителей-философов, мужественно отвагой и храбростью своих стражей (воинов), рассудительно повиновением худшей части лучшей. Такое положение вещей, где все служат государству как некой целостности и каждый занимается только своим делом, - есть справедливость, т.е. высшая добродетель. В идеальном государстве все подчинено строгой регламентации, начиная с ведения совместных работ и кончая проведением досуга. Все осуществляется по повелению мудрых правителей и под неустанным присмотром стражей. Философ считал, что главным источником раздоров и несправедливости в государстве является наличие частной собственности у высших классов. И поэтому, с его точки зрения, они не должны владеть ею, а все получать от государства. Например, воины живут сообща, питаются вместе, и даже женщин для них специально подбирают правители. При этом личные склонности совершенно не принимаются во внимание: все подчинено одной цели - дать государству наилучшее потомство.
Таким образом, в идеальном государстве личная жизнь, по сути дела, упраздняется. Отдельный человек и его интересы в расчет не принимаются. Все подчинено величию целого. Тем самым Платон одним из первых создал утопию казарменного коммунизма с полной регламентацией всей жизни и быта, где индивид был лишь средством для достижения блага целого.
О философии древнегреческого мыслителя можно спорить до бесконечности, находя в ней позитивные и негативные моменты. И все же в целом был прав А.Шопенгауэр, который охарактеризовал ее следующими словами: «Каждый бывший и будущий философ был и будет бесконечно обязан Платону. Его сочинения - истинная школа мышления... Поэтому, кто чувствует в себе наклонность к философии, пусть постоянно читает Платона. Он не почерпнет готовой мудрости, но зато научится мыслить, дискутировать, освоит диалектику».
- Часть I
- Предисловие
- 2. Предмет философии. Основной вопрос философии
- 3. Структура философского знания
- 4. Место философии в духовной культуре
- II. Античная философия от истоков до платона
- 1. Специфика античного мировоззрения и мышления
- 2. Предфилософия древних греков (Гомер, Гесиод и «семь мудрецов»)
- 3. Древнегреческая натурфилософия
- 4. Софисты и Сократ
- III. Античная философия от платона до ее завершения
- 1. Философия Платона
- 2. Философские взгляды Аристотеля
- 3. Эллинизм как культурно-исторический феномен
- 4. Основные философские направления эпохи эллинизма
- IV. Философия средних веков и эпохи возрождения
- 1. Специфика средневекового мировоззрения и мышления
- 2. Патристика и Августин Блаженный
- 3. Схоластика и Фома Аквинский
- 4. Ренессанс как особый тип культуры и мировоззрения. Возрождение и Гуманизм
- 5. Учение о человеке в работах итальянских гуманистов XV в.
- 6. Социально-политические и космологические учения эпохи Возрождения
- V. Философия XVII и XVIII веков
- 1. Революция в науке XVII века. Становление картины мира и мышления Нового времени
- 2. Общая характеристика эмпиризма
- 3. Общая характеристика рационализма
- 4. Особенности Просвещения как идеологического течения
- 5. Проблемы гносеологии в трудах английских мыслителей
- 6. Просветительская мысль во Франции
- VI. Немецкая классическая философия
- 1. Социально-исторические корни и теоретические истоки немецкой классической философии
- 2. Критицизм Канта
- 3. «Наукоучение» Фихте
- 4. Этапы становления философской мысли Шеллинга
- 5. Абсолютный идеализм Гегеля
- VII. От классической философии к неклассической
- 1. Антропология Фейербаха
- 2. Марксизм
- 3. Позитивизм
- 4. «Единичный» или «Единственный» в учениях Кьеркегора и Штирнера
- 5. Волюнтаризм Шопенгауэра и Ницше
- VIII. Русская философия
- 1. Философия в контексте отечественной культуры. Особенности философской мысли в России
- 2. Русская философия в XVIII веке
- 3. Русская философия первой половины XIX века
- 4. Русская философия второй половины XIX века
- 5. Русская философия хх столетия
- IX. Современная западная философия: основные направления
- 1. Неопозитивизм и постпозитивизм
- 2. Феноменология и герменевтика
- 3. Экзистенциализм и религиозный персонализм
- 4. Структурализм и постструктурализм
- 5. Фрейдизм и неофрейдизм
- 6. Ситуация постмодерна в современной культуре и философии
- Литература к первой части к первой части
- Содержание
- Зорин Александр Львович Философия. Курс лекций.
- Часть I.