2. Патристика и Августин Блаженный
Средневековая философия Западной Европы представляет собой тот длительный период в ее истории, который был непосредственно связан с христианской религией. Постепенно гонимое христианство становится официальной религией Римской империи. И это незамедлительно повлекло за собой теологизацию всех форм сознания от морали до философии. Христианские мыслители хотя и восприняли греческие определения философии, но дали им иное истолкование. Так, соглашаясь с тем, что философия есть «любовь к мудрости», Иоанн Дамаскин пояснял, что истинной мудростью является Бог; следовательно, «любовь к Богу и есть настоящая философия».
По мнению религиозных мыслителей, философия должна служить совершенствованию христианской веры, которая выше всякого знания и является его завершением. В данном качестве философия утрачивает свое самостоятельное значение и начинает выступать лишь средством обеспечения теологии. Этим определяется ее статус как «служанки богословия».
В своем развитии христианская философия прошла два больших этапа. Первый период, продолжавшийся с I по VI вв. н.э., явился временем формирования ее основополагающих доктрин. Здесь христианская философская мысль развивается еще параллельно с нехристианской (неоплатонизм, гностицизм и т.д.). Второй большой период развития христианской философии начался с IX в. и длился до конца XIV в. В историю философии он вошел под названием схоластики.
Если более поздние мыслители в основном истолковывали и защищали христианское учение, то философы первого периода их только разрабатывали. Поэтому их называли Отцами церкви, а их учение - патристикой (от лат. pater - отец). Патристика делилась на восточную и западную, т.е. созданную греческими и латинскими Отцами церкви. Но различие между ними было не только географическим. На Востоке, где философская культура являлась значительно более развитой, христианским мыслителям было трудно освободиться от влияния античной традиции. Поэтому греческая патристика, с одной стороны, имела более высокий уровень; однако, с другой, - не полностью соответствовала канонам Нового Завета. Например, в учении Оригена (185 - 253) ортодоксальная христианская теология осудила идеи о неизбежном спасении всех душ, о существовании бесконечного количества физических миров, о душе Христа как сотворенном духе, ставшем носителем божественного Логоса, в результате чего в Божественной Троице Сын оказывался во всем ниже Отца.
На Западе практичное и трезвое римское общество влияло на поддержание враждебных по отношению к философии настроений. Так, один из западных Отцов церкви Тертуллиан (160 - 220) писал: «Нам после Христа не нужна никакая любознательность; после Евангелия не нужно никакого исследования». По его мнению, греческая диалектика как искусство познания и объяснения способна порождать только ереси, а посему она не имеет права на существование. Подобные настроения способствовали тому, что Запад долгое время не мог выработать ни одной развитой философской системы. И тем не менее, важнейшие вопросы философско-теологического характера обсуждались в западной патристике, часто в жестоких спорах с восточными Отцами церкви. Среди них были такие важные проблемы, как троичность Бога и соотношение между божественными ипостасями; природа Христа - божественная, человеческая или богочеловеческая; соотношение свободы и благодати; взаимоотношение веры и разума.
Итог этим спорам подвел крупнейший представитель западной патристики - Августин Аврелий (354 - 430), прозванный Блаженным. Его перу принадлежат трактаты «Исповедь», «О граде Божием», «О бессмертии души», «О свободной воле».
По мнению Августина, Бог есть высшая сущность. Он безмерно возвышается над созданным им конечным миром. Бог - исходный и конечный пункт всех человеческих помыслов и поступков. Это был последовательно теоцентрический взгляд на мир. Из него следовало превосходство души над телом, воли и чувств над разумом. Душа более совершенна, чем тело, ибо она вечна и бессмертна; кроме того, именно ей дано познать Бога. Воля имеет преимущество над разумом, так как она, в противовес пассивности последнего, является активной.
Иррациональные элементы у Августина преобладали не только в сфере действия, но и самого познания. Истину о Боге, которая превышает возможности человека, может дать не разум, а вера. То же самое следует сказать и о благе, которое происходит не из знания, но только из любви и, прежде всего, из любви к Богу.
Итак, вся философия Августина сосредоточивается на Боге как едином, абсолютном и совершенном бытии. Все отрасли знания сливаются воедино, ибо имеют одно и то же начало, один и тот же объект - Бога: Бог как единственно подлинное бытие - содержание метафизики; Бог как источник знания - предмет гносеологии; Бог как высшее благо и доброта - предмет этики. Бог как всесильный творец и вседержитель мира - предмет теологии.
Но безоговорочное превознесение Бога и полное подчинение мира его воле поставили перед Августином ряд серьезных проблем. Так, если Бог является высшим благом, то почему в сотворенном им мире имеет место зло? Философ отвергал манихейское учение о том, что в мире существует два равноценных начала - доброе (Бог) и злое (дьявол), поскольку это, по его мнению, принижало бы всемогущество Бога. И в то же время он утверждал, что недопустимо считать Бога ответственным за зло, существующее в мире. Таким образом, вставала проблема оправдания Бога перед лицом мирового зла, и она получила название теодицеи.
Августин первый создал свою теодицею, рассуждая следующим образом: Бог и его воля, независимо от ее конкретного содержания, есть единственное высшее благо. И поскольку все создано Богом, то всякое бытие - это добро, а значит зла в субстанциальном смысле не существует. Зло - не особая субстанция, а нарушение, отступление, отход от добра, т.е. своего рода дефект. Поэтому может существовать абсолютное добро, но не может существовать абсолютного зла. Зло - всего лишь тень добра. И зло творит тот, кто отклоняется от Бога как высшего начала и сосредоточивается на собственном бытии.
Желая искоренить гордыню человека, философ вел непримиримый спор с пелагианством. Монах Пелагий заявлял, что воля человека свободна и подвергал сомнению доктрину первородного греха. По его мнению, когда люди поступают правильно, то это является результатом их собственных моральных усилий. Иначе говоря, человек сам и без помощи свыше способен обрести спасение. Эти взгляды Августин подверг суровой критике. Он считал, что никто из людей не может собственными силами одолеть свою греховность. И только божья благодать дает надежду на спасение. Таким образом, сам Бог определяет своих избранников, и милость его не зависит от человеческих заслуг.
Значение Августина состояло в том, что он заложил фундамент христианской философии, осуществив окончательный разрыв с классическими позициями греков, в результате чего был отброшен их объективизм и интеллектуализм.
- Часть I
- Предисловие
- 2. Предмет философии. Основной вопрос философии
- 3. Структура философского знания
- 4. Место философии в духовной культуре
- II. Античная философия от истоков до платона
- 1. Специфика античного мировоззрения и мышления
- 2. Предфилософия древних греков (Гомер, Гесиод и «семь мудрецов»)
- 3. Древнегреческая натурфилософия
- 4. Софисты и Сократ
- III. Античная философия от платона до ее завершения
- 1. Философия Платона
- 2. Философские взгляды Аристотеля
- 3. Эллинизм как культурно-исторический феномен
- 4. Основные философские направления эпохи эллинизма
- IV. Философия средних веков и эпохи возрождения
- 1. Специфика средневекового мировоззрения и мышления
- 2. Патристика и Августин Блаженный
- 3. Схоластика и Фома Аквинский
- 4. Ренессанс как особый тип культуры и мировоззрения. Возрождение и Гуманизм
- 5. Учение о человеке в работах итальянских гуманистов XV в.
- 6. Социально-политические и космологические учения эпохи Возрождения
- V. Философия XVII и XVIII веков
- 1. Революция в науке XVII века. Становление картины мира и мышления Нового времени
- 2. Общая характеристика эмпиризма
- 3. Общая характеристика рационализма
- 4. Особенности Просвещения как идеологического течения
- 5. Проблемы гносеологии в трудах английских мыслителей
- 6. Просветительская мысль во Франции
- VI. Немецкая классическая философия
- 1. Социально-исторические корни и теоретические истоки немецкой классической философии
- 2. Критицизм Канта
- 3. «Наукоучение» Фихте
- 4. Этапы становления философской мысли Шеллинга
- 5. Абсолютный идеализм Гегеля
- VII. От классической философии к неклассической
- 1. Антропология Фейербаха
- 2. Марксизм
- 3. Позитивизм
- 4. «Единичный» или «Единственный» в учениях Кьеркегора и Штирнера
- 5. Волюнтаризм Шопенгауэра и Ницше
- VIII. Русская философия
- 1. Философия в контексте отечественной культуры. Особенности философской мысли в России
- 2. Русская философия в XVIII веке
- 3. Русская философия первой половины XIX века
- 4. Русская философия второй половины XIX века
- 5. Русская философия хх столетия
- IX. Современная западная философия: основные направления
- 1. Неопозитивизм и постпозитивизм
- 2. Феноменология и герменевтика
- 3. Экзистенциализм и религиозный персонализм
- 4. Структурализм и постструктурализм
- 5. Фрейдизм и неофрейдизм
- 6. Ситуация постмодерна в современной культуре и философии
- Литература к первой части к первой части
- Содержание
- Зорин Александр Львович Философия. Курс лекций.
- Часть I.