5. Проблемы гносеологии в трудах английских мыслителей
У истоков английской просветительской мысли стоял Дж.Локк, идеи которого получили дальнейшую разработку в сочинениях его последователей. В XVIII веке локковское учение о познании в субъективно-идеалистическом направлении развил епископ Джордж Беркли (1685 - 1753). В своих работах «Трактат о принципах человеческого знания» и «Три разговора между Гиласом и Филонусом» он ставит задачу дискредитировать материализм и атеизм, опираясь на сенсуалистическую традицию британской философии. В связи с этим Беркли отказывается от учения Локка о принципиальном различии между первичными и вторичными качествами и заявляет, что и те и другие носят субъективный характер, т.е. существуют только в сознании познающего субъекта. В результате все вещи предстают как комплексы наших ощущений, что позволяет английскому священнику сделать следующий вывод: «существовать - значит быть воспринимаемым». Но последовательное проведение данной позиции неминуемо ведет к солипсизму, т.е. признанию того, что существует только один единственный воспринимающий субъект. Таким образом, учение Беркли - это субъективный идеализм, которого не знали ни античность, ни средневековье.
Однако тогда перед философом встает серьезная проблема, ибо стоит закрыть субъекту глаза и перестать воспринимать, как мир исчезнет. Естественно, этого Беркли допустить не может. Поэтому, вопреки своему исходному тезису, он утверждает, что существует не один, а множество субъектов. И если вдруг какой-то из них перестает воспринимать, то это продолжают делать другие, и тем самым существование мира оказывается спасенным. Но даже если бы исчезли все субъекты, вещи все равно не превратились бы в ничто, ибо они тогда присутствовали бы в уме Бога как «сумма идей». Так английский епископ делает еще одно произвольное допущение: он признает наличие Бога в качестве такого субъекта, который будет существовать и воспринимать всегда, а значит, не может исчезнуть и весь сотворенный им мир вещей. Стало быть, Бог является не только творцом мира, но и гарантом его существования.
Но признав наличие Бога в качестве высшей инстанции, которая «вкладывает» в сознание отдельно взятых субъектов содержание ощущений, Беркли невольно отходит от собственной исходной установки, т.е. мир оказывается уже не моим восприятием, а результатом действия одной верховной духовной сущности. Таким образом, его учение является крайне противоречивым и непоследовательным.
Дэвид Юм (1711 - 1776), подобно Беркли, также стоял на субъективно-идеалистических позициях, хотя сделанные им выводы были несколько иными. Свои взгляды философ изложил в «Исследовании о человеческом познании». Здесь он доказывал, что все содержание познания исчерпывается двумя рядами представлений, различающихся лишь по степени интенсивности и образности. Первый ряд представлений - непосредственные впечатления, которые возникают, когда человек слышит, видит, чувствует, любит, ненавидит и т.д. Второй ряд составляют идеи - опосредованные и менее наглядные представления, являющиеся отражением впечатлений. С идеями люди сталкиваются, когда рассуждают о впечатлениях. Стало быть, впечатления первичны, а идеи - вторичны.
Поскольку познающий субъект имеет дело только со своими впечатлениями и идеями, то ему остается неизвестным, что за ними стоит. Возможно, и существует какая-то материальная или духовная субстанция, но философия не может дать нам на это достоверного ответа. Поэтому ее задача, по Юму, состоит не в адекватном познании бытия, а в способности быть руководством для практической ориентировки.
Особенно отчетливо скептически-агностическая позиция британского философа проявилась в его трактовке причинности. По его мнению, отношение между причиной и следствием не может быть выведено ни интуитивно, ни путем логического анализа. Прежний опыт может давать прямые и достоверные сведения только о тех объектах и том времени, которое относится к прошлому. Но из того, что какое-то явление предшествует другому в прошлом, нельзя с необходимостью сделать вывод, что первое из них причина, а второе следствие. Поэтому тот, кто делает заключение по схеме «после того, стало быть, вследствие того», совершает логическую ошибку. Даже частое повторение связи событий во времени не дает знания о той скрытой силе, с помощью которой один объект производит другой. Так, например, с появлением огня мы связываем появление тепла, с появлением туч - появление дождя. И данные заключения мы делаем на основе привычки. Но это знание является лишь вероятностным, а не необходимым. Отсюда вывод Юма: «Мы не знаем, каким образом тела действуют друг на друга: их сила и их энергия совершенно непостижима для нас ...».
Итак, в теории английский философ - агностик, а на практике защищает точку зрения «здравого смысла». В этике он стоит на утилитаристских позициях, усматривая в полезности критерий оценки наших поступков. В философии религии Юм ограничивается единственным допущением, согласно которому причины порядка во Вселенной имеют известную аналогию с человеческим разумом. Поэтому он отвергает всякую так называемую положительную религию, всякое богословие, а также философское учение о Боге.
- Часть I
- Предисловие
- 2. Предмет философии. Основной вопрос философии
- 3. Структура философского знания
- 4. Место философии в духовной культуре
- II. Античная философия от истоков до платона
- 1. Специфика античного мировоззрения и мышления
- 2. Предфилософия древних греков (Гомер, Гесиод и «семь мудрецов»)
- 3. Древнегреческая натурфилософия
- 4. Софисты и Сократ
- III. Античная философия от платона до ее завершения
- 1. Философия Платона
- 2. Философские взгляды Аристотеля
- 3. Эллинизм как культурно-исторический феномен
- 4. Основные философские направления эпохи эллинизма
- IV. Философия средних веков и эпохи возрождения
- 1. Специфика средневекового мировоззрения и мышления
- 2. Патристика и Августин Блаженный
- 3. Схоластика и Фома Аквинский
- 4. Ренессанс как особый тип культуры и мировоззрения. Возрождение и Гуманизм
- 5. Учение о человеке в работах итальянских гуманистов XV в.
- 6. Социально-политические и космологические учения эпохи Возрождения
- V. Философия XVII и XVIII веков
- 1. Революция в науке XVII века. Становление картины мира и мышления Нового времени
- 2. Общая характеристика эмпиризма
- 3. Общая характеристика рационализма
- 4. Особенности Просвещения как идеологического течения
- 5. Проблемы гносеологии в трудах английских мыслителей
- 6. Просветительская мысль во Франции
- VI. Немецкая классическая философия
- 1. Социально-исторические корни и теоретические истоки немецкой классической философии
- 2. Критицизм Канта
- 3. «Наукоучение» Фихте
- 4. Этапы становления философской мысли Шеллинга
- 5. Абсолютный идеализм Гегеля
- VII. От классической философии к неклассической
- 1. Антропология Фейербаха
- 2. Марксизм
- 3. Позитивизм
- 4. «Единичный» или «Единственный» в учениях Кьеркегора и Штирнера
- 5. Волюнтаризм Шопенгауэра и Ницше
- VIII. Русская философия
- 1. Философия в контексте отечественной культуры. Особенности философской мысли в России
- 2. Русская философия в XVIII веке
- 3. Русская философия первой половины XIX века
- 4. Русская философия второй половины XIX века
- 5. Русская философия хх столетия
- IX. Современная западная философия: основные направления
- 1. Неопозитивизм и постпозитивизм
- 2. Феноменология и герменевтика
- 3. Экзистенциализм и религиозный персонализм
- 4. Структурализм и постструктурализм
- 5. Фрейдизм и неофрейдизм
- 6. Ситуация постмодерна в современной культуре и философии
- Литература к первой части к первой части
- Содержание
- Зорин Александр Львович Философия. Курс лекций.
- Часть I.