Вопрос № 7. Традиционные и техногенные цивилизации.
Понятие цивилизации впервые возникло в XVIII в. во Франции для обозначения гражданского общества, котором господствует свобода, равенство и братство.
Впоследствии в этнографической и философской литературе оно приобрело другие значения. Этнографы под цивилизацией стали подразумевать общество, пришедшее на смену первобытному. Философы под цивилизацией понимают различные типы обществ, объединившие несколько государств, сходных по историческим условиям своего возникновения и общности культурного развития.
Цивилизации прошлых лет раскрывают богатейший материал о жизни, обычаях и культуре обществ, которые в настоящее время принято называть традиционными. Отличительной особенностью таких цивилизаций являются крайне медленные темпы развития производительных сил и многовековое сохранение существующих социальных порядков в обществе. Если в них и возникали определенные новшества в хозяйстве и общественно жизни, то они получали одобрение только в том случае, если не противоречили устоявшимся традициям. Виды деятельности, социальные порядки, нормы поведения и взаимоотношения людей в обществе – все в них было подчинено традициям, все освящено либо авторитетом мудрых старейшин, либо религии. Такие взгляды были обусловлены самим характером существования традиционных цивилизаций, население которых занималось монотонной работой в малопроизводительном сельском хозяйстве.
Современный тип цивилизации, получивший название техногенной, стал формироваться в Западной Европе в XVII-XVIII вв. После того, как эта цивилизация приняла развитые формы, она начала распространять свое влияние на оставшиеся традиционные общества. Под этим влияние традиционные общества начали не только перестраивать свое материальное производство, но и менять свою самобытную культуру.
Особенности техногенной цивилизации:
1) Она ориентирована на совершенствование техники и технологии производства;
2) По мере увеличения темпов технического развития общества возросло применение достижений науки. В дальнейшем от уровня развития науки напрямую зависит технико-экономический уровень развития всего общества;
3) Увеличение темпов технико-экономического развития привело к радикальным изменениям социально-экономических отношений в обществе и его культуре;
4) В дальнейшем развитие техногенной цивилизации сказывается и на духовной жизни общества. Религия постепенно оттесняется на второй план и наука занимает ее место. Но в отличие от религии наука основывается не на вере, а на открытии объективных законов существования окружающей действительности, что и помогло ей занять доминирующее положение в современной культуре.
Таким образом, техногенная и традиционная цивилизации различаются прежде всего по тем ценностным установкам, которых они придерживаются. Если в техногенной цивилизации важнейшей ценностью считается поиск и открытие новых научных законов, создание новых методов, образцов и способов деятельности, то в традиционной цивилизации все усилия направлены в первую очередь на сохранение в неизменном виде всего накопленного ранее опыта, способов и видов деятельности. Этим во многом и объясняются крайне медленные изменения в экономической, социально-политической и духовной жизни традиционных обществ.
Однако дальнейшее развитие науки сопряжено с немалыми негативными последствиями, трудностями и кризисами. Проникновение науки в глубины строения материи, овладение энергией атома и исследование термоядерных реакций открывает перед человечеством неограниченные возможности. Но эти открытия с самого начала были использованы в военных целях для изготовления атомных, водородных бомб и других высокотехнологичных видов вооружения. Даже непрерывный рост промышленности в мирных ее отраслях несет не меньшую угрозу жизни человечества. Общий экологический кризис, охвативший большую часть нашей планеты, явился результатом загрязнения воздуха, почвы, рек и озер все увеличивающимися отходами промышленного производства.
Все это ставит вопрос об ответственности ученых по предупреждению общества о негативных побочных эффектах новых открытий в науке ребром. Для этого необходимо обладать не только хорошими знаниями в своей специальности, но и быть знакомым широким кругом социально-политических и мировоззренческих проблем современности, в том числе с философскими вопросами развития науки и методами ее исследования.
- Вопрос № 2. Предмет философии науки.
- Вопрос № 3. Позитивистская традиция в философии науки.
- Вопрос № 4. Концепция Карла Поппера.
- Вопрос № 5. Концепция Томаса Куна.
- Вопрос № 6. Интернализм и экстернализм в понимании механизмов научной деятельности.
- Вопрос № 7. Традиционные и техногенные цивилизации.
- Вопрос № 8. Научное и обыденное познание.
- Вопрос № 9. Наука и философия.
- Вопрос № 10. Наука и искусство.
- Вопрос № 11 Наука: исторический ракурс.
- Вопрос № 12. Античная наука и ее представители.
- Вопрос № 13. Особенности средневековой науки.
- Вопрос № 14. Зарождение и развитие классической науки.
- XIX и XX века
- Вопрос № 15. Дисциплинарная структура науки.
- Вопрос № 16. Дифференциация и интеграция наук.
- Вопрос № 17. Формирование науки как профессиональной деятельности.
- Вопрос № 18. Многояростность науки (передний край, твердое ядро, история науки)
- Вопрос №19. Структура научного знания (эмпирическое, теоретическое, основания науки)
- Вопрос № 20. Методы и приемы научного исследования.
- Вопрос № 21. Типы новаций в развитии науки (типы открытий, типы исследований).
- Вопрос № 22. Методология науки. Особенности ее современного этапа.
- Вопрос № 23. Динамика научного знания.
- Вопрос № 24. Классификация наук.
- Математика астрономия физика химия физиология социология
- Вопрос № 25. Типологический ракурс науки (классика, неклассика, неонеклассика)
- Вопрос № 26. Научные традиции и возникновения нового знания.
- Вопрос № 27. Глобальные научные революции (от классической до постнеклассической).
- Первая научная революция 17 в.
- Четвертая научная революция 90-е годы 20 в.
- Вопрос № 28. Исторические типы научной рациональности.
- Вопрос № 29. Синергетика как современная теория эволюции.
- Синергетический подход в современном познании, основные принципы
- Вопрос № 30. Особенности современного этапа развития науки.
- Вопрос № 31. Актуальные проблемы науки 21 века (пассионарность, коэволюция, виртуальность, клонирование).
- Вопрос № 32. Наука как социальный институт.(академия, научные школы, научные сообщества, университеты)
- Вопрос № 35. Трактовка задач и возможностей науки просветителями 18 века.
- Вопрос № 36. Проблемы современности как предмет научного исследования.
- Вопрос № 37. Научные парадигмы и их эволюция в истории науки.
- Общие положения
- Примеры смен парадигм в науке
- Вопрос № 38. Научное знание и вера.
- Вопрос № 39. Неокантианская трактовка классификации наук.
- Вопрос № 40. Методология науки и основные этапы ее развития. (см. В. 22)