Философская антропология как наука
В настоящее время существует наука, изучающая человека – это антропология (anthropos – человек, logos – учение). Она занимается всем, что имеет отношение к человеку: физиологией, традициями, обычаями, языками, искусством, религией, историей цивилизации и др. Следовательно, антропология тесно связана с множеством наук. XVII век еще не знает антропологии как науки. Как самостоятельная отрасль философского знания антропология возникла в XVIII веке трудами Г. Лейбница, И. Канта, других немецких мыслителей и французских материалистов. В XIX в. родилась антропологическая философия Л. Фейербаха, Н. Чернышевского, а в ХХ в. уже философская антропология М. Шелера, Х. Плеснера, А. Гелена. В 20-х годах ХХ в. М. Шелер в своей работе «Положение человека в космосе» писал, что «если и есть сегодня задача, которая требует незамедлительного разрешения, то это создание философской антропологии – науки о сущности человека».
Философская антропология – это раздел философии, в котором изучается человек как особый род сущего, занимающий специфическое положение в космосе, осмысливаются проблемы человеческой природы
ичеловеческого бытия.
Вболее строгом смысле слова философская антропология – это направление современной зарубежной философии, сформировавшееся в
20-х годах | ХХ в., представленное | М. Шелером, | Х. Плеснером и | ||
А. Геленом, | и | противопоставляющее | себя | психоанализу, | |
феноменологии, | экзистенциализму, | позитивизму, | структурализму, |
неомарксизму и др. Это философское направление реализует программу антропологии как единственно возможной современной философии и направлено на целостное постижение человека. Предмет философской антропологии – это «человек метафизический».
- А.А. Корниенко, Р.Б. Квеско, М.А. Макиенко и др.
- ФИЛОСОФИЯ
- 1.МЕСТО И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В КУЛЬТУРЕ
- Мир как хаос и дисгармония. Всеобщая бессмыслица существования
- 2. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
- 2.1 Специфика философского знания
- Философия как любовь к мудрости
- 2.2. Проблема начала философии
- Общая научная картина мира
- Понятия времени, пространства, движения, динамической и статистической закономерностей, эволюции, научного знания в причинно-следственных и системных моделях. Детерминизм и индетерминизм. Понятие о динамических и статистических закономерностях
- Представления о системе
- Представления о времени
- 3.2. Смена научных картин мира. Место человека в научной картине мира
- 4.СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
- 4.1.Философская антропология.
- Человек как философская проблема
- Философская антропология как наука
- Биосоциальная природа человека
- 4.2. Понятие личности
- Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека
- Аксиология
- Аксиология как учение о ценностях
- Понятие ценности. Виды ценностей
- Свобода как ценность
- 5. ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ ПОЗНАНИЯ
- 5.2. Формы познания
- 5.3. Субъект и объект познания
- 5.5. Истина и заблуждения. Правда и ложь
- 6.ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ
- 6.1.Понятие «культура»
- 6.3. Человек как творец и творение культуры
- 7. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
- 7.1. Становление философии истории
- 7.6. Историческая концепция Тойнби
- 7.7. Циклизм истории, вызываемый внутренними обществу факторами
- 7.8. Человек и исторический процесс
- 7.9. Концепции исторического развития К. Ясперса
- 7.11. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- 8. ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМ МИРЕ
- 8.1. Развитие науки и человечество
- 8.2. Отношение «человек-техника» в современном мире
- 8.3. Информационная революция и человек