logo
Метод научного познания Ф. Бэкона и его значение в развитии науки

4. Методологическое значение бэконовского материализма

познание бэкон научный материализм

Материализм составляет не только основу мировоззрения Бэкона, но и первый принцип его методологии. Он дает ему острейшее оружие против субъективизма схоластиков. Бэкон рассматривает содержание человеческой мысли как производное от вещей. Принцип материалистической теории познания утверждается Бэконом в первом же афоризме «Нового Органона», где говорится, что человек лишь столько понимает, сколько постиг в порядке природы. Материя и ее силы, утверждает Бэкон, «должна быть взята так, как мы ее находим, и мы не должны судить о ней на основании предвзятого понятия». Потому-то он видит задачу науки в том, чтобы строить «в человеческом разуме образец мира таким, каков он оказывается, а не таким, как подскажет каждому его мышление».

Материализм Бэкона обнаруживается в элементах теории отражения, в критерии, сопоставляющем образ с объектом. «Ведь именно та философия, -- утверждает он, -- является настоящей, которая самым тщательнейшим и верным образом передает слова самого мира и сама как бы написана под его диктовку; она есть не что иное, как его подобие и отражение, она ничего не прибавляет от себя, но только повторяет произнесенное им». Познание, говорит Бэкон, «есть не что иное, как представление истины», но «истина бытия и истина познания суть одно и то же, различаясь не более, чем прямой свет и отраженный». И это он не устает повторять: «Познание есть копия того, что существует», ибо знание «есть изображение бытия».

Элементы теории отражения обнаруживаются и в трактовке Бэконом функций органов чувств. «Органы чувств, -- утверждает он, -- действуют по принципу отражения. Это имеет место и в области зрительного восприятия -- ведь глаз подобен стеклу или воде; и в области слухового восприятия -- ведь орган слуха можно сравнить с пустой полостью, отражающей звук. Этих немногих примеров, полагаю, достаточно, чтобы понять мою мысль». Отражение для Бэкона состоит не в простом копировании вещей, а в постижении их сущности, лежащей за явлениями, «неизменных и нерушимых законов» природы. Детерминизм Бэкона лег в основу материалистического направления в теории познания. Спиноза дал ему такую формулировку: «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей». Бэкон показывает, что только материалистический детерминизм, указывая путь к познанию причин, законов природы, дает ключ к объяснению вещей, пониманию прошлого, настоящего и будущего, «того, что было, и того, что есть, и того, что будет».

Познание законов природы, согласно Бэкону, позволяет не только предвидеть события, но и управлять ими. Научная методология должна указывать каждой науке ее цель -- познание законов природы. Человеку, не пользующемуся научным методом, утверждает Бэкон, не придет на ум искать законы природы. И у него были для такого утверждения веские основания, так как алхимики и астрологи стремились не к познанию естественных законов, а к схватыванию неких якобы присущих вещам мистических свойств. В противоположность этой ложной установке родоначальник опытных наук нового времени полагает, что естествознание может успешно развиваться только при предположении универсальной детерминированности природы, познавая ее законы и отклоняя какие бы то ни было ссылки на сверхъестественные силы.

Объекты восприятия, по Бэкону, это отдельные вещи. Они порождают впечатления, которые «являются первыми и наиболее ранними элементами человеческого духа и представляют собой как бы первичный материал познания». Далее Бэкон обращает внимание «на происхождение умственных впечатлений», т. е. идей ума, отмечая, что «образы индивидов получаются чувством и закрепляются в памяти. Они переходят в память целиком точно такими, какими они были восприняты». Весь исходный материал, которым только может располагать сознание, ограничен этими впечатлениями, которые доставлены органами чувств, ибо о вещах, которые «не были объектом чувства, не может быть ... даже грезы».

Затем впечатления становятся объектом воображения, которое может комбинировать их двояко: или следуя порядку самих вещей, как в науке, или произвольно, как в поэзии. «В философии дух связан вещами, в поэзии он освобожден от этих уз и выдумывает, что ему угодно».

Разум, согласно Бэкону, «соединяет и разделяет части, из которых состоят» впечатления, ибо «отдельные индивиды имеют как нечто общее друг с другом, так и нечто различное». В науке разум отделяет общее от различного «соответственно природе вещей, какова она на самом деле». Воображение же, «не связанное никаким законом или необходимостью природы или материи, может соединять вещи, которые никогда не находятся вместе в природе, и разделять вещи, которые в природе никогда не находятся раздельно».

Итак, материалистическая теория отражения Бэкона предполагает, что все познание человека имеет своим источником впечатления чувств, полученные от воздействия материальных объектов, что даже в своей фантазии человек не может выйти за пределы материала, доставленного органами чувств, хотя способ расположения этого материала может быть и произвольным.