11. Философия как учение о научном методе познания (ф. Бэкон, р. Декарт)
Это философия Нового времени (17-18вв.)
Ряд проблем: разработка научной методологии, разработка единого метода для всех наук. Наибольшего успеха добились Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт.
Фрэнсис Бэкон. «Знание – сила».
Разрабатывал в основном метод эмпирического, опытного исследования природы. Главная работа – «Новый органон» (замахивается на Аристотеля).
Говорил, что учёный должен применять индуктивный метод познания. Все методы можно объединить в 2 группы. Первую группу сравнивает с работой паука, вторую – с деятельностью муравья.
Настоящий учёный, по его мнению должен быть подобен пчеле -> новый метод -> новая индукция.
Главное отличие от старой индукции: - ориентация не на простой сбор фактов, а на их теоритическое осмысление
- требование поиска фактов не только подтверждающих выдвигаемую гипотезу, но и опровергающих её (требование объективности).
Учение об идолах (призраках). Идолы – это трудности, стоящие на пути научного познания.
- идол рода – стремление судить о природе по аналогии с собой. Пр.: телеологическое осмысление природы. (Телеология – наука о целеполагании).
- идол пещеры – человеческая субъективность. Каждый человек смотрит на мир из своей пещеры, чтоб познать мир надо вылезти из пещеры.
- идол рынка (площади) – неправильное употребление слов. Поясняет, что в первую очередь речь идёт о полисамии – многозначности слов. Научные понятия должны иметь одно значение!
- идол театра – слепая вера в авторитет.
Говорил, что учёный должен применять индуктивный метод познания, в то же время, он не осознавал одинаковой важности и индукции, и дедукции.
Наука делится на теологию и философию. Бэкон стоял на позиции двойственной истины: есть истина религиозная и «светская». При этом он требовал строгого разграничения сфер компетенции этих видов истины.
Рене Декарт.
Главная работа: «Рассуждения о методе».
Предложил метод универсальной математики. По этому методу в любой науке нужно обнаружить самоочевидные, фундаментальные положения и использовать их как аксиомы, из которых при помощи дедукции выводить всё остальное знание.
Стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук, исходя из теории рационализма – философского воззрения, признающего разум (мышление) источником познания к критериям его истинности.
Воззрения Декарта носили механистический характер: Вселенная – это огромный механизм, она и изменчива и имеет историю своего развития. Декарт одним из первых разработал (хотя и на механистической основе) идеи эволюции. Первый, кто вплотную подошёл к идее о единстве универсума. Материя находится в непрерывном количественном и качественном движении, определяемом универсальными законами механики.
Фундаментальным понятием рационалистических воззрений Декарта является субстанция.
Первым вопросом философии для Декарта был вопрос о возможности достоверного знания и определяемая им проблема метода, посредством которого может быть получено такое знание. В решении этого вопроса ему пришлось преодолеть философский скептицизм. Природа познания состоит в том, что именно требование сомнения, распространяющегося на всякое знание, приводит к утверждению возможности достоверного знания. «Я мыслю, следовательно, я существую». Через достоверность мысли и бытия мыслящего существа он идёт к достоверности бытия вещей.
- 1. Предмет, структура и функции философии.
- 2. Основные направления в философии и их исторические формы.
- 3. Становление античной философии. Первые философские проблемы и их осмысление философами досократовского периода (Милетская школа, Гераклит, Элейская школа, Демокрит)
- 4. Проблема человека в философии софистов и Сократа. Возможности использования философского метода Сократа в правоохранительной деятельности.
- 5. Теоретические основы философии Платона. Учение Платона о государстве.
- 6. Философская система Аристотеля как итог древнегреческой философии. Социально-философские взгляды Аристотеля. Аристотель и современная наука.
- 7. Эллинистическая и римская философия.
- 8. Европейская средневековая философия: ее особенности, этапы исторического развития и основные проблемы.
- 9. Специфика философских учений а. Августина и ф. Аквинского.
- 10. Философия эпохи Возрождения (н. Кузанский, э. Роттердамский, м. Монтень, д. Бруно, н. Макиавелли).
- 11. Философия как учение о научном методе познания (ф. Бэкон, р. Декарт)
- 12. Формирование концепции естественного права и договорной теории общества в философии Нового времени (т. Гоббс, д. Локк).
- 13. Европейская философия XVIII века (б. Спиноза, д. Беркли, д. Юм, д. Дидро, п. Гольбах, к. Гельвеций).
- 14. И. Кант - родоначальник немецкой классической философии. Задачи, основные проблемы и понятия критической философии.
- 15. Г.Гегель - величайший представитель немецкой классической философии. Система и метод философии г. Гегеля.
- 16. Антропологический материализм л. Фейербаха.
- 17. Марксистская философия: ее теоретические источники, место в системе марксистской теории, основные идеи.
- 18. Позитивизм и основные этапы его развития. Проблема соотношения философии и науки.
- 19. Экзистенциализм. Проблема человеческого существования (с.Кьеркегор, ж.-п. Сартр, а.Камю, м.Хайдеггер, к. Ясперс).
- 20. Материалистическое направление в русской философии (а.И. Герцен, н.Г. Чернышевский, г.В. Плеханов, в.И. Ленин).
- 21. Религиозная философия в России (н.Ф. Федоров, в.С. Соловьев, н.А. Бердяев).
- 22. Проблема бытия в философии и возможности ее осмысления. Монистические и плюралистические концепции бытия.
- 23. Философское учение о материи и формах ее существования. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.
- 24. Философское понимание движения. Классификация форм движения. Эволюция и революция. Прогресс и регресс.
- 25. Проблема развития в философии. Основные концепции развития.
- 26. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности: их сущность и познавательное значение для научного познания.
- 27. Категории часть и целое, содержание и форма, единичное и общее, явление и сущность. Их онтологический смысл и гносеологическое значение для научного познания.
- Явление – категория диалектики, обозначающая внешнюю, «являющуюся» сторону предмета, в которой обнаруживает себя сущность.
- 28. Принцип развития и его раскрытие в важнейших законах диалектики. Значение этих законов для научного познания.
- 29. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
- 30. Философия о сущности сознания. Структура сознания. Язык и мышление.
- 31. Проблема личности в социальной философии.
- 32. Важнейшие теоретические подходы к осмыслению процесса познания. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.
- 33. Проблема истины и ее критериев в философии. Классическое определение истины и пути его исторического развития, альтернативные концепции истины.
- 34. Практика как основа и цель познания, критерий истины.
- 35. Важнейшие формы научного познания, их специфика.
- 36. Методы научного познания: их сущность, классификации, специфика применения.
- 37. Наука: ее сущность, функции, формы организации, роль в обществе
- 38. Концепции развития научного знания (к. Поппер, т.Кун, и.Лакатос, п.Фейерабенд).
- 39. Философия об отношении природы и общества. Концепция ноосферы.
- 40. Общество как исторически развивающаяся органическая система.
- 41. Социальная, этническая, демографическая и профессиональная структура общества. Понятие классов. Теория социальной стратификации.
- 42. Государство как форма общественной власти.
- 43. Проблема периодизации и направленности мировой истории (н. Данилевский, о.Шпенглер, а.Тойнби, к.Ясперс).
- 44. Сущность религии и ее функции. Веротерпимость и свобода совести.
- 45. Общественное и индивидуальное сознание. Политическое и правовое сознание: их специфика и функции.
- 46. Моральное и эстетическое сознание: их специфика и функции.
- 47. Проблема культуры в философии. Культура и цивилизация.
- 48. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие философии с другими компонентами культуры в решении этих проблем.