logo
Прогр

Тема 4. Наука. Методы и формы научного познания

Специфика научного познания. Наука как деятельность, знания и социальный институт. Идеалы, нормы и критерии научного познания в истории человеческой культуры. Эмпирический и теоретический уровни научного знания. Методы научного познания и их классификация. Значение эвристических методов исследования. Формы научного познания. Научный факт, проблема, гипотеза, теория. Научное предвидение. Классификация наук. Специфика социально-гуманитарного знания. Знание и техническая деятельность. Понятие техники. Специфика технических знаний. Основные проблемы философии техники.

Понятие метода и методологии. Постановка проблемы метода в западноевропейской философии (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Вопросы методологии в трудах Канта, Гегеля. Позитивистская программа реконструкции научной методологии (Б. Рассел, К. Поппер, П. Фейерабенд). Влияние дифференциации и интеграции научного знания на развитие методологии. Общенаучные методы познания: сравнение, анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция и др. Методы построения научных теорий: исторический и логический. Обыденное и философское понятие абстрактного и конкретного. Идеализация. Диалектика как философский метод познания. Диалектика связи. Системно-структурный подход в современной науке. Эволюционно-исторический подход в современной науке. Методы теоретического познания: восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование, формализация. Метод интерпретации научных данных. Методы эмпирического познания: наблюдение, эксперимент.