11.Особенности патристики. Философия Аврелия Августина.
Христианская философия средневековья имеет двойственное содержание, что обуславливается тогдашним всевластием религии и церкви. С одной стороны, значительную часть философии средневековья составляет богословие, пытавшееся на основе сверхъестественного, богодухновенного знания, содержащегося в Библии, других священных текстах, обосновать христианские догматы о существовании Бога, бессмертии души. Это период патристики. С другой стороны, христианская философия опиралась и на возможности разума, разрабатывала традиционнее для научной философии проблемы. Это этап схоластики.
Патристика– совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей 2-8 вв. (т.н. «святых отцов церкви), имевших гл. целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии. На этапе патристики происходит разработка и оформление основного содержания христианской философии на основе учения Иисуса Христа и философской системы Платона.
Основные идеи патристики: теоцентризм (источником всякого бытия и блага является Бог); троичность, т.е. учение о единстве Бога в трех лицах – Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой; учение о сочетании во Христе божественной и человеческой природ; креационизм (мир сотворен Богом из ничего); персонализм – человек создан по образу и подобию Бога); провиденционализм (Бог правит сотворенным им миром и человеческой историей);сотериологизм – цель жизни человека суть спасение души; ревеляционизм – познание истины достигается постижение смысла Священного Писания.
Крупнейший мыслитель этого периода – Августин Аврелий (Блаженный), причисленный католической церковью к лику святых. Он был священником, а позже епископом. Он разработал теологию христианства. Августин обосновывал догмат о сотворении мира Богом «из ничего». Бог не только упорядочил, организовал мир из вечной первичной материи, но и создал саму субстанцию, из которой мир состоит. Бог сотворил не только мир, но и его свойства (в т.ч. время). С идеей времени связана концепция исторического прогресса – постоянное изменение и развитие (и материальное, и духовное) общества от низшего к высшему.
Мир, созданный Богом, представлял навсегда установленную им иерархическую структуру. Ее подножие составляет неодушевленные тела, которые просто существуют. Над ними возвышаются растения, которые не только существуют, но и живут. Далее следуют животные, у которых к этим функциям прибавляется еще и функция ощущения. Душой, по Августину, обладает только человек, ибо только он изо всех земных существ в какой-то степени напоминает Бога.
В обществе, как и во всем мире, наличествует строгая иерархия, в которой высшее место он отводил церкви (“Граду Божьему”), а подчиненное – светской власти (“граду земному”). До тех пор, пока она соблюдается, в государстве царит мир и гармония, но стоит только ее нарушить, начинаются беды и смуты, ведущие к падению государства. “Град земной” и “Град Божий” – не просто два уровня власти в государстве, это два антагонистических начала, постоянная борьба которых определяет весь ход всемирной истории. Смысл же истории Августин видит в окончательной победе “Града Божия”, то есть распространения христианства по всему миру.
Августин считал природу человека двойственной, сочетающей духовное и телесное начала. Главная способность человеческого духа – способность верить в Бога. Другая человеческая способность – разум, с помощью которого человек познает природу и общество. Разум подкрепляет положения веры, но сам истину найти не может. Лишь сочетание этих способностей дает человеку возможность отказаться от зла, направить жизнь к добру. Любой человек способен сделать этот свободный выбор. Ценность антропологической концепции Августина в том, что в ней четко сказано о равенстве людей и их ответственности перед Богом за свои дела. Эти идеи стали основой христианской доктрины.
- Философия и мировоззрение: отношение «человек-мир». Исторические типы мировоззрения
- Предмет философии, его исторические формы. Основные разделы философского знания
- Происхождение и функции философии.
- Философия и мифология. Философия и религия. Философия и наука.
- 5. Особенности древнеиндийской и древнекитайской философии.
- 6. Становление древнегреческой философии: фюсис, логос, бытие.
- 7. Философия Сократа: поворот к человеку. Знание и добродетель.
- 8. Философия Платона: открытие идеальной реальности, учение о познании.
- 9. Аристотель; философия как система знания.
- 10.Формирование средневековой философии: синтез античной мысли и христианского вероучения. Специфика и основные этапы развития.
- 11.Особенности патристики. Философия Аврелия Августина.
- Рационализм средневековой схоластики. Философия Фомы Аквинского.
- Культурно-мировоззренческий смысл и основные черты философии эпохи Возрождения.
- Новый образ науки в учении ф.Бэкона. Индуктивный метод. Эмпиризм и рационализм.
- 15.Р.Декарт: предельные основания новоевропейской философии. Проблема метода.
- 16. Гуманистические идеалы Просвещения: истоки правовой идеологии. Концепции общественного договора.
- 17. Проблема возможности и границ научного познания в критической философии и. Канта: анализ основных познавательных способностей человека.
- Этика и. Канта: проблема моральной автономии и свободы личности.
- 19.Принцип тождества мышления и бытия. Философская система г.В.Ф. Гегеля. Диалектический метод мышления.
- 20.Г.В.Ф. Гегель о человеке, обществе и истории.
- 21.Антропология и социальная философия Карла Маркса.
- 22. Философия Ницше.
- Психоаналитическое истолкование природы человека. З.Фрейд и современный психоанализ.
- 24.Основные направления современной западной философии (экзистенциализм, феноменология, герменевтика, аналитическая философия, постмодернизм – по выбору).
- Традиции русской духовности и своеобразие русской философии. Русская философская мысль XIX XX вв. О предназначении человека и смысле истории.
- 26.Онтология, ее место в системе философского знания. Монизм, дуализм, плюрализм.
- 27.Бытие как центральная категория онтологии. Бытие и сущее. Объективная и субъективная реальность.
- 28.Основные философские трактовки сущности сознания. Проблема идеального.
- 29.Теория познания и ее место в системе философского знания. Проблема познаваемости мира и варианты ее решения.
- 30.Проблема истины в философии. Основные концепции истины.
- 31.Предмет социальной философии. Общество и его структура.
- 32.Философия истории: проблема логики и смысла истории. Линейная и циклическая концепции исторического процесса.
- 33.Повседневность как процесс формирования человека и общества. Практики повседневности.
- 34.Антропология как раздел философского знания. Проблема сущности человека и смысла его существования.
- 35.Понятие ценностей. Основные проблемы аксиологии
- 36.Этика как раздел философского знания. Основные категории этики.
- 37.Научное знание и его специфика.
- 38.Философия техники. Основные концепции техники.