36.Этика как раздел философского знания. Основные категории этики.
Этика – область философских исследований, где определяют, что является добром в его отличии от зла, какие поступки человека нравственно оправданы и каковы исходные принципы, позволяющие сформулировать критерии этических оценок. Этика настаивает на объективном характере своих принципов и норм, на недостаточности просто “жить как все” или же “быть в согласии с самим собой” в нравственных вопросах и руководствоваться только личным вкусом, разумением и интуицией. Представители атеистической философии утверждают, что этика должна быть безрелигиозной и в этом ее высшее достоинство – формировать волю к добру без обещаний награды за доброту поступков и действий в земной жизни и за ее пределами. В религиозной философии принимается, что содержание этики – не автономно, а задается свыше и что мотив награды в вечности не является средством для поддержания корыстного интереса человека – он нужен для того, чтобы нравственная жизнь осуществилась во всей своей полноте. Неавтономность религиозной этики связана еще и со следующим: 1) личностное достоинство человека вытекает из христианской веры в то, что человек создан по образу и подобию Божию; 2) свобода воли и разумность человека, без которых нет этики, тоже раскрываются и обосновываются в религиозной антропологии; 3) осуществление подлинной нравственной жизни предполагает содействие благодати в силу слабости человеческой природы.
Категории этики:
1. Добро и зло
Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.
Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.
Добро – разновидность духовного блага. В этическом смысле понятие блага часто употребляется как синоним добра.
2. Справедливость
Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.
3. Долг
Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.
Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.
Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.
4. Совесть
Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть – самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.
Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность – люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия "чистая совесть", "нечистая совесть", "уснувшая совесть", "совестливый человек", "бессовестный", "угрызения совести" т. п.
5. Ответственность
Ответственность – категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.
6. Достоинство и честь
Достоинство – категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.
Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства.
7. Гуманизм как этический принцип
Гуманизм – принцип мировоззрения, в том числе нравственности, означающийпризнание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества.
- Философия и мировоззрение: отношение «человек-мир». Исторические типы мировоззрения
- Предмет философии, его исторические формы. Основные разделы философского знания
- Происхождение и функции философии.
- Философия и мифология. Философия и религия. Философия и наука.
- 5. Особенности древнеиндийской и древнекитайской философии.
- 6. Становление древнегреческой философии: фюсис, логос, бытие.
- 7. Философия Сократа: поворот к человеку. Знание и добродетель.
- 8. Философия Платона: открытие идеальной реальности, учение о познании.
- 9. Аристотель; философия как система знания.
- 10.Формирование средневековой философии: синтез античной мысли и христианского вероучения. Специфика и основные этапы развития.
- 11.Особенности патристики. Философия Аврелия Августина.
- Рационализм средневековой схоластики. Философия Фомы Аквинского.
- Культурно-мировоззренческий смысл и основные черты философии эпохи Возрождения.
- Новый образ науки в учении ф.Бэкона. Индуктивный метод. Эмпиризм и рационализм.
- 15.Р.Декарт: предельные основания новоевропейской философии. Проблема метода.
- 16. Гуманистические идеалы Просвещения: истоки правовой идеологии. Концепции общественного договора.
- 17. Проблема возможности и границ научного познания в критической философии и. Канта: анализ основных познавательных способностей человека.
- Этика и. Канта: проблема моральной автономии и свободы личности.
- 19.Принцип тождества мышления и бытия. Философская система г.В.Ф. Гегеля. Диалектический метод мышления.
- 20.Г.В.Ф. Гегель о человеке, обществе и истории.
- 21.Антропология и социальная философия Карла Маркса.
- 22. Философия Ницше.
- Психоаналитическое истолкование природы человека. З.Фрейд и современный психоанализ.
- 24.Основные направления современной западной философии (экзистенциализм, феноменология, герменевтика, аналитическая философия, постмодернизм – по выбору).
- Традиции русской духовности и своеобразие русской философии. Русская философская мысль XIX XX вв. О предназначении человека и смысле истории.
- 26.Онтология, ее место в системе философского знания. Монизм, дуализм, плюрализм.
- 27.Бытие как центральная категория онтологии. Бытие и сущее. Объективная и субъективная реальность.
- 28.Основные философские трактовки сущности сознания. Проблема идеального.
- 29.Теория познания и ее место в системе философского знания. Проблема познаваемости мира и варианты ее решения.
- 30.Проблема истины в философии. Основные концепции истины.
- 31.Предмет социальной философии. Общество и его структура.
- 32.Философия истории: проблема логики и смысла истории. Линейная и циклическая концепции исторического процесса.
- 33.Повседневность как процесс формирования человека и общества. Практики повседневности.
- 34.Антропология как раздел философского знания. Проблема сущности человека и смысла его существования.
- 35.Понятие ценностей. Основные проблемы аксиологии
- 36.Этика как раздел философского знания. Основные категории этики.
- 37.Научное знание и его специфика.
- 38.Философия техники. Основные концепции техники.