19.Принцип тождества мышления и бытия. Философская система г.В.Ф. Гегеля. Диалектический метод мышления.
Историческая заслуга Гегеля заключается в разработке диалектики. Диалектика - это наука о наиболее общих закономерных связях, о становлении и развитии бытия и познания, и основанный на этом учении метод мышления и познания. (Диалектический метод мышления). Его сущность в том, что на использовании объективных законов диалектики вырабатывается субъективный метод познания окружающей действительности.
Основные принципы диалектики: 1. Все в мире находится в движении, всему присущи изменения, причем движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений – развитие (изменение не только количественное, но и качественное). 2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, которое было бы абсолютно независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимно обусловливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются. 3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов. Главный источник движения - внутренние противоречия.
Все в мире содержит в себе противоположности, которые находятся в состоянии единства и борьбы. Единство и борьба противоположностей - основа существования и развития мира. Противоречия - не зло, а благо. Противоречия - движущая сила прогресса. Гегель создал систему категорий диалектики, открыл ее основные законы (закон противоречия, отрицания отрицания, закон перехода количества в качество и обратно).
Основа его философии - Тождество бытия и мышления (единство сущности и явления). Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе"; в природе вещей нет никаких непреодолимых преград для познания. Не метафизическое абстрактное тождество а диалектическое конкретное тождество – указывающее на то что каждое явление изменяется, переходит в другое (тождество бытия и мышления – различие обьективное и субьективное в мышлении)
Объективное абсолютное мышление есть движущая сила всего сущего и выступает оно, как абсолютная идея, которая непрерывно развивается – непрерывный процесс познания. Восхождение от абстрактного к конкретному - общий принцип развития. Познание не того что вне нас, а как самопознание. Абсолютизация мышления (абсолютизация понятия) отсюда вывод: все действительное разумно, все разумное действительно. Гегель полагал, что существующее разумно, именно когда оно выражает какую-то необходимость.
- Философия и мировоззрение: отношение «человек-мир». Исторические типы мировоззрения
- Предмет философии, его исторические формы. Основные разделы философского знания
- Происхождение и функции философии.
- Философия и мифология. Философия и религия. Философия и наука.
- 5. Особенности древнеиндийской и древнекитайской философии.
- 6. Становление древнегреческой философии: фюсис, логос, бытие.
- 7. Философия Сократа: поворот к человеку. Знание и добродетель.
- 8. Философия Платона: открытие идеальной реальности, учение о познании.
- 9. Аристотель; философия как система знания.
- 10.Формирование средневековой философии: синтез античной мысли и христианского вероучения. Специфика и основные этапы развития.
- 11.Особенности патристики. Философия Аврелия Августина.
- Рационализм средневековой схоластики. Философия Фомы Аквинского.
- Культурно-мировоззренческий смысл и основные черты философии эпохи Возрождения.
- Новый образ науки в учении ф.Бэкона. Индуктивный метод. Эмпиризм и рационализм.
- 15.Р.Декарт: предельные основания новоевропейской философии. Проблема метода.
- 16. Гуманистические идеалы Просвещения: истоки правовой идеологии. Концепции общественного договора.
- 17. Проблема возможности и границ научного познания в критической философии и. Канта: анализ основных познавательных способностей человека.
- Этика и. Канта: проблема моральной автономии и свободы личности.
- 19.Принцип тождества мышления и бытия. Философская система г.В.Ф. Гегеля. Диалектический метод мышления.
- 20.Г.В.Ф. Гегель о человеке, обществе и истории.
- 21.Антропология и социальная философия Карла Маркса.
- 22. Философия Ницше.
- Психоаналитическое истолкование природы человека. З.Фрейд и современный психоанализ.
- 24.Основные направления современной западной философии (экзистенциализм, феноменология, герменевтика, аналитическая философия, постмодернизм – по выбору).
- Традиции русской духовности и своеобразие русской философии. Русская философская мысль XIX XX вв. О предназначении человека и смысле истории.
- 26.Онтология, ее место в системе философского знания. Монизм, дуализм, плюрализм.
- 27.Бытие как центральная категория онтологии. Бытие и сущее. Объективная и субъективная реальность.
- 28.Основные философские трактовки сущности сознания. Проблема идеального.
- 29.Теория познания и ее место в системе философского знания. Проблема познаваемости мира и варианты ее решения.
- 30.Проблема истины в философии. Основные концепции истины.
- 31.Предмет социальной философии. Общество и его структура.
- 32.Философия истории: проблема логики и смысла истории. Линейная и циклическая концепции исторического процесса.
- 33.Повседневность как процесс формирования человека и общества. Практики повседневности.
- 34.Антропология как раздел философского знания. Проблема сущности человека и смысла его существования.
- 35.Понятие ценностей. Основные проблемы аксиологии
- 36.Этика как раздел философского знания. Основные категории этики.
- 37.Научное знание и его специфика.
- 38.Философия техники. Основные концепции техники.