32.Философия истории: проблема логики и смысла истории. Линейная и циклическая концепции исторического процесса.
Философия истории — философская оценка и истолкование результатов исторических исследований и изложений истории. История — это человеческая общественная память, самопознание и самосознание людей: исчезнувшее в действительности живет в сознании.
Как наука философия истории возникла в Новое время
Основные вопросы, которые рассматриваются в философии истории :
— что заставляет развиваться человеческое общество?
— есть ли направление у истории , если есть, то какое?
— насколько наша история определяет настоящее и будущее?
— чего ждать людям в будущем?
— имеются ли в истории какие-либо законы, которые можно узнать и управлять историей , или в истории господствует непостижимая судьба?
Философия истории рассматривает несколько важнейших проблем:
• направленность и смысл истории,
• методологические подходы к типологизации общества,
• критерии периодизации истории,
• критерии прогресса исторического процесса.
в философии истории нет единства мнений ни по одному из названных выше вопросов. Точки зрения различны настолько, что скорее, они противоположны, а не дополняют друг друга. Объяснить эти противоречия можно достаточно просто. История протекает в разное социальное время, в различных культурах и цивилизациях, на фоне различной географической среды, при различном уровне развития техники и производительных сил каждого общества. Наконец, в разных обществах господствующими являются разные иерархии ценностей, разные религии, идеологии и т.п.Но следует отметить: историческое развитие в целом носит объективный характер, так как жизнь людей, где бы и когда бы она не проходила основана на необходимости удовлетворения материальных потребностей, то есть в любом случае, общество, на какой бы ступени развития оно не находилось, должно уделять значительное внимание материальному производству. Объективность исторического процесса связана, таким образом, с наличием определенных материальных основ жизнедеятельности людей, с интересами, которые они преследуют, и потребностями, которые они должны удовлетворить.
Основные подходы к истории человечества. (1) взгляд на всемирную историю как на единый процесс поступательного, восходящего развития человечества, предполагающий выделение стадий: унитарно-стадиальный подход. Возможны два его варианта, в зависимости от того, считаются стадии всемирной истории стадиями развития каждого социора, взятого в отдельности, или их всех вместе взятых, т. е. всего человеческого общества в целом.
(2) плюрально-циклический подход (О.Шпенглер, А.Дж.Тойнби и др.) Суть плюралистического понимания истории заключается в том, что человечество подразделяется на несколько совершенно автономных образований, каждое из которых имеет свою собственную, абсолютно самостоятельную историю. Каждое из этих исторических образований возникает, развивается и рано или поздно с неизбежностью гибнет. На смену погибшим образованиям приходят новые, которые совершают точно такой же цикл развития. Не составляет труда понять, что согласно такой точке зрения человеческого общества как целостного образование не существует. Нет человеческого общества в целом. Существует лишь человечество как простая сумма множества полностью самостоятельных общественных единиц. Соответственно всемирная история — простая совокупность историй этих единиц. Процессы их развития не образуют одного всемирного процесса. Нет мировой истории как единого процесса развития. Соответственно, не может быть и речи о стадиях развития человеческого общества в целом и тем самым об эпохах всемирной истории.Плюралистский подход к истории исключает существование стадий, имеющих всемирно-историческое значение.
(3) антиисторический подход сводит историю к действиям людей и тем самым отрицает возможность исторической науки (Р.Арон, К.Поппер и др.).
- Философия и мировоззрение: отношение «человек-мир». Исторические типы мировоззрения
- Предмет философии, его исторические формы. Основные разделы философского знания
- Происхождение и функции философии.
- Философия и мифология. Философия и религия. Философия и наука.
- 5. Особенности древнеиндийской и древнекитайской философии.
- 6. Становление древнегреческой философии: фюсис, логос, бытие.
- 7. Философия Сократа: поворот к человеку. Знание и добродетель.
- 8. Философия Платона: открытие идеальной реальности, учение о познании.
- 9. Аристотель; философия как система знания.
- 10.Формирование средневековой философии: синтез античной мысли и христианского вероучения. Специфика и основные этапы развития.
- 11.Особенности патристики. Философия Аврелия Августина.
- Рационализм средневековой схоластики. Философия Фомы Аквинского.
- Культурно-мировоззренческий смысл и основные черты философии эпохи Возрождения.
- Новый образ науки в учении ф.Бэкона. Индуктивный метод. Эмпиризм и рационализм.
- 15.Р.Декарт: предельные основания новоевропейской философии. Проблема метода.
- 16. Гуманистические идеалы Просвещения: истоки правовой идеологии. Концепции общественного договора.
- 17. Проблема возможности и границ научного познания в критической философии и. Канта: анализ основных познавательных способностей человека.
- Этика и. Канта: проблема моральной автономии и свободы личности.
- 19.Принцип тождества мышления и бытия. Философская система г.В.Ф. Гегеля. Диалектический метод мышления.
- 20.Г.В.Ф. Гегель о человеке, обществе и истории.
- 21.Антропология и социальная философия Карла Маркса.
- 22. Философия Ницше.
- Психоаналитическое истолкование природы человека. З.Фрейд и современный психоанализ.
- 24.Основные направления современной западной философии (экзистенциализм, феноменология, герменевтика, аналитическая философия, постмодернизм – по выбору).
- Традиции русской духовности и своеобразие русской философии. Русская философская мысль XIX XX вв. О предназначении человека и смысле истории.
- 26.Онтология, ее место в системе философского знания. Монизм, дуализм, плюрализм.
- 27.Бытие как центральная категория онтологии. Бытие и сущее. Объективная и субъективная реальность.
- 28.Основные философские трактовки сущности сознания. Проблема идеального.
- 29.Теория познания и ее место в системе философского знания. Проблема познаваемости мира и варианты ее решения.
- 30.Проблема истины в философии. Основные концепции истины.
- 31.Предмет социальной философии. Общество и его структура.
- 32.Философия истории: проблема логики и смысла истории. Линейная и циклическая концепции исторического процесса.
- 33.Повседневность как процесс формирования человека и общества. Практики повседневности.
- 34.Антропология как раздел философского знания. Проблема сущности человека и смысла его существования.
- 35.Понятие ценностей. Основные проблемы аксиологии
- 36.Этика как раздел философского знания. Основные категории этики.
- 37.Научное знание и его специфика.
- 38.Философия техники. Основные концепции техники.