logo
filosofia_b

32.Философия истории: проблема логики и смысла истории. Линейная и циклическая концепции исторического процесса.

Философия истории — философская оценка и истолкование результатов исторических исследований и изложений истории. История — это человеческая общественная память, самопознание и самосознание людей: исчезнувшее в действительности живет в сознании.

Как наука философия истории возникла в Новое время

Основные вопросы, которые рассматриваются в философии истории :

— что заставляет развиваться человеческое общество?

— есть ли направление у истории , если есть, то какое?

— насколько наша история определяет настоящее и будущее?

— чего ждать людям в будущем?

— имеются ли в истории какие-либо законы, которые можно узнать и управлять историей , или в истории господствует непостижимая судьба?

Философия истории рассматривает несколько важнейших проблем:

• направленность и смысл истории,

• методологические подходы к типологизации общества,

• критерии периодизации истории,

• критерии прогресса исторического процесса.

в философии истории нет единства мнений ни по одному из названных выше вопросов. Точки зрения различны настолько, что скорее, они противоположны, а не дополняют друг друга. Объяснить эти противоречия можно достаточно просто. История протекает в разное социальное время, в различных культурах и цивилизациях, на фоне различной географической среды, при различном уровне развития техники и производительных сил каждого общества. Наконец, в разных обществах господствующими являются разные иерархии ценностей, разные религии, идеологии и т.п.Но следует отметить: историческое развитие в целом носит объективный характер, так как жизнь людей, где бы и когда бы она не проходила основана на необходимости удовлетворения материальных потребностей, то есть в любом случае, общество, на какой бы ступени развития оно не находилось, должно уделять значительное внимание материальному производству. Объективность исторического процесса связана, таким образом, с наличием определенных материальных основ жизнедеятельности людей, с интересами, которые они преследуют, и потребностями, которые они должны удовлетворить.

Основные подходы к истории человечества. (1) взгляд на всемирную историю как на единый процесс поступательного, восходящего развития человечества, предполагающий выделение стадий: унитарно-стадиальный подход. Возможны два его варианта, в зависимости от того, считаются стадии всемирной истории стадиями развития каждого социора, взятого в отдельности, или их всех вместе взятых, т. е. всего человеческого общества в це­лом.

(2) плюрально-циклический подход (О.Шпенглер, А.Дж.Тойнби и др.) Суть плюралистического понимания истории заключается в том, что человечество подразделяется на несколько совершенно автономных образований, каждое из которых имеет свою собственную, абсолютно самостоятельную историю. Каждое из этих исторических образований возникает, развивается и рано или поздно с неизбежностью гибнет. На смену погибшим образованиям приходят новые, которые совершают точно такой же цикл развития. Не составляет труда понять, что согласно такой точке зрения человеческого общества как целостного образование не существует. Нет человеческого общества в целом. Существует лишь человечество как простая сумма множества полностью самостоятельных общественных единиц. Соответственно всемирная история — простая совокупность историй этих единиц. Процессы их развития не образуют одного всемирного процесса. Нет мировой истории как единого процесса развития. Соответственно, не может быть и речи о стадиях развития человеческого общества в целом и тем самым об эпохах всемирной истории.Плюралистский подход к истории исключает существование стадий, имеющих всемирно-историческое значение.

(3) антиисторический подход сводит историю к действиям людей и тем самым отрицает возможность исторической науки (Р.Арон, К.Поппер и др.).