Этика и. Канта: проблема моральной автономии и свободы личности.
Этика Канта во многих отношениях явилась вершиной философии морали нового времени. Среди классиков немецкой философии Кант уделил наибольшее внимание нравственности (причем именно ее специфике), и его этическая концепция была наиболее разработанной, систематической и завершенной. Кант поставил целый ряд критических проблем, связанных с определением понятия нравственности. он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы — вопросы теоретического разума — от вопроса практического разума: что я должен делать? Кант разработал всеобщий закон нравственности, и назвал его категорическим императивом (обязательное поведение): "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства".
В настоящее время моральный закон (категорический императив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом:
• человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех;
• человек должен относиться к другому человеку (как и он -мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.
Поведение человека по нравственному закону определяется тем, что люди, относительно которых я произвожу какие—либо действия, проявляют такую же автономию, как и я, или что они являются целями в себе, но никогда не средствами для дела кого—то другого. Поэтому формула категорического императива, которая определяет содержание морального поведения, звучит так: «Поступай так, чтобы использовать человека для себя так же, как и для другого, всегда как цель и никогда лишь как средство».
нравственный закон предписывает неприкосновенность другого человека («Другой человек должен быть для тебя святым»).
моральный закон возведен на дуализме природного характера человека и обязанности, из которой следует, что человек является существом, которое способно к свободному решению, чем он и отличается от животных. Моральное поведение выступает ограничителем личного эгоизма, который следует из инстинкта самосохранения.
Таким образом, нравственное поведение, по И. Канту, своеобразно тем, что оно, во-первых, согласно закону, во—вторых, его мотивацией является достоинство человека.
- Философия и мировоззрение: отношение «человек-мир». Исторические типы мировоззрения
- Предмет философии, его исторические формы. Основные разделы философского знания
- Происхождение и функции философии.
- Философия и мифология. Философия и религия. Философия и наука.
- 5. Особенности древнеиндийской и древнекитайской философии.
- 6. Становление древнегреческой философии: фюсис, логос, бытие.
- 7. Философия Сократа: поворот к человеку. Знание и добродетель.
- 8. Философия Платона: открытие идеальной реальности, учение о познании.
- 9. Аристотель; философия как система знания.
- 10.Формирование средневековой философии: синтез античной мысли и христианского вероучения. Специфика и основные этапы развития.
- 11.Особенности патристики. Философия Аврелия Августина.
- Рационализм средневековой схоластики. Философия Фомы Аквинского.
- Культурно-мировоззренческий смысл и основные черты философии эпохи Возрождения.
- Новый образ науки в учении ф.Бэкона. Индуктивный метод. Эмпиризм и рационализм.
- 15.Р.Декарт: предельные основания новоевропейской философии. Проблема метода.
- 16. Гуманистические идеалы Просвещения: истоки правовой идеологии. Концепции общественного договора.
- 17. Проблема возможности и границ научного познания в критической философии и. Канта: анализ основных познавательных способностей человека.
- Этика и. Канта: проблема моральной автономии и свободы личности.
- 19.Принцип тождества мышления и бытия. Философская система г.В.Ф. Гегеля. Диалектический метод мышления.
- 20.Г.В.Ф. Гегель о человеке, обществе и истории.
- 21.Антропология и социальная философия Карла Маркса.
- 22. Философия Ницше.
- Психоаналитическое истолкование природы человека. З.Фрейд и современный психоанализ.
- 24.Основные направления современной западной философии (экзистенциализм, феноменология, герменевтика, аналитическая философия, постмодернизм – по выбору).
- Традиции русской духовности и своеобразие русской философии. Русская философская мысль XIX XX вв. О предназначении человека и смысле истории.
- 26.Онтология, ее место в системе философского знания. Монизм, дуализм, плюрализм.
- 27.Бытие как центральная категория онтологии. Бытие и сущее. Объективная и субъективная реальность.
- 28.Основные философские трактовки сущности сознания. Проблема идеального.
- 29.Теория познания и ее место в системе философского знания. Проблема познаваемости мира и варианты ее решения.
- 30.Проблема истины в философии. Основные концепции истины.
- 31.Предмет социальной философии. Общество и его структура.
- 32.Философия истории: проблема логики и смысла истории. Линейная и циклическая концепции исторического процесса.
- 33.Повседневность как процесс формирования человека и общества. Практики повседневности.
- 34.Антропология как раздел философского знания. Проблема сущности человека и смысла его существования.
- 35.Понятие ценностей. Основные проблемы аксиологии
- 36.Этика как раздел философского знания. Основные категории этики.
- 37.Научное знание и его специфика.
- 38.Философия техники. Основные концепции техники.