29.Предпосылки возникновения и сущность марксистской философии. Материалистическое понимание истории.
Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали: - предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. – Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.) - бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда); - крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни; - нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 – 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.); - кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).Диалектический и исторический материализм – основные направления марксистской философии.Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов – диалектического материализма и исторического материализма (нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического).
Материалистическое понимание истории.Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторической материализм). Суть исторического материализма в следующем: - на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);- производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений; - указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису; - базис и надстройка взаимно влияют друг на друга. В зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации – первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); - азиатский способ производства – особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей – земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); - феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); - капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); - социалистическое (коммунистическое) общество – общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства; - рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя; - уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.
30.Марксистская философия в России.Исторические судьбы марксистской философиии.Советская философия, сформировавшаяся на базе марксизма, берет свое начало сразу же с Октябрьской революции. Однако ее тотальное распространение в сознании россиян стало возможным лишь после 1922 г., когда видные представители русской религиозной и идеалистической философии были высланы за границу. В 20-е-30-е годы началось глубокое систематическое освоение марксистской философии советскими исследователями. Стимулом для философской полемики между механистами и диалектиками послужила публикация "Диалектики природы" Энгельса, в которой содержалось в черновике систематическое изложение диалектического материализма. После сталинского осуждения сначала механистов, затем деборинцев в российской марксистской философии наступил период длительного творческого застоя, характерной чертой которого стало "цитатничество". С конца 40-х годов началась некоторая активизация в области философии, выразившаяся в попытках осмысления современных западных философских учений и в разработке философских вопросов естествознания.Несмотря на явную идеологизацию и политизацию марксистской философии в последующие десятилетия значительное развитие получили такие философские разделы, как история философии, философские вопросы естествознания, а также логика и методология процесса познания. Среди имен мирового уровня в эти годы можно назвать А.Ф. Лосева, Б.М. Кедрова, П.В. Копнина, Э.В. Ильенкова, М.К. Мамардашвили и др. Их работы, обладая оригинальностью и глубокой обоснованностью, способствовали отказу от устаревших догм и гуманизации марксистской философии.Развитие философский идей Маркса и Энгельса в России осуществляли Г.В. Плеханов (1856-1918) и В.И. Ленин (1870-1924). Первым русским марксистом был Г.В. Плеханов. Из его многочисленных произведений выделяются следующие: "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю", "Очерки по истории материализма", "Основные вопросы марксизма", "О роли личности в историиМарксизм, по Плеханову, является целостным миросозерцанием, современной, высшей формой материализма.
31.Зарубежная философия XIX-XX в.в.Позитивизм и его эволюция.Распространенным течением философии XIX-XX в .является позитивизм.Выделяют 4 формы позитивизма:1)позитивизм(Спенсер,Конт)2)эмпириокретицизм или махизм3)неопозитивизм4)постпозитивизм.1)(Позитивизм)Основатель позитивизма Конт выступил с идеей неспособности метафизики т.е.традиционной философии ответить на вопросы поставленные развитием науки.Эта идея основыалась на учении Конта о 3 стадиях развития познания:1)теологическая2)метофизическая3)позитивная.По мнению Конта задача философии ограничевается результатом специальных наук.Конт:"Наука сама счебе философия."В конце XIX в.2(Махизм)2 форма позитивизма связана с гносеологическим проявлением физики,все это привело к крушению решений о материи и отказу некот.ученых от обьективного существования мира.Махизм разгласил принцип научного познания-принцип "экономия мышления".Суть в том,чтобы освободить знания от метафизических допущений к которым относится познание объективной реальности.Понятие время,движение,материя,рассматривается как продукт мышления не имеющий никакого смысла.Претендуя на создание фил.науки он вводит понятие нейтральных элементов мира.Мир-комплекс ощущений.3)(Неопозитивизм)(Витгенштейн,Рассел,Шлик)Рассел применил метод анализа к матиматике и сделал вывод что метод применим к любой науке.Логика провозглашается сущностью философии.Мыслители поставили задачу создать логически совершенный язык науки из элементарных частей,поэтому свою теорию назвали"Логический атомизм".Одним из главных принципов логического атомизма является принцип верефикации,согласно которому критерием истинности и осмысленности предложений являются их сопоставления с фактами общего округа.Научная теория не может быть согласована со всеми фактами,чем больше фактов теория опровергает тем более она научна.Представители считали,что большинство проблем носитлингвистический характер.Предмет анализа языковые средства науки,обыденногоязыка и языка философии.4)(Постпозитивизм)(Поппер)Центр.местоздесь принадлежит политическому рационализму осн.Поппером.По его мнению реальность представляет собой 3 мира:1)мир физических объектов и физич.состояний2)психический мир3)мир объектов содержания мышления,кот.включает теоретические системы,проблемы ситуации гипотезы.Только те теории научны которые могут быть опровергнуты.Поппер вводит принцип фальсификации.Поппер проводит демокрационнуютлинию между наукой и философией.
32.Зарубежная философия иррационализма XXв.Новая картина мира поставила в центр истории человека, а не безликие силы. Культурное развитие человека отстало от энергетических и технических возможностей общества. Выход видится в развитии культуры и формировании новых человеческих качеств. Новыми качествами (основой нового гуманизма) являются: глобальность мышления, любовь к справедливости, отвращение к насилию. Это позволило сформулировать и новые задачи человечества:сохранение культурного наследия;создание мировой сверхгосударственной общности;сохранение естественной среды обитания;увеличение эффективности производства;правильное использование ресурсов природы;развитие интеллектуальных, сенситивных, соматических способностей человека.Философия ХХ века представляет собой сложное духовное образование. Ее плюрализм объясняется как развитием науки и практики, так и развитием предшествующей философии XIX века.Философия ХХ в. предстает в различных направлениях. Среди них такие, как идеализм и материализм, антропоцентризм и натурализм, рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм.Позитивизм и его эволюция Во второй половине 19в позитивизм становится наиболее влиятельным течением западной философии.Позитивизм объявил единственным источником истинного знания конкретные, частные науки и выступил против философии как метафизики, но за философию как особую науку. Под метафизикой они понимали умозрительную философию бытия (онтологию,гносеологию).Позитивизм - философия позитивного знания, отвергающая теоретические спекуляции и умозрения как средства получения знания.3 этапа в эволюции позитивизма: 1.Собственно позитивизм (30-70гг 19в) - Огюст Конт, Дж.Ст.Миль, Спенсер.2. Эмпириокритицизм (конец 19в) - Мах, Авенариус. 3. Неопозитивизм (с сер 20х гг20) - Шлик, Карнап ,Нейроз , Витгенштейн, Б.Рассел.-Основатель позитивизма О.Конт (1798-1857). его работа: "Курс позитивной философии" .Джон Стюарт Милль (1806-1883) Основатель позитивной логики и методологии науки. Работа: "Система логики силлогистической и индуктивной". Герберт Спенсер (1820-1903) Он подобно Конту поставил зад создать синтетическую фил без самой фил. По Спенсеру это вся философия, но без метафизики. (т.к. метафизика - это попытка судить о мире вещей, кот непознаваемы). Стержнем единства знаний людей является идея эволюции. Процесс эволюции означает возрастание определенности вида. Спенсер выводил эволюцию из закона сохранения и превращения энергии, а последний из заключения сознания., т.е. психической привычки человека. Чел имеет дело со сплошным потоком впечатлений - этот поток - основа закона сохранения.Иррационали́зм — обозначение течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю (волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое "озарение", воображение, инстинкт, "бессознательное" и т. п.Иррационализм в своих многообразных формах представляет собой философское мировоззрение, которое постулирует невозможность познания действительности научными методами. Как утверждают сторонники иррационализма, реальность или отдельные её сферы (такие, как жизнь, психические процессы, история и т. д.) невыводимы из объективных причин, то есть неподвластны законам и закономерностям. Все представления такого рода ориентируются на внерациональные формы человеческого познания, которые в состоянии дать человеку субъективную уверенность в сущности и происхождении бытия. Но подобные переживания уверенности зачастую приписываются лишь избранным (к примеру, «гениям искусства», «Сверхчеловеку» и т. д.) и считаются недоступными для простого человека. Подобный «аристократизм духа» нередко имеет и социальные следствия.Иррационализм как элемент философских систем.
33.Основные этапы развития русской философии.Философия П.Я.Чаадаева.Славянофилы и западники.Русская философия-важнейшая составная часть мировой философской мысли.Имея почти тысячелетнюю историю мкладываетмя и оформляется в XVIIIв..Сегодня русская философия представляет собой многообразие учений.Своими корнями она уходит в Киевскую Русь и Царскую Россию.На становление русской философии оказала влияние Визант.православие,вместе с православием Русь получила от Византии и православную философию.Православная философская традиция смогла укорениться в нашей стране лишь приобретая национальный характер русского народа.Специфические черты:1)русская фил-я не могла опереться на культурное наследие античного мира2)долгое время развивалась в рамках религиозной формы общественного сознания,кот исключала существование нерелигиозных воззрений.3)имела социальную направленность.Русские мыслители уделяли много внимания вопросам развития истории,размышляли о судьбе России.4)Ряд мыслителей осознавали недостаточность мышления.5)Идея соборности.В рамках православия соборность это сочетание единства и свободы верующих на основе их общей любви к Богу и всем абсолютным ценностям.6)Несистематичность и недооценка рационалистических конструкций,это сказалось на отсутствии в философии глобальных проблем.Основные этапы развития:1)Становление философии(X-XVIIв.)2)Обособление философии от религии и формирование ее в качестве самост.социального института3)Начало создания(серединаXXв )4)Советский период 1917-1991 5)Возрождение русской национальной философии.Первый кто рарабатывал философско-религ.проблемы Илларион"Слово о законе и благодати".Противопоставлял Ветхий и Новый Завет иудаизму и христианству,выводит 2 принципа:1)Закон-подчинение законов друг другу.2)Благодать-неполное равноправие.Христианизация-завершающий этап.Крещенеие открыло людям путь к вечной жизни и благодати.Началу процесса создания Новой советской культуры было положено Петровскими преобразованиями,с кот связано интенсивное влияние Западной идеологии на русскую культуру.Татищев заложил основу ,в философии он видел главное обновление российского общества.Он говорил только философия способна ответить на сложнейшие вопросы бытия.Создал свою классификацию наук:Нужные,полезные,любопытные,вредительные.Проблему соотношения души и тела решает с позиции дуализма.Татищеву присущ религиозный скептицизм.Церковь должна быть подчинена гос-ву.Будучи сторонником естественного права развитие общества с такими факторами как земледелие и просвещение.Им была развита идея утилитаризма.Ломоносов положил начало материалистической тенденции русской философии.Первостепенное значение придавал опыту,считал что стремясь создать филос.природу стремился к философ.обогащениям.Материя-то из чего состоит тело и из-чего зависит его сущность.По его мнению никакого абсолютного пространства не существует.Материя вечна.Все происходящее связано с процессами движения материи.3 формы движения:поступательная,вращательная,колебательная.Радищев:бытие вещей независимо от силы познания и существует само по себе.В процессе взаимодействия с природой человек познает ее благодаря опыту.Чувственный опыт должен дополняться опытом разумным.Человек обладает разумом и речью.С местом положения людей связывались и их потребности.Главнй мотив человеч.устремлений-личный интерес.Поиски русской философии путей историч.развития в XIXв.проходили в атмосфере единобортства 2 тенденций:1-акцентировали внимание на самобытности русской культуры.Славянофилы(Хомяков,Аксаков,Самарин)2-Западники(Станкевич Герцен Чечерин)
34.Философия всеединства.Русский космизм.Оригинальным направлением в русской философии была философия всеединства (Соловьев,Трубецкий,Булгаков).Духовным источником их творчества были проваславное миропонимание и осн.положения богословия.Соловьев исходные принципы он изложил в след.трудах:1)кризис западной философии2)философия цельного знания3)критика отвлеченных начал.Утверждал,что философия может и должна существовать для того чтобы обратить свои средства на достижение общей духовной темы сознания.Он являлся создателем метафизической системы цельного знания,объявив высшей задачей синтез философии и религии.Впервые в России создал крупную самостоятельную философскую системы основанную на идеях христианства и немецкого идеализма.Идея всеединства кот реализовывается в его антологии,в теории познания,антропологии и историософии.Он пытается создать картину мироздания основанную на идее Бога,как абсолютного,сверхприродного,идеального начала.Жизнь-единый универсальный организм,в котором объединены Бог и человечество,человечество и космос,истина,добро и красота.Идея всеединства в антологии Соловьева.Источником бытия природы и общества,материального и духовного признается абсолютизм.Первенство бытия принадлежит Богу.Идеальным прообразом многообразия и полноты мира является София-она содержит в себе замысел любого деяния.Он лишает философию самостоятельности права и истинного знания явл.Бог.Философские естественно-научные знания определяются религиозным восприятием.Гносеологический аспект всеединства нашел аспект в философии цельного знания.Начало мироздания могут быть описаны в философии и науке.Наряду с логической мыслью признает интуицию.Общественная история,отношений Бога и человечества их завершение эволюции человечества и превращение в БогочеловечестваСмысл истории вынести одухотворенное человечество к Богу,преодолевая искушение духа Бога и власти.Русский космизм Космизм, своеобразное направление в русской философской мысли конца XIX-XX вв., включает в себя философско-теологические (Н.Ф. Федоров, B.C. Соловьев), естественно-научные (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский), художественные (Н.К. Рерих) представления и размышления о проблеме Космоса, о месте человека в нем, соотношении человека и космоса.Здесь мы кратко остановимся только на учении Н.Ф. Федорова, давшего глубокую и оригинальную разработку идей русского космизма. В его философских взглядах переплетаются религиозно-христианский подход к пониманию основ бытия и стремление создать проект всемирного спасения - натурализм, фантастичность, мистицизм и реализм, мечтательность и научность, утопизм и действительность. И вместе с тем все его учение пронизывает вера в мощь разума, науки и творческие возможности человека. Все главные идеи Федорова изложены в его труде "Философия общего дела".Исходным пунктом философии Федорова является определение главной задачи человека и человечества. Он видит ее в правильном понимании смысла жизни и цели, ради которой живет человек, а главное, в организации жизни в соответствии с этим смыслом и целью. Такая задача обусловливает "проективный" подход к истории, которая нуждается, по мнению Федорова, в отношении не безучастном, объективном, не сочувственном, а в проективном. Только в этом случае знания о смысле и цели жизни трансформируются в "проект лучшего дела" и в реализацию этого проекта. И философия должна стать активным проектом того, что должно быть, проектом всеобщего дела, а не ограничиваться пассивным, умозрительным объяснением сущего.
35.Материалистическая линия в русской философии.В середине XIX в.в Россиии сформировалось и получило развитие материалистическое течение.Осн.представители(Ломоносов,Радищев,Герцен,Огарев,Белинский,Чернышевский)В социально-демократическом плане эти мыслители принадлежат к революционным демократам боровшихся против крепостничества и самодерж.абсолютизма.Герцен принял попытку переработать диалектику Гегеля.Освободить ее от идеализма и соединить с материализмом,этому были посвящены его труды(Диалектизм в науке,Письма об изучении природы)Природа существует объективно.Человек это часть и венец природы и подчиняется его законам.Разрабатывая концепцию философии Герцен писал решающая роль в истории народу,жизнидеятельности кот независима от нашей воли как и развитие природы.Чернышевский-представитель материалистической философии,шел по пути соединения материалист.метода и материализма.Использовал учения Герцена1)Эстетическое отношение исскуства к действительности2)Антропологический принцип.Мир един и по своей природе материален.Человеческое сознание объективно отражает мир.Критикует агностицизм.Уделяет большое внимание роли практики ы познании.Рассматривая процесс познания он выдвигает 2 принципа диалектики:конкретность и всесторонность.Человек высшее проявление природы,в нем нет никакого дуализма.Законы функционирования общества объявляется производными от законов частной жизни людей.Чернышевский связывает исторический прогресс с прогрессом научного познания,не смотря на зигзаги человеческое общество движется вперед.Прогресс может осуществ.2 путями:1)в интересах меньшинства2)в интересах большинства
36.Философия русского зарубежья.Многие выдающиеся мыслители – представители «серебряного века» русской культуры не по своей воле оказались за рубежом. В 1922 году советские власти выслали из страны по обвинению в «пособничестве контрреволюции» Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, И. И. Лапшина, С. Л. Франка, Л. П. Карсавина, Н. О. Лосского, Ф. А. Степуна. Из попавших в Германию философов там остались только И. А. Ильин, Ф. А. Степун и С. Л. Франк.Возникло несколько центров русского философского Зарубежья: кроме Берлина, это – Париж и Прага. Н. А. Бердяев и С. Н. Булгаков обосновались в Париже, где поселился и эмигрировавший из Советской России еще в 1920 г. Л. И. Шестов. В Праге при Карловом университете был создан Русский юридический факультет, в числе преподавателей которого были В. В. Зеньковский, Н. О. Лосский, И. И. Лапшин, П. И. Новгородцев, П. Б. Струве. Основатель факультета — видный философ, социолог и правовед Павел Иванович Новгородцев (1866—1924), создавший и возглавивший в Праге Религиозно-философское общество им. В. Соловьева, автор фундаментального труда «Введение в философию права».Диапазон философских идей, развивавшихся в среде русской эмиграции, весьма многообразен, но в центре их бесспорно неустанные размышления об исторических судьбах России. Главным своим делом философы, оказавшиеся на чужбине, считали бескорыстное служение Родине. «Серебряный век» русской культуры продолжили своим творчеством не только философы-эмигранты. Одним из талантливейших продолжателей его традиций стал Алексей Федорович Лосев (1893-1988), который не покинул Родину и в условиях советской действительности создал в 1920-х годах свое знаменитое восьмикнижие: «Античный космос и современная наука», «Музыка как предмет логики», «Философия имени», «Диалектика числа у Плотина», «Диалектика художественной формы», «Критика платонизма у Аристотеля», «Очерки античного символизма и мифологии», «Диалектика мифа». Следуя заветам В. С. Соловьева, в этих работах мыслитель осуществил своеобразный, синтез различных областей знания, включая философию, математику, эстетику, музыковедение и т. д. Лосевым был разработан и применен собственный метод исследования — метод логико-смыслового конструирования философского предмета на основе синтеза диалектики и феноменологии. Лосев — один из самых плодовитых авторов в историй мировой философской мысли. Среди многих сотен его работ особо выделяется написанное в 1950-1980-х годах второе восьмикнижие — гигантская восьмитомная «История античной эстетики». Мыслителя по праву называют последним в плеяде тех, кто создавал философию «серебряного века» русской культуры
37.Категория бытия в истории философии.Виды бытия.Проблема филосоии является одной из самых фундаментальных,суть состоит в получении ответа на вопрос:"Что есть та или иная вещь в отличии от того чем она может показаться нам".Что вообще есть в отличии от того,что лишь кажется таковым.Философскому осмыслению бытия предшествовала выработка мифологического представления о нем.Мифология совпадает с космосом,как упорядоченное общение судьбы,Богов.Ему противостояло-небытие-это хаус,бездна.Под воздействием Богов возникло бытие.В религии бытие как всевозможность актуализируется и преводится вбытие как воля Бога.Термин бытие имеет особый смысл.Философское понимание бытия началось с рационального поиска первоначал.В Древнеинд.фил-ии Брахма ближе к небытию.Древнекитай.фил-я-к опосредованию бытия и небытия.Многосторонняя разработка проблемы бытия была осуществлена в немецкой фил-ии.Парменид-проблематика бытия.Философия в его лице это постичь цель,осознать сложивш.ситуацию,и для решения он вводит понятие и проблему бытия.Бытие-то,что имеется за миром чувственных вещей.Бытие:1)едино,2)неизменно,3)абсолютно,4)не имеет внутри себя деление на субъект и объект5)оно есть всевозможная полнота совершенства.Греческое понимание бытия,как неизменного,неподвижного сущностного на многие века определила тенденции духовного развития Европы.Учение Парменида о бытие явилось началом философии в собственном смысле слова.Он обосновал невозможность существования небытия.Мышление равно бытие,значит мир познаваем.Согласно Платону,бытие-совокупность идей,т.е.это сущности отражением которого является все многообразие чувственного мира.Ариститель:небытие или первомат уходит в бытие через активность формы,а форма всех форм-Бог.Эпоха Средневековья в философии Фомы Аквинского:Бог и только он есть подлинное бытие,все остальное созданное Богом подлинным бытие не обладает.Фил-я Нового времени связывают проблемы бытия с человечеством.Декарт утверждал акт мышления есть существование человека.Он сделал мысль бытием а творец мысли-человек.Это означает что бытие стало субъективным.Кант писал о бытии зависимым от познания.ВXX в .представители бытия видели единств.основу в человеческих ощущениях.Экзестанционалисты-человек есть подлинное и предельное бытие.Нововевропейская философия рассматривавшая проблему бытия с объективных позиций разделилась на идеалистов и материалистов.Для идеалистов-распространение бытия на сознание.Франц.материалисты 18 в.-в качестве бытия-природа.В филос марксизма бытие-природа и общество.Творчесвто русских мыслителей было направлено на уяснение глубочайших бытийных истоков чыеловеческой жизни.В XX в . отказ от субстанциональности стал нормой философствования.Философия постмодернизма-бытия нет-есть становление.Это повлияло на сложившеюся форму философствования.Виды бытия:1)Всеобщее бытие:делится на природное и общественное.Природное-те состояния природы,которые существовали до человека и существуют вне его деятельности.Общ-ое -бытие произведенное человеком в ходе его целенаправленной деят-сти.Выделяют след.формы бытия-актуальное предметное,потенциальное и ценностное.
38.Материя и ее связь с движением.Современные представления о материи.Без материи не обходятся идеалистические учения.При все многообразии определения матери,общим для идеалистов является то что они совсем отрицают существование материи или же ее объективность.Другие субъективные идеалисты сводят материю к совокупности ощущений.Представители классической фил-ии считают что категории материя и сознание с научной т.з.не могут быть строго определены и от него следует отказаться.Объективне идеалисты-фил-ия существует вне и независимо от сознания.В философии Лейбница-духовные манады(атомы).У Платона превращение материи из возможного бытия в действительное ставится в зависимости от Бога.Понятие материи прошло несколько этапов:1)наглядно-чувственное представление о материи-различные стихии,вода,воздух.2)отомистические представления о материи-вещество сводится к атомам.3)кризис естествознания на рубеже XIX-XXвв.Гносеологическое понимание материи.4)трактовка материи как субстанции."Понятие материи не означает гносеологически ничего иного,кроме как объективнач реальность существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им."Материальными могут быть:предметы,процессы,явления,отношения.Материя обладает опред.организацией и сущностью в виде материальных систем:неживая природа,живая,общество.Каждая из систем обладает определенным целостным материальным миром:макромир,микромир,метамир.Движение как способ существования материи.И тот и другие пути вели к идеализму-сводит движение вещей к движению божественных или человеческих мыслей.Если подобно Гегелю движение мира-движение материи.Беркли-склонен видеть в вещах лишь ощущение человека.Источником движения вещей-сознание субъекта.пирсе"Все вещи движутся но только в понятиях".Согласно Аристотелю материя костная,инертная.Применяя это положение Аристотель пришел к выводу,о наличии за небесами некоторого перводвигателя т.е.Бога,который является причиной движения.Дюринг-мир превоначально находился самому себе равном состоянии,потм пришел в движение,тем самым открылась религия.Представление о том что движение вносится в материю извне,следовательно противоречие.В конце 19в.возникла идеалистическая философская концепция-энергетизм.Суть энергетизма осмыслить движение без материи.Реальное существование материи отрицается,под движением-движение мысли.Коренная идея материализма высказана Толандом:"Материя не существует без движения,как и движение без материи".Энгельс указал не только на неотделимость движения от материи,но и характер их отношения определив движение как способ существования материи.Движение-единство противоречащих тенденций изменчивости и устойчивости.Энгельс-познание материи не возможно без познания форм его движенияКачественно различным видам материи соответствуют свои особые различающиеся между собой формы движения материи.Энгельс предлагает классификацию форм движения материи:физическая,химическая,биологическая,общественная.Каждая из форм движения отличны друг от друга.
39.Понятие пространства и времени.Развитие представлений о пространстве и времени.Являются ли пространство и время самостоятельными сущностями или они сопутствуют чему -то??при ответе на вопрос сложились 2 направления.1)Субстанциональное-представители рассматривают пространство и время как самостоятельные независимые от материи познания самостоятельной сущности.Демокрит и Эпикур пространство вместилище для атома,Эти идеи разделявшие материю и движение на самостоятельные субстанции были развиты затем в классичческой механике Ньютона.2)Реляционное-понимание пространства и времени как особое отношение между обьектами и процессами существующего мира.Вне этих отношений пространство и время отсутствуют-Лейбниц,гегль,маркс,энгельс.Др.направления являются выяснением характером бытия имеют ли объективный характер или по своей природе субъективны.В этой связи мы можем говорить о материалистическом и идеалистическом понимании.Идеалисты-отрицание природы.Представители субъективного идеализма(Беркли,Юм)-пространство и время формы материалист.сознания.Объективные идеалисты-пространство и время пораждение Бога.Согласно Гегелю пространство появляется на ступени развития абсолютной идеи.Материалисты-пространство и время объективные и всеобщие формы существования материи.Материалисты(Демокрит)признавали объективное существование пространства и времени считали что они существуют сами по себе независимо от материи.Демокрит-в действительности существуют атомы и пустота.Пустота-чистое пространство наделяется субстанциональностью.Согласно Ньютону абсолютоное пространство и время существуют не только независимо друг от друга но и самостоятельно.ВXXв. в связи с зоданием теории относительности данным направлениям пришел конец.В физике-неразрывность связей движения с материей.До того как идеи получились в физике,Энгельс"Основные формы всякого бытия суть пространства и времени бытие вне времени есть бессмыслица,как бытие вне пространства".В наст.время:Основные свойства постранства:объективность,протяженность,трехмерность.Время-это последовательность развития материальных объектов,отношения координации между сменяющими друг друга объектами или их состоянием.Св-во времени:объективность,длительность,одномерность,необратимость.Важнешее значение для развития философских взглядов на пространство и время имеет теория относительности.Частная теория относит.про-ва и врем;общая.Энштейн:Раньше считали,что если каким нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг,то пространство и время остались бы.Философское значение общей теори относительности состоит в доказательстве положения о наличии глубокой внутренней связи между материей и такими ее формами существования пространства времени и движения.
40. Человеческое сознание-сложный феномен оно многомерно и многоаспектно.Специфика философ.изучения сознания заключается в том чтобы выделить ее самую глубокую сущность.Проблема сознания-это аналих сознания как формы регуляции взаимодействия человека с действительностью.Определение роли и места человека в мире специфике его взаимоотношений предполагает природы человеческого сознания.2 концепции сознания:1)идеалистическая2)материалистическая.Идеализм исходит из того что сознание рассматривается самостоятельно по отношению к материи.Материя рассматривается в качестве первичной.Античная философия открыла только 1 сторону сознания направленность на объект.В культуре христианства была открыта другая особенность сознания,умение человека сосредотачиваться внутри себя.Августин-проблема сознания как самосознания.Здесь открылась новая грань сознания.Сознание-не только знание о внешнем мире,но и значение о духовном опыте.В Новое время сознание-средство обнаружения объективного мира.В XIX в.представители вульгарного материализма рассматривали сознание как материальное выделение мозга,по их мнению сознание-вид материи.В марксистской фил-ии сознание и содержание на основе приципов отражения,т.е.сознание изучается как вплетенное в бытие идей.Материалисты признавая первичность материи по отношению к познанию должны объяснять существование материи. Энгельс признавал сознание как атрибут бытия,акцентировал внимание на неизбежности порождения материи сознания.Ленин-вся материя обладает свойствами-свойством отражения.Отражение-есть способность одних тел в результате взаимодействия с другими телами воспроизводить некот.способности псоледующих в собственной природе.В природе живое и неживое.Отражение в неживой природе.это пассивная форма отражения.Исторически первой формой отражения живой природы является раздражимость-это способность всего живого избирательно реагировать на внешние воздействия.
41. Структура сознания. Соотношение чувственного и логического, эмоционального и рационального. Сознание представл собой высшую функцию головного мозга,заключ в целенаправленном отношении свойст и отнош к внешним явлениям.Субъективным образом объективного мира выступ в 2-х основных формах:индивидуальное и общественное.Сущностью сознания явл целенаправл отражения внешнего мира.Признаки сознания: отражение, отношение, целеполагание, управление. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств – зрения, слуха, осязания. Будучи моментом чувственно-предметной деятельности (практики), живое созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия и представления, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира. Мышление – осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракции. Логическое познание – отражение предметов на уровне сущности, оно извлекает из явлений сущность. К чувственному познанию относятся также эмоции: гнев, страх, сомнение, заинтересованность, удивление. Без их влияния невозможен поиск истины.
42. Проблема познаваемости мира. Познание как отражение. Учение о познании в фил носит название гносеологии.Основным вопросом явл вопрос о познаваемости мира.Те кто считали что мир познаваем называются гносеологические оптимисты или гностики.Те кто счит что мир не познаваем назыв агностики или гносеологические писсемисты.Существует теория отражения.Она связана с тем что окруж материя постоянно изменяется,поэтому познание представл собой бесконечный процесс.Отражение-это формирование в сознании чувств образов,понятий,соответсвующих познавательн явлений и процессов. Репрезентация-это представление существ свойсв познават явлений с помощью посредника,т.е. моделей,символов,знаковых и математических систем.Важнейшее свойство-язык.
43. Чувственное и рациональное познание, их соотношение и формы. Эмпирич. уровень познания-это знания,полученные из опыта с некоторой рациональной обработкой свойств и отношений изучаемого объекта Используются следующие методы:наблюдение,сравнение,измерение,эксперимент.Наблюдение-систематическое целенаправленное восприятие объектов.Наблюдение выступает в кач-ве одного из элемента в составе других имперических методов.К наблюдению применимы след требования:1преднамеренность,2планомерность,3целенаправленность. Сравнение-один из универсальных методов познания. Сравнение называет установленные сходства и различия предметов и явлений действительности.Сравнение может осуществляться по существующим и несуществующим признакам. Измерение возникло из сравнения. Измерение-процедура определяющая численность значения некоторой величины посредством единицы измерения. Измерение предполагает наличие следующих элементов:1объект,2еденица,3измерительные приборы,4метод измерения,5наблюдатель.Измерения бывают прямые и косвенные.Прямые-результат получаемый непосредственного измерения. При косвенном-величина изменяется математическим путем на основе знания других велечин.Эксперимент-метод познания объектов,когда исследователь активно воздействует на него путем создания искусственных условий,необходимых для выяснения соответствующих свойств. Виды экспериментов:сельскохзяйственный,технический,медецинский,социальный,социологический.
44. Концепция истины в истории философии. Непосредственная цель познания- постижение истины, т.е. действительного знания о мире и человеке. Материализм 17-18 вв. не смог дать научной концепции истины.С позиций объективного идеализма Гегеля истина- объективный процесс самопознания логической идеи , в котором любая последняя ступень выступает в качестве истины предыдущей: истина бытия -в сущности, истина сущности бытия - в понятии. Если по содержанию истина объективна, то по форме она всегда субъективна. Истинное знание существует только через человека и выражается в субъективной, индивидуальной форме. Абсолютность истины понимается как ее полнота, безусловность и окончательность. Абсолютно истинным считается такое знание, которое сохраняет свое содержание в любую историческую эпоху. Это идеал знания. В качестве такого идеала абсолютная истина существует как нормативный, регулятивный принцип познавательной деятельности, но не как реальное содержание знания. В реальном познании истина существует в относительной форме. Относительность истины означает ее неполноту, незавершенность, условность.
45. Основные принципы диалектики, их взаимосвязьОсновными принципами диалектики являются:принцип всеобщей связи;принцип системности;принцип причинности;принцип историзма.Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов - предметов, явлений, процессов.Связи могут быть:внешние и внутренние;непосредственные и опосредованные;генетические и функциональные;пространственные и временные;случайные и закономерные.Причинность - наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными. Принцип всеобщей связи неотделим от принципа развития, как бы раскрывает условие реализации первого принципа. Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего.Принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания выражает единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, и человеческое мышление, и общество.Принцип единства логического и исторического помогает понять, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании.
46. Основные законы диалектики.Законы диалектики - основные закономерности мира, выражающие отношение между всеобщими, всюду существующими свойствами или тенденциями развития материи. Они не имеют конкретной функциональной формы и не выражаются математически.Диалектика как наука составляет душу марксизма, представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума.Диалектика как термин используется в смысле отражение всеобщих законов движения и развития объективной действительности.. Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Сущность этого закона состоит в том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния незаметного, к противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления.Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как осуществляется возникновение нового. Закон отрицания дает обобщенное выражение развития в целом,он выражает такой переход явлений из одного качеств. состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некоторые черты старого качества. Этот закон выражает и процесс коренного изменения старого качества,и преемственность между старым и новым
47. Общество как саморазвивающаяся система, его структура и основные сферы общественной жизни. Человеческое общество –сложная духовно-материальное образование,внутренне организованное и структурированное. Вокруг вопроса о структкре,происхождения общества была острая борьба между материалистами и идеалистами.Выделяли 2 структуры:социальная и природная. Основные сферы жизни общества:социальная,экономическая,политическая,духовная.Функции могут быть представлены двоякого рода отношениями:внутренние и внешние. Внутренние-способ бытия общества,выражающийся в непрерывно идущей перестройки его собственной характеристики. Внешние-способ бытия общества выражающиеся в механической его связи со средой,обеспечивающий жизнедеятельность общественного организма,связан с выполнением им внутренних функций.Главной задачей общества является быть основой целенаправленной деятельности людей,их жизнедеятельности.Это является общей универсальной функцией общества,кот можно назвать человекотворчество.Благодаря ей происходит выделение человека из природы мира
48. Развитие общества как естественно-исторический процесс.Все процессы, происходящие в природе, не зависят от воли и сознания человека. Они являются объективными или естественными. Поэтому и законы, управляющие явлениями природы, объективны. Деятельность людей имеет две взаимосвязанные стороны — материальную и духовную. Основоположники марксизма-ленинизма называли развитие общества естественноисторическим процессом. При этом люди могут не понимать, не осознавать, что их деятельность в конечном счете помимо их воли и намерений подчиняется объективным общественным законам. В подобных случаях говорят, что развитие общества происходит стихийно.На стадии стихийного развития люди осознают и формулируют лишь непосредственные личные и групповые цели и выбирают средства для их решения, не опираясь на знание законов общественного развития.Если же люди осознают подлинные закономерности общественного развития, то их деятельность в подлинном смысле слова является сознательной. На стадии сознательной общественной деятельности результаты полнее соответствуют поставленным целям и приводят к их достижению, поскольку в этом случае сами цели ставятся и формируются с учетом объективных исторических закономерностей.Понимание истории общества как естественноисторического процесса основано на признании определяющей роли материальной стороны человеческой деятельности. Духовная сторона этой деятельности играет важную активную роль. Она может оказывать заметное влияние на материальную сторону.Для лучшего понимания взаимодействия и взаимовлияния этих двух сторон естественноисторического процесса следует иметь в виду следующие важные положения, выдвинутые и обоснованные К. Марксом и Ф. Энгельсом. 1. «История» не есть какая-то особая личность, которая пользуется человеком как средством для достижения своих целей. История — не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека». 2. «...Человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить.
49. Влияние географической среды и демографического фактора на развитие общества. Концепция ноосферы. Человеческое общество представляет собой часть природы.Организм человека выступает в качестве естественной основы его социальной деятельности в области производства, политики, науки, культуры и т.д. Влияние демографического фактора на развитие общества было подмечено давно. Дж. Вико в своих «Основаниях новой науки об общей природе наций».Многие свои потребности люди удовлетворяют за счет природы, прежде всего внешней природной среды. Происходит - обмен веществ между человеком и природой .Оценивая значение природы в жизни общества, некоторые мыслители приходили к выводу, что она полностью определяет его развитие. К. А. Гельвеций в труде «О человеке»-им была создана первая, хотя и довольно абстрактная концепция демографического детерминизма.У истоков же концепции ноосферы – работы великого русского ученого В.И.Вернадского (1863–1945) и французского мыслителя П.Тейяра де Шардена (1881–1955). Они показали, что современная эпоха являет собой принципиально новый характер взаимодействия общества и природы.Человеческий разум рассматривается как специфический компонент природного мира, значение которого постоянно возрастает. В.И.Вернадский считал, что по мере того, как связь общества с природой становится более глубокой и органичной, человеческая история все больше совпадает с историей природы, и наоборот,. И надо сказать, что состояние мира и гармонические отношения людей в обществе более благоприятны не только для самого общества, но и для природы,
50. Природа как предмет философского осмысления. Природа – человек – культура – общество.
Понятие "природа" - одно из важнейших философских понятий. В сознании современного образованного человека слово "природа" ассоциируется главным образом с двумя значениями: 1) природа в смысле естественной среды обитания человека и 2) природа как объект специального научного исследования.Природа требует взаимности: у нее нужно не только брать, но и давать. Феномен общественной жизни отличается от природных систем.Своеобразие человеческого общества выражается через категорию субъекта,в общем на передний план выступает отношение между людьми а в природных отношениях между веществом и физическим свойством. Обществу присущи такие качества(саморазвитие,самоорганизация,самоуправление)благодаря им оно ведет себя опред образом по отношению к природе.Общество-высшая ступень развития материального мира
51. Проблема происхождения человека в философии, естествознании История философии полна различных концепций сущности человека. В античной философской мысли он рассматривался преимущественно как часть космоса,В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо.Августин-представлял душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с человеком, а Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души.Плоть человеческая, с точки зрения христианства, — арена низменных страстей и желаний, порождение дьявола.История мировой культуры раскрывает извечную связь поисков смысла человеческой жизни с попытками разгадать таинство небытия, а также со стремлением жить вечно и если не материально, то хотя бы духовно, нравственно победить смерть.Поисками ответа на этот вопрос занимались и занимаются и мифология, и различные религиозные учения, и искусство, и многочисленные направления философии. Но в отличие от мифологии и религии, которые, как правило, стремятся навязать, продиктовать человеку определенные его решения, философия, если она не является догматической, апеллирует прежде всего к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные усилия.«Если бога нет, то все дозволено»,— провозглашал герой Ф. М.Достоевского.Как показал XX век, насильственное массированное навязывание людям материалистического мировоззрения.Материалистическая философия не только не снимает вопроса о смысле человеческой жизни, о смерти и бессмертии, но, напротив, позволяет его поставить в наиболее острой, даже драматической форме, тем самым в полной мере выявляя его гуманистическое содержание.
- Предмет философии и ее структура.
- Философия и мировоззрение.
- Основные направления в философии.
- Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
- 5. Философия в Древней Индии.
- 6. Философские учения в Древнем Китае.
- 7. Античная философия доклассического периода.
- Философия и личность Сократа. Сократовская диалектика и критика софистов.
- 9.Религиозно-мифологическая философия Платона. Человек, общество и государство у Платона.
- Метафизика, онтология и логика Аристотеля. Учение о человеке, душе и разуме.
- 21. Философский рационализм Декарта.Учение о субстанции Спинозы и Лейбница.
- 25. Теория познания и. Канта. Этика Канта.
- 26. Субъективный идеализм философии и. Г. Фихте и натурфилософия, философия тождества ф. Шеллинга.
- 28.Антропологический материализм л. Фейербаха.
- 29.Предпосылки возникновения и сущность марксистской философии. Материалистическое понимание истории.
- 52. Поиски сущности человека в различных философских системах.
- 53. Проблема смысла и направленности исторического процесса в философии.
- 54. Предмет философии религии.
- 55. Ценности, их природа и принципы классификации.
- 56. Нравственные и эстетические ценности. Религиозные ценности. Свобода совести.
- 57. Человек как деятельное и творческое существо. Человек и свобода. Смыслы человеческого бытия
- 58. Научное познание. Методология научного познания.
- 59. Происхождение и природа техники. Технические и научно-технические революции.
- 60. Глобальные проблемы и их классификация. Особенности философского осмысления глобальных проблем.