6. Философские учения в Древнем Китае.
Философские воззрения древних китайцев зарождались и оформлялись в недрах религиозно-мифологического осмысления мира. Китайсякая мифология имела ряд особенностей: носит зооморфный характер богов и духов (многие божества были похожи на животных, птиц, рыб, часто представлялись как полулюди, полуживотные); культ предков (строился на признании влияния духов умерших на жизнь и судьбу потомков, в обязанность предков, ставших духами, входила постоянная забота о потомках, живущих на земле); представление о мира как взаимодействии противоположных начал (женского инь и мужского — ян). Мифологическая форма мышления просуществовала до I тысячелетия до н. э. Формирующиеся философские представления во многом использовали понятия мифов. Отсюда и особенности традиционного философского мышления в Китае, к которым, в частности, можно отнести следующие: 1.Холизм. Мир и каждый индивид рассматриваются как «единая целостность». 2. Интуитивность. В китайском традиционном философском мышлении имеют большое значение методы познания, сходные с интуицией. 3. Символизм. 4. Познание принципов макрокосма осуществлялось посредством «тиянь» — сложного когнитивного акта, включающего познание, эмоциональное переживание и волевые импульсы. Познание соединялось с эстетическим ощущением и волей к реализации на практике моральных норм. Ведущую роль в этом комплексе выполняло нравственное сознание. 5. Традиционное китайское философское мышление было ориентировано на то, чтобы включить человека в систему этических норм, имеющих в своей основе глобальные принципы макрокосма. 6. Традиционное китайское философское мышление обладало своего рода логикой, но эта логика функционировала не по принципу «исходное понятие — вывод», а путем выделения центральных понятий и построения по отношению к ним ряда сопоставлений, объяснений и т.д. 7. Движение, изменение представлялись часто в виде циклов. Мир — безостановочный процесс становления, поэтому представления о нем постоянно меняются. Истинное знание — не в исследовании объектов для дальнейшего их использования, а в достижении однобытия с миром. С традиционной восточной точки зрения подлинная реальность есть Небытие — это не нечто потустороннее, это не исчезновение, это есть еще не раскрывшееся, не ставшее бытие, которое содержит в себе потенцию всех вещей, это зерно жизни. Китайская философия формирует интравертную модель мира, в которой два основополагающих начала инь и ян взаимодополняют друг друга и взаимопроникают друг в друга.
- Предмет философии и ее структура.
- Философия и мировоззрение.
- Основные направления в философии.
- Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
- 5. Философия в Древней Индии.
- 6. Философские учения в Древнем Китае.
- 7. Античная философия доклассического периода.
- Философия и личность Сократа. Сократовская диалектика и критика софистов.
- 9.Религиозно-мифологическая философия Платона. Человек, общество и государство у Платона.
- Метафизика, онтология и логика Аристотеля. Учение о человеке, душе и разуме.
- 21. Философский рационализм Декарта.Учение о субстанции Спинозы и Лейбница.
- 25. Теория познания и. Канта. Этика Канта.
- 26. Субъективный идеализм философии и. Г. Фихте и натурфилософия, философия тождества ф. Шеллинга.
- 28.Антропологический материализм л. Фейербаха.
- 29.Предпосылки возникновения и сущность марксистской философии. Материалистическое понимание истории.
- 52. Поиски сущности человека в различных философских системах.
- 53. Проблема смысла и направленности исторического процесса в философии.
- 54. Предмет философии религии.
- 55. Ценности, их природа и принципы классификации.
- 56. Нравственные и эстетические ценности. Религиозные ценности. Свобода совести.
- 57. Человек как деятельное и творческое существо. Человек и свобода. Смыслы человеческого бытия
- 58. Научное познание. Методология научного познания.
- 59. Происхождение и природа техники. Технические и научно-технические революции.
- 60. Глобальные проблемы и их классификация. Особенности философского осмысления глобальных проблем.