9.Религиозно-мифологическая философия Платона. Человек, общество и государство у Платона.
Платон (427-347 гг. до н.э.) является первым греческим философом, создавшим целостную концепцию объективного идеализма, суть которого состоит в том, что мир идей, понятий, мыслей признается им в качестве первичного по отношению к миру вещей. Философские произведения Платона написаны, в основном, в форме диалога. Философия Платона явилась синтезом всего предшествующего знания, изложенного на общепонятном языке. Для него подлинное бытие принадлежит вечному миру духовных сущностей. Этот мир первичен, вечен и неизменен. Материальное бытие создается Творцом, Демиургом (разум, творческий ум), наподобие того, как человек делает конкретную вещь. Демиург создает физический мир по идеальным образцам (идеям) и тем самым приводит вещи «из беспорядка в порядок». В философской системе Платона можно выделить четыре составные части философского знания того времени: онтологию, космологию, гносеологию и этику. Бытие у Платона множественно, оно состоит из идей. С учением о бытии тесно связано учение о космосе, космология. Платон развивает учение о творении божеством Космоса из первобытного Хаоса, где творцом является Демиург. Душа является основой разумности человека, дает ему возможность познавать окружающий мир. Теория познания Платона построена на том, что человек имеет врожденные идеи, «припоминая» которые, он открывает для себя мир. Познание есть процесс созерцания разумом высших сущностей и делится на два этапа. Сначала познание осуществляется чистой душой, ибо еще до рождения тела она уже все видела. Однако, когда душа вселяется в тело человека, то к процессу познания подключаются его телесные органы чувств. Учение Платона об общественной жизни тесно связано с его теорией идей. Здесь идеальное противопоставлено как образец и как норма должного эмпирической действительности. Идеальному типу общежития он противопоставил отрицательный тип общественного устройства, где главным двигателем поведения людей оказываются материальные заботы и стимулы. Модель идеального государства Платон основывает на своем учении о структуре души. Подобно тому как в душе три части (разумная, волевая и чувственная), так и в государстве должны быть три группы сословия. Разумной части души, добродетель которой состоит в мудрости, должно соответствовать сословие правителей-философов; волевой части, добродетель которой в мужестве, - сословие воинов (стражей); вожделеющей части души - сословие земледельцев, ремесленников и торговцев. Именно такое государство, по Платону, является добродетельным. Государство подобно человеку и наоборот. Государство Платона это большой космос, где все находится в порядке, оно объединяет людей в одно целое. Во главе этого государства философы – носители истин. Философы пишут законы, в которых роль человека ничтожна мала, в них преобладает роль государства в целом. Существует 3 класса людей: философы, войны и крестьяне (ремесленники). Каждый класс людей обладает своими качествами: философы – разумом (их дело состоит в том чтобы писать законы); войны – благородством (служить государству и охранять его от внешних и внутренних врагов); крестьяне или ремесленники – обладают материальными потребностями.
- Предмет философии и ее структура.
- Философия и мировоззрение.
- Основные направления в философии.
- Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
- 5. Философия в Древней Индии.
- 6. Философские учения в Древнем Китае.
- 7. Античная философия доклассического периода.
- Философия и личность Сократа. Сократовская диалектика и критика софистов.
- 9.Религиозно-мифологическая философия Платона. Человек, общество и государство у Платона.
- Метафизика, онтология и логика Аристотеля. Учение о человеке, душе и разуме.
- 21. Философский рационализм Декарта.Учение о субстанции Спинозы и Лейбница.
- 25. Теория познания и. Канта. Этика Канта.
- 26. Субъективный идеализм философии и. Г. Фихте и натурфилософия, философия тождества ф. Шеллинга.
- 28.Антропологический материализм л. Фейербаха.
- 29.Предпосылки возникновения и сущность марксистской философии. Материалистическое понимание истории.
- 52. Поиски сущности человека в различных философских системах.
- 53. Проблема смысла и направленности исторического процесса в философии.
- 54. Предмет философии религии.
- 55. Ценности, их природа и принципы классификации.
- 56. Нравственные и эстетические ценности. Религиозные ценности. Свобода совести.
- 57. Человек как деятельное и творческое существо. Человек и свобода. Смыслы человеческого бытия
- 58. Научное познание. Методология научного познания.
- 59. Происхождение и природа техники. Технические и научно-технические революции.
- 60. Глобальные проблемы и их классификация. Особенности философского осмысления глобальных проблем.