52. Поиски сущности человека в различных философских системах.
Проблема человека - одна из основных, скорее центральная, во всей мировой философской мысли. Протагор охарактеризовал человека как меру всех вещей, что стало одним из основных мировоззренческих и методологических принципов науки и философии. Специфика философского круга проблем, связанных с человеком, сложилась не сразу. В античной философии человек рассматривался преимущественно как "микрокосм", в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу - судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны для начала: душа и тело, а также человек и Бог. Августин представлял душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с человеком, а Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души.Этому воззрению чужда мысль о конечности человеческого бытия: вера в бессмертие души скрашивает зачастую суровое земное бытие. Философия Нового времени видела в человеке, как и христианство, прежде всего его духовную сущность.Философия 19 - начала 20 в. гипертрофировала духовное начало в человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, а в других - к иррациональному.Проблема личности в философии - это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Личность имеет сложную структуру и интерпретацию.Чтобы человеку обрести свою непосредственную сущность, свободу, он должен освободиться от господствующих ценностей. Освобождение происходит в "пограничной ситуации": перед лицом смерти, в страданиях, через чувство вины, в борьбе, т.е. тогда, когда человек оказывается на границе между бытием и небытием.
- Предмет философии и ее структура.
- Философия и мировоззрение.
- Основные направления в философии.
- Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
- 5. Философия в Древней Индии.
- 6. Философские учения в Древнем Китае.
- 7. Античная философия доклассического периода.
- Философия и личность Сократа. Сократовская диалектика и критика софистов.
- 9.Религиозно-мифологическая философия Платона. Человек, общество и государство у Платона.
- Метафизика, онтология и логика Аристотеля. Учение о человеке, душе и разуме.
- 21. Философский рационализм Декарта.Учение о субстанции Спинозы и Лейбница.
- 25. Теория познания и. Канта. Этика Канта.
- 26. Субъективный идеализм философии и. Г. Фихте и натурфилософия, философия тождества ф. Шеллинга.
- 28.Антропологический материализм л. Фейербаха.
- 29.Предпосылки возникновения и сущность марксистской философии. Материалистическое понимание истории.
- 52. Поиски сущности человека в различных философских системах.
- 53. Проблема смысла и направленности исторического процесса в философии.
- 54. Предмет философии религии.
- 55. Ценности, их природа и принципы классификации.
- 56. Нравственные и эстетические ценности. Религиозные ценности. Свобода совести.
- 57. Человек как деятельное и творческое существо. Человек и свобода. Смыслы человеческого бытия
- 58. Научное познание. Методология научного познания.
- 59. Происхождение и природа техники. Технические и научно-технические революции.
- 60. Глобальные проблемы и их классификация. Особенности философского осмысления глобальных проблем.