logo
Философия нет 23вопроса

Метафизика, онтология и логика Аристотеля. Учение о человеке, душе и разуме.

Учение А. - объективный идеализм. В философии различал 1) теоретическую часть - учение о бытие, его частях, причинах и началах; 2) практическую - о человеческой деятельности; 3) поэтическую --- о творчестве. предмет науки - общее, но оно существует в единичном и познается через него, то есть условие познания - индуктивное обобщение и чувственное восприятие. Признавал 4 причины 1) материя, или пассивная возможность становления; 2) форма - сущность бытия, действительность того, что материи дано как возможность; 3) начало движения; 4) цель. Четырехпринципная структура всякой вещи, как организма: Эйдос (идея) вещи является такой её сущностью, которая находится в ней самой, и без которой вообще нельзя понять, что такое данная вещь. 1) Материя вещи есть только ещё самая возможность её оформления и возможность эта - бесконечно разнообразная. Эйдос вещи не есть её материя, а материя вещи не есть её эйдос. Материя есть только возможность осуществления эйдоса. 2) Если вещи движутся, а для движения должна существовать какая-нибудь определенная причина движения, то это значит, что необходимо признать некое самодвижение, некую причину, которая является причиной для самой же себя. В бытии имеется самодвижущая причина и эта самодвижность так или иначе отражается и в реальной зависимости движения одной вещи от движения другой вещи. 3) Нельзя мыслить движение в абстрактном виде, то есть без того результата, который она дает. Движение вещи подразумевает цель движения - специфическую категорию вещи, которая не есть ни её форма, ни её материя, ни её причина. Общая формулировка четырехпринципной структуры - вещь есть материя, форма, действующая причина и определенная целесообразность, то есть каждая вещь есть овеществленная форма с причинно-целевым назначением. По А. каждая един. вещь есть единство материи и формы. Форма нематериальна, но она не есть и потусторонняя сущность. Так медный шар есть единство вещества - меди - и формы - шаровидности, кот. придана меди мастером, но в реально сущ. шаре она составляет одно с веществом. Противопол. материи и формы небезусловная. Медь есть материя по отношению к шару, но она же и форма по отнош. к физ. элементам, соединением кот., по А. является медь. Медь лишена формы, т.к. еще не явл. шаром и в то же время она есть возможность формы. Форма есть действительность того, возможностью чего явл. материя. Согласно А в пределах мира чувств. вещей возможен последов. переход от материи к соотносительной ей форме и наоборот. Категории эти т.о. становятся текучими. Каждая форма может рассм. и как материя, для кот. должна сущ соотв. ей высшая форма. Например если кирпич, явл. формой глины, рассм. как материю, то формой этой мат. будет дом. Однако так мы поднимаемся до формы, кот. уже нельзя рассм как материю. Такой предельной формой явл. перводвигатель или бог. - идеализм. Но вообще по А. чувственно- восприн вещи есть единство материи и формы. Материя - пассивность, вся активность принадлежит форме, к которой сводил начало движения и цель. источник движения - бог, неподвижный перводвигатель. Все живое обл. душой, 3 вида души: 1) растительная - обл. растения. Способна к размножению и осуществлению обмена веществ 2) чувствительная - живая- обл. спос-тью восприн. формы с пом. ощущ. 3) разумная - присщ. ч-ку, познает и думает. Теория познания. Исходная точка - существ. независимой от субъекта объективной действительности. Ощущ. чел. являются отражениями, копиями предметов вн. мира. Т. о. источником познания явл. чувств опыт, а ощущ. предполагает независимый от сознания предмет восприятия. Есть знание достоверное и вероятное, относящееся к области мнения. они связаны. Опыт не есть последняя инстанция в проверке ``мнения'', и высшие посылки науки усматриваются непосредственно не опытом, а умом. Они не даны уму от рождения, а предполагают деятельность - собирание фактов, направленность мысли. Логика по А. - наука о доказательстве, а также о формах мышления, необх для познания. Связи мыслей явл. по А. отражениями объект. сущ связей. А. рассм. лог. строение суждений, вопросы о терминах, об определении строении и о прав умозаключений и док-в. В центре всех этих иссл. лежит теория умозаключений. В соотв. с спецификой античного знания, огранич. прямым наблюдением и построением умозрит. гипотез, А. главное знач. придает достоверным и необходимым выводам, а не выводам вероятности и возможности. Поэтому он на первый план выдвигает движ мысли от общего к частному (дедукция), а на индукцию обращ. мало внимания. Так как нет понятия, которое могло бы стать предикатом всех других понятий, то различные вещи не могут быть объединены в едином общем роде, и А указал высшие категории, к которым сводятся все остальные роды истинно сущего. Космология - геоцентрическая. Земля - шар. Источник движения - бог (перводвигатель). Физика. Одним из важнейших принципов явл. учение о целесообр. в природе. Этот принцип распростран. на все бытие и даже на бога. Эта целесообр. является внутренней и бессознательной целес. природы. Примеры целесообр. видел в росте организмов.

 11. Философия позднего эллинизма: эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм. Римская философия

Эллинизм-эпоха крушения полисной социальности. Социальная структура — полис, город-государство был ограничен, замкнут. Главная задача-обеспечить политическую самостоятельность этой замкнутости. Главная задача полиса — воспитание лучших граждан для государства, обеспечение духовных запросов личности. Путь духовной жизни — это путь поиска, отрицания традиций, путь обновления. Направленность на воспитание граждан — это не только основная направленность полиса. Обращенность к гражданину порождает новые типы обоснования, она позволила грекам создать систему обоснований — чем и была философия.Поиск путей духовного обновления. Не создается ни одной принципиально новой физической системы. Происходит обращение к Гераклиту. Физика Гераклита входит в систему теологических обоснований в стоицизме. В стоицизме находит свое обоснование натурфилософия эпохи эллинизма. В системе эпикуреизма находит свое применение атомистический материализм Демокрита. Мощнейшее направление — неоплатонизм — Плотин, Прокл, Порфирий — создается на базе платонизма.  

Скептицизм в большей степени тяготел к философии софистов. Происходит обращение к личности атомистического толка. Необходимо обосновать идеал внутренней свободы, происходит обоснование положения человека в этом новом мире, мире монархии (деспотический режим). 

Необходимо человека довести до уровня понимания природы — понимания цивилизованности. Эпикур: «Проживи незаметно». На первый план выдвигается проблема личного счастья, тогда можно достигнуть атараксии (невозмутимости духа) — это естественное состояние человека, которое позволяет ему перенести удары судьбы. Эпикур предложил способ обоснования личного счастья: счастье — это удовольствие.Удовольствие — это способность довольствоваться тем, что имеешь. Стоики понимали личное счастье иначе: «Подчиняйся судьбе!» Разумного, считали они, судьбы ведут, а неразумного тащат.

 

Эпикур предлагал избавить человека от предрассудков и страха. Главная задача философии — обоснование и достижение счастья человека. Эпикур говорил, что не надо вдаваться в иллюзии.Для Эпикура мир — не цель, а средство. Впервые вводит понятие случая, категории случайности — это он делает для обоснования свободы человека. Без случайности нет свободы человека, по его мнению. Онтологическое обоснование свободы. Избавить человека от необходимости — этой цели служат атеистические взгляды Эпикура. Он считал, что никакая вера, никакая религия не даст человеку свободы. Не вера, а размышление — вот что освободит человека от предрассудков.

 

Скептицизм предлагает — воздержание от суждений. Отказаться от убеждений в том, что человеку доступна истина. Никакое суждение не может быть истинным. Единственное, что вытекает для человека — это запрет на суждения и достижение атараксии, невозмутимости.

 

Стоики предлагают иную позицию. Это философия долга, философия судьбы. Ее представители — Сенека, учитель Нерона, император Марк Аврелий.Стоики развивали онтологические идеи космического логоса, но преобразовывали это гераклитовское учение как учение о всеобщем законе, провидении и Боге.

 

Неоплатонизм свидетельствовал о переходе к новой мировоззренческой эпохе. Он также опирался на предыдущую философскую систему — Платона. Главный принцип неоплатони-стической философии — принцип эманации (истечения), перехода от единого ко многому. Ступени этой эманации — единое-ум-душа. Единое истекает во множество, пронизывая его подобно тому, как луч света пронизывает темноту. Человеческая душа — частица космической души, и человек постигает Единое (или Бога) в экстатическом обращении к божественному. Здесь налицо близость к христианству.

 

Итог эллинистических философских учений-крушение культуры и философии, основанных на рационализме и рациональных правовых и онтологических системах, на личностных интуициях, обосновывающих единство и гармонию человека с природой и космосом.

12. Особенности и основные проблемы средневековой философии.

В 1-2вв-начало срвек-й религиозной фил-и,которая хотя и зарождается в рамках античной цивилизации,однако далеко выходит за пределы фил-и античности. К срвек-й религиозной фил-е относится совокупность фил-х учений,развивавшихся в западно-европейском и ближне-восточ-х обществах. В её основе лежал способ философствования, своеобразием которого была сопряженность с религиозной идеологией,основанной на принципах откровения и монотеизма(единобожия) общих для иудаизма, ислама и крестьянства. Для срвек-й фил-и характерны проблемы:1)сотворения мира и чел-а. 2)предопределенности человеческой жизни. 3) соотношения знаний и веры. Эти проблемы обусловлены теоретическими источниками срвек-й фил-и:религиозные догматы, некоторые идеи античной фил-и.В отличии от античности,где истинной надо было овладеть, в средневековье господствовала уверенность в открытии истины. Отсюда фун-и фил-и заключались в обсуждении правильных путей для осуществления причастия к богу.Разум счиался направленным на выявление сущности сотворившего мир бога. Основаниями срвек-й фил-и явл-ся:креационизм(догмат о сотворении мира богом из нечего); провиденциализм(представление о предопределенности судьбы всего сущего от том,что все направляется волей бога).Специфич-ми особенностями срвек-ого способа философствования:традиционализм,дидактизм,назидательность,психологическая самоуглубленность,теоцентризм.

13. Апологетика и патристика. Учение Августина Блаженного.

Предшественником апологетов и отцов церкви был Филон Александрийский(25г до н.э.-50г н.э.) Филон написал ряд трактатов в форме комментария к 5-тикнижию Маесея.н утверждал,что библия имеет 2 смысла:буквальный и священный.Библейские персонажи и события символизируют моральные,духовные и метафизические понятия и истины.Тем самым Филон предпринимает попытку перевести язык библии на язык греческой фил-и. В философско-теоллгическом творении Филона творение мира богом осмысливается философски.У Филона Логос-стал личностью и той главной силой,посредством котрой Бог творит мир.Логос-сын бога;посредник между миром и богом,богом и человеком;явл-ся заступником людей перед богом. В этическом учении Филона резко притивопоставляется душа и тело чел-а.Тело тянет чел-а вниз.Из чего следует,проповедь покояния и духовного очищения. «Счастье состоит в том,чтобы быть целиком в боге,чем в себе».

Первые попытки обосновать хрестианское мировоззрение предприняли апологеты.Представителиапологетики:Юстин,Татиан,Квинт-Тертушан,Климент Аликсандрийский,Ориген.-стремились выработать цельную христианскую позицию по основным мировоззренческим проблемам. 2 напраления:1)Татиан,Квин-Тертулиан-отрицательно относились к греч-й фил-и и заявляли о её несовместимости с христианскими вероучениями. 2)Юстин,Климент Александрийский,Ориген.-положительно оценивали греческую фил-ю и считали,что она находится в германии с хрестианским вероучение.Климент-«Фил-я служанка теологии».

Вслед за апологетикой возникла патристика-совокупность теолого-фил-х взглядов,так называемых отцов церкви.Представители:Григорий Нисский,Августин Блаженный.

Августин Блаженный(Аврелий)(354-430)-Исповедь»; «О граде Божием».В его творчестве органически соединились фил-я и теология,между которыми он не проводит особого различия. Фил-я явл-ся средством доказательства истинности религии.Она оказывается низшей по уровню.Фил-й фундамент учения Августина-фил-я Платона и неоплатоника.Бог создал не только порядок,но и саму материю.Сотворил время,а сам находится вне него. У Августина возникла идея субъективного времени,с котрой связана идея истории.История человечества явл-ся божественным проведением,имеет определенную направленность.Движение истории выраж-ся течением от града блжьего до града земного.История движится в борьбе двух градов.Закончится она вторым прешествием христа на землю-«Страшный суд». Бог, создавая душу,заложил в неё стремление к счастью,как цель жизни. В этом стремлении чел-к приходит к познанию добра и зла. «Когда чел-к живет по чел-у,а не по богу,он подобен дъяволу».Чел-к должен жить по божественным предписаниям. История человечества-борьба 2-х сил:царство бога и зла.Земная дея-ть церкви состоит в борьбе с язычеством.Моральная история человеч-ва начинается с грехопадения адама.Сама цель достигается в граде Божием.Впервые в фил-и Августина-на первый план проблема уникальности,ценности и свободы чел-а.Чел несет ответственность перед людьми и перед богом.Величайший дар бога людям-свобода выбора.Они могут выбирать между добром и злом.Основой теории познания Августина явл-ся иррационализм.Согласно Августину мир сотворенный богом полон непостижимых для человеч-о ума чудес.Причиной познания явл-ся бог,т.к. все знание дается божественным откровением.Вера явл-ся исходным пунктом всего познания,которое без веры греховно.Суть теории познания-«Верь,чтобы понимать».Создал цельное завершенное учение,которое стало образцом для запада.

14. Схоластика, ее этапы и проблематика. Ф. Аквинский - главный систематизатор схоластики.

Схоластика-определенный тип философствования,при котором средствами чел-ого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. Главная цель-построение всеохватывающей систему рационального знания,включающие знание о боге,мире и чел-е. Признавало сущ-е 3-х отличных друг от друга родов знания: религиозное откровение,фил-я,наука. Вершиной выступала религия и теология. Предмет анализа в средневековой схоластике-философско-теологические проблемы:1-проблема соотношения бога и мира 2- проблема универсалий 3-соотношения веры и разума 4-свободы выбора 5-предопределенности и благодати. 3периода в развитии: 1)Ранняя схоластика(11-12вв)-А.Кентербирийский,Росцелин,П.Абелляр. 2)Зрелая(12-13вв)Классический)-христианский аристотелизм-А.Великий,Ф.Аквинский,Сигер Пропандский. 3)Поздняя(13-15вв)Иоанн Думскотт, У.Оккон-уровняли в правах разум и веру-основа теории 2-х истин.

Круп-ший представительсхоластики-Фома Аквинский(1225-1274)(«Сумма против язычников», «Сумма теологии») В учении Бог отождествляется с бытием. Опираясь на фил-ю Аристотеля Фома заимствует его идею о соотношении материи и формы. Подлинным бытием обладает только бог и все живое получает это бытие если приобщается к богу. Наш мир единственный и конечный в пространстве. Он не вечен и хар-ся материей и формой. Форма универсальная и может существовать без материи(Ангелы). В зависимости от того как форма реализуется в вещах,выдел-ся 4 уровня:1-Неорганичена,косвенная природа-форма выражает застывшую сущность вещей. 2-мир растений. 3-мир животных. 4-дух или чел-я разумная душа. Вера обладает большей достоверностью чем знание. Чел-к должен быть ориентирован на созерцание бога. Чел-к обладает свободой воли. Через всю историю западно-европейской фил-и проходит спор между номиналистами и реалистами. Номинализм-Пьер Абеляр,У.Оккан-полагали,что объективно реально существуют только единичные вещи,а универсалии явл-ся только именами обозначающие вещи и существующие в языке. Реализм-А.Кентерберийский, Фома Аквинский,Гильом из Шампо-подлинной реальностью универсалии. Они могут существовать вне сознания и независимо от материального мира. Существую чистые универсалии,они не воплощаются не в какие единичные вещи.

15) Арабо-исламская философия (Аверроэс, Авиценна).

Арабо-ислам-я фил-я возникает в 10-15в, на основе ДрГреческой фил-и и фил-и мысли на востоке. Задача-защита догматов ислама. 2направления:1-Религиозная фил-я. 2-светская фил-я. Значительным явлением по своему содержанию был восточный перипатетизм. Первый арабский филосов Аль-Кинди(800-879)-разрабатывал логические и гносеологические проблемы. Определял фил-ю как искусство познания истиной природы вещей в меру чел-х способностей. Понять истину, значит понять мысли предшественников. Значение для ислама в фил-и имела схема 3-х ступеней познания:1-логига и матем-ка. 2-естественные науки. 3-метафизические проблемы. Тот кто желает знать фил-ю,должен ознакомиться с частными науками.

Творчество арабо-ислам-х аристотельцев Авиценна(Ибн-сина) и Аверроэс(Ибн-Рушд):

Авиценна(980-1037)- трактат Энциклопедического хар-ра, «Книга исцеления»-касается логики,матем-ки,метафизики,физики. Мир рассматр-ся как произведение божественного разума.Мир создан из вечной материи. Бог-неподвижный двигатель и форма всех форм.Мир во всем своем множестве не был создан однажды,а возник постепенно. Теория эманации-мир создан богом не непосредственно,а через ряд пораждаемых им умом. Мир вечен. Авиценна попытался соединить элементы фил-и Аристотеля с религией ислама, хотя в его фил-и видна материалистическая тенденция. Согласно Авиценне фил-я-это наука о бытии как таковом.Предмет фил-и бытие вцелом. Фил-ю делит на 3 части:1-Физика(учение о природе). 2-Логика(учение о путях познания природы и чел-а). 3-Метафизика(учение о познании бытия в целом). Развивая логику Аристотеля Авиценна пытался приодолеть схоластические мыщления средних веков.

Аверроэс(1126-1198)-разрабатывает концепцию со-вечности мира и бога. Отстаивает право разума в познании. Отношение между фил-й и религией он рассматр-ет с позиции двойственной истины.,стремится избавить фил-ю от теологической опеки. Развивает теорию двойственной истины- богословы и учение не должны вмешиваться в дела друг друга. Он перенимает от Авиценны концепцию всобщей градации и иерархии всего сущего между богом и чело-м. Интерпритируя Аристотеля- «Формы не переходят к материи из вне,а содержаться в них потенциально.Постепенно в процессе развития эти формы кристализовываются.» Материальный мир вечен,но в пространстве ограничен. Аверроэс отрицает бессмертие души.Высшую нравственность видел в учении которое чел-а воспитывает так,чтобы он сам творил добро,а не в том которое обуславливает чел-а ожидание награжденич или наказания.

Еврейская фил-я-инерпритация иудаизма,еврейской истории и культуры с помощью общефилософ-х понятий. Еврей-ю фил-ю можно рассматр-ть с точки зрения библейской и равенистической традиции. Ев-я фил-я включает в себя общефил-е произведения написанные в конце периода средневековья.В них делается попытка осмыслить бытие в понятиях светской фил-и. Ев-я фил-я в средние века развивается параллельно с христианской и исламской фил-й-в их основании лежит учения Аристотеля,Платона и неоплатонизм. Влияние оказало произведение «Каббала»(традиция,придание)-общее название ев-й мистики и религиозной фил-и учит,что в библии существует некий тайный код. Филон Александрийский-первый Евр-й филосов(1 в н.э.) благодаря ему было создано илленизированное еврейство. Фил-я у еврейцев появляется только тогда, когда они оказались в мире,который был полностью греческим. Первый представитель евр-й фил-и- Саадья бен Гаон-Книга веры и мнения»-как с помощью логики обосновать идею о том,что иудаизм это правильная религия. Крупный мыслитель Шломо-ибн-Гебироль.Западные схоласты считали его арабом.Его учение-теория эманации.Он первый евр-й философ,который жил в испании.Его работы: книга «Источник жизни», «Улучшение моральных качеств», философ-ая поэма «Царский венец». Он почеркивает трансцендентность бога(то,что находится за пределами нашего разума). Согласно книге !Источник жизни»-из бога воплощается мудрость. Все существа кроме бога состоят из материи и формы.

Представитель аристотелизма средневековой фил-и-Мозел Маймонид(1135-1204)-полагал,что фил-ое содержание библии следует открывать только интеллектуальной элите.Его учение находилось под влиянием Кабалистики. Истина не множественна,а едина. Она себя создает,движет и сохраняет: 1проблема-«Зло».Выдел-ся 3 вида зла:1)природное2)политическое3)моральное. 2проблема-«Божественного проведения»Бог справедлив.Индивидуальное проведение распространяется только на чел-а.Любое страдание в мире есть кара за какой-то грех.

Византийская фил-я.4в н.э.)- началась история(происходит разделение Римской империи).Влиятельное направление-неоплатонизм(Плотин,Прокл). Псевдо Дионисий Ареопагит-главный представитель.Изложил христианское вероучение в терминах и понятиях неоплатонизма. Неоплатоники рассматр-ют маар как иерархическую систему. Отцом христианской схоластики на востоке-Лоанн Дамаскин(8 в н.э)-дает основную формулу теологии. «Фил-я служанка теологии». 11в М.Пселл и его ученик Иоанн Читал. Пселл разделил фил-ю на низшую(изменчивая непостоянная природа) и высшую(теология).,обе эти фил-и связывает математика.

16. Истоки, основные направления и особенности философии Возрождения.

Фил-я эпохи Возрождения происходит от слова ренессанс(возрождение)- 14-первая половина 17вв. В это время происходит переход от среденевековья к новому времени,зарождались капиталистические отношения. Наряду с этим возникает городская светская культура,связанная с возрождением интереса к новой культуре. Эпоха Воз-я не оставила после себя великих фил-х систем, обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму.Заложила основы фил-и свободной от религионо-мифологич-х предпосылок.Характер-е черты:-ренесанс-я фил перестала быть служанкой теологии(освобождается от церковного влияния и приобретает светское содержание). –она отрицает схоластику и обращается к исследованиям природы,что проявился в тесной связи фил-и с современным ей естествознанием. –Ренес-й фил-и присущ ярко выраженный антропоцентризм,который выражается в том,что чел-к рассматр-ся как центр и высшая цель мироздания. Этапы эволюции фил-и Возрож-я:1)Гуманистический(14-середина 15вв)-Данте Алигьери,Петрарка,Вала. 2)Неоплатонический(сер15-первая половина17в)Н.кузанский,М.Фичино,Пико дела Мирандоло. 3)Натурфилософский(вторая половина 16-начало17вв)-Дж.Бруно,Т.Компанелла. 4)Скептический(начало 17в)Э.Роттердамский,М.Монтень.

Д.Алигьери(1265-1321)- «Пир», «О монархии»-важнейшие идеи гуманистического мировоззрения. Вера в земное предназначение чел-а,его способность совершить свой земной подвиг позволило Данте создать «Божественная комедия». В самом процессе возникновения человеческой души он видел соединение природы и чел-ого начала. Двоякая природа чел-а обуславнивает и его двоякое предназначение. Эти 2 цели явл-ся 2-мя видами блаженства. Внеземное блаженство не требует отказа от блаженства человеческого. 2 вида блаженства соответствуют 2-м путям: 1-путь открыт чел-у благодаря разуму. 2-Путь открыт благодаря светому духу. К жизни вечной ведет церковь. Признавая свободу воли Данте считал,что она не позволит избежать чел-у ответственности,свалив все на бога или на безликую совокупность причин.

Ф.Петрарка-родоначальник гуманизма в италии. «Моя тайна», «О своем и чужом невежестве»-посвящены вопросам этики. В центре внимания- внутренний мир чел-а. Отвернувшись от догматических формул,в которых предполагается описывать чел-а,Петрарка обратился к самопознанию. Отвергает схоластику,которая безполезна для активного дей-я чел-а.Он выступает не против Аристотеля,а против глупых аристотелевцев. Просвящение благочестия.

17. Гуманистический антропоцентризм в философии эпохи Возрождения.

У истоков антропоцентрического гуманизма стоит Данте Алигьери (1265-1321).-«Комедия», трактаты «Пир» и «Монархия»- исполнил гимн земному предназначению человека, открыл путь к гуманистической антропологии.Тленному миру земли противостоит вечный мир небес. И в этом противостоянии роль среднего звена выполняет человек, ибо он причастен к обоим мирам. Смертная и бессмертная природа человека обуславливает и его двоякое предназначение: внеземное существование и осуществимое на земле человеческое блаженство. Земное предназначение реализуется в гражданском обществе. К жизни вечной человека ведет церковь.Человек реализует себя в земном предназначении и в вечной жизни. Разделение земной и загробной жизни ставит проблему отказа церкви от притязаний на светскую жизнь.

Теоцентризм средневековья «преодолевает» и Ф. Петрарка (1304-1374) Обращаясь к проблемам человеческого бытия,говорит- «Небожители должны обсуждать небесное, мы же — человеческое».Его интересует внутренний мир человека, и притом человека, рвущего связи со средневековыми традициями и сознающего этот разрыв. Земные заботы составляют первейший долг человека. Старый стереотип презрения к земному уступает место идеалу человека в его достойном земном существовании. Эту позицию разделяет и Джаноццо Манетти (1396-1459) в своем трактате «О достоинстве и превосходстве человека»- человек рождается не для печального существования, а для созидания и утверждения себя в своих деяниях.

Мировоззренческая направленность гуманистической мысли закладывает основания для новой философии — эпохи Возрождения.

Гуманисты возрождали подлинного Аристотеля, возвратив его наследие в систему классической культуры. Благодаря филологической и переводческой деятельности гуманистов эпохи Возрождения, европейская философия получила в свое распоряжение многочисленные памятники греческой и римской философской мысли, а также их комментарии. Но последние, в отличие от средневековых, были ориентированы не на противостояние, а на диалог, взаимопроникновение земного, природного и божественного.

Предметом философии становится земная жизнь человека, его деятельность. Задачей философии является не противопоставление духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства. Место конфликта занимают поиски согласия. Это относится как к природе человека, так и к положению человека в окружающем мире — мире природы и общества. Ценностям средневековья гуманизм противопоставляет ценности земного мира. Следование природе провозглашается обязательным условием. Аскетический идеал рассматривается как лицемерие, состояние, противоестественное природе человека.

Формируется новая этика, основанная на единстве души и тела, равноправия духовного и телесного. «В самой природе заложена красота, и человек должен стремиться к наслаждению и преодолевать страдания», — отмечает Казимо Раймонди . Земное блаженство, как достойное человека существование, должно стать предпосылкой небесного блаженства. Преодолевая дикость и варварство, человек прощается со своим ничтожеством и обретает истинно человеческое состояние.

Человеческое в человеке — это всего лишь возможность, заложенная в нем Богом. Для своего осуществления она требует от человека существенных усилий, культурной и творческой деятельности. В процессе жизнедеятельности природа дополняется культурой. Единство природы и культуры обеспечивает предпосылки возвышения человека до того, по чьему образу и подобию он сотворен. Творческая деятельность человека является продолжением и завершением божественного творения. Творчество, как атрибут Бога, включенное в человеческую деятельность, становится предпосылкой обожеетвления человека. Благодаря творчеству человек может подняться до заоблачных высот, стать земным богом.

Мир и человек — творение Бога. Прекрасен мир, созданный для наслаждения. Прекрасен и человек, созданный для наслаждения миром. Предназначение человека заключается в творческой жизнедеятельности. Только в творческом деянии человек обретает возможность наслаждаться этим миром. Этика гуманизма, приписывая уму человека и его деяниям атрибут божественности, противостоит средневековой этике аскетизма и пассивности.

Философия гуманизма «реабилитировала» мир и человека, поставила, но не решила проблему соотношения божественного и природного, бесконечного и конечного. Решение этой онтологической проблемы стало содержанием неоплатонического периода развития философии Возрождения.

18. Неоплатонизм и натурфилософия эпохи Возрождения.

Неоплатонизм – идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в. Теоретики неоплатонизма:- противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона;- предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных идей;- не отрицали божественной природы человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;

Николай Кузанский (1401 – 1464) – священнослужитель, богослов, придерживался новаторских для своего времени философских взглядов. Дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой:1)не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная – одно и то же);2) «единое» (Бог) и «бесконечное» (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум;3)исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино); 4)едины идея и материя; -реально существует (поглощая всё остальное) актуальная бесконечность;5)Вселенная бесконечна: не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной;6)Вселенная – это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершённый (мир, природа, всё сущее заключено в Боге, а не Бог – в окружающем мире);7) Бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания;8) Невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведёт только к учёности («учёному незнанию» – термин Николая Кузанского), но не истинному знанию. Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень близко подошёл к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений – Н. Коперника, ДжБруно, Галилео Галилея и др.

В период Позднего Возрождения (XVI-XVII вв.) в Европе (особенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи. Представители натурфилософии: обосновывали материалистический взгляд на мир;  стремились отделить философию от теологии;  формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;  выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной);считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению).Представителями натурфилософии - Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

Николай Коперник (1473 – 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия: Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца;все космические тела движутся по собственной траектории; космос бесконечен; процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла.

Джордано Бруно (1548 – 1600) развил и углубил философские идеи Коперника:  Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной;Вселенная не имеет центра и бесконечна;Вселенная состоит из галактик (скоплений звёзд);звёзды – небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;число миров во Вселенной бесконечно;все небесные тела – планеты, звёзды, а также всё, что имеется на них, обладают свойством движения;  не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое.

Галилео Галилей (1564 – 1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно:  изобрёл телескоп;  с помощью него исследовал небесные тела;  доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси; обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни – «моря») на Луне;  открыл спутники вокруг других планет;исследовал динамику падения тел;доказал множественность миров во Вселенной.Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в: наблюдении;  выдвижении гипотезы;расчётах воплощения гипотезы на практике;  экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы.

19. Формирование философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм как ее основные направления

С 17в-начало периода развития Запад-о-Европей-ой фил-и,Фил-и нового времени. Формирование и хар-р этой фил-и определили 3 идейных фактора:1-возрождение античных культурных ценностей 2-Религиозная реформация 3-Развитие естествознания. Они обусловили постановку задачи исследования последних оснований бытия, познания и дея-ти чел-а. Способствовали освобождению фил-и от теологических проблем и установлению тесной связи фил-и с наукой. Наука стала ферментом развития фил-и. Это привело к тому,что религия утратила свое положение в духовной сфере общества. Изменился предмет фил-и(соотношение материи и сознания,логико-гносеологические проблемы). Корреной перелом в развитии естествознания, появление частных методов исследования в области естественных наук поставили перед фил-ей задачу обобщения их достижений и разработки общефилософского метода. Перед фил-1 был поставлен ряд теоретико-познавательных проблем:проблема источника познания; проблема соотношения чувственного и рационального познаний,проб-а познавательной роли чувственного опыта и логического мышления;проблема истины. При решении этих вопросов философы разделились на эмперистов и рационалистов.

Рационализм (от лат. ratio — разум) — основой как бытия, так и познания является разум. Согласно онтологическому рационализму в основе бытия лежит разумное начало (то есть бытие разумно). В этом смысле рационализм близок к идеализму . Однако рационализм не тождественен идеализму, так как смысл рационализма не в первичности идей по отношению к материи (бытию), а именно в разумности бытия. Основная идея гносеологического рационализма заключается в том, что в основе познания также лежит разум. Соответственно, гносеологические рационалисты выступали против средневековой теологии и схоластики, представители которых видели в основе познания.Божественное откровение и отвергали разум. Наряду с этим рационалисты были оппонентами эмпиристов — сторонников философского направления, распространенного в новое время, тоже выступавших против схоластов и видевших в основе познания не откровение, а знание и опыт (девиз эмпиристов — "Знание — сила"). Главными аргументами рационалистов в споре с эмпириками были следующие: сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания; разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впоследствии подтверждены опытным путем. Выделяется этический рационализм, суть которого в том, что разум лежит в основе этики, поведения. К рационалистам можно отнести ;Платон, Демокрит, Эпикур, Сократ, Кант и др.), но наибольший вклад в разработку рационализма, превращение его в официально признанное философское направление внесли философы Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц.

2. Эмпиризм — направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: "нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)", "знание — сила". Получил широкое распространение в Англии XVII в. и в последующем в США. Основатель эмпиризма- Фрэнсис Бэкон.Представители: Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Дьюи (США). Эмпиристы, как правило, были оппонентами рационалистов.

20. Философский эмпиризм Бэкона, Гобоса и Локка.

Родоначальником анг-й фил-и эмпиризма-Ф.Бэкон(1561-1626).Основные сочинения: «О достоинстве и преумножении наук», «Новый органон», «О началах и истоках», «Новая Атлантида» и т.д. Выступил против схоластики,противопоставил концепцию естественной фил-и,основанной на опытном познании. Схоластика бесплодна,вредна. Утверждал,что нужно развивать науку,для этого нужно научиться правильному мышлению. Выделял 4 рода заблуждений(идолы или призраки):1) Идолы рода(имеют основание в самой природе чел-а) 2)Идолы пещеры(заблуждения чел-а).3)Идолы площади(проистекают из взаимного общения людей).4)Идолы театра(вселились в души людей из догматов фил-и и аксиом наук).Общий смысл-воспитат-я фун-я. «Учение о методе»-Бекон дал обоснование индуктивному методу как движение мысли от частного к общему. Для решения выбора проблемы метода выбырает аллегорически. Выделяет 3 пути:1)Путь паука 2)муравья 3)пчелы. Путь паука-попытка выведения истины из самого сознания,при полном принебрежении фактов. Путь муровья-представители собирают разрозненные факты,но не умею обощать. Путь пчелы-истинный путь.Соиденяют достоинство путей паука и муравья и свободен от их недостатка. Единство чувственного опыта и размышлений явл-ся верным руководителем на дороге к истине. Бэкон считал,что метод пчелы помогает обнаружить материальные причины,обеспечивает материи и законов её дей-й. Говорит,что материя многокачественна и ей присущи разные формы движений:колебания,сопративление,инерция,стремление,напряжение,жизненный дух, мука и т.д.По сути это хар-ки маханистической формы движения материи. Бэкон считает,что знание и могущество чел-а совпадают. Однако степень господства чел-а над природой зависит от уровня развития его знаний. Чел-к должен быть господином и хозяином природы.

Т.Гоббс(1588-1679)Основ-е работы:О теле, О человеке, О гражданине, Левиафан. В этих работах пытался дать всеохватывающую фил-ую систему,мытался придать материалистическому материализму механистическую форму. Выступил против церкви,схоластики и поставил задачу создать фил-ю тождественно естественную чел-му знанию.Только математика может дать достоверное знание. Фил-я дана каждому. Рассуждение-вычесление(найти сумму складываемых вещей).Логика совпадает с математикой,а мышление с техникой счета. В центре фил-о учения стоит поняте тела-то,что имеет св-ва и подвержено возникновению и уничтожению.Выделяют в фил-и 2 части:1-фил-я природы. 2-фил-я гос-ва. Если 1-я охватывает предметы и явления естественные,то 2-я охватывает искусственные тела,которые возникают благодаря чел-й воле в силу договора и соглашения людей. В чем-ом уме нет ни одного понятия,которое бы не было первоначально в органах ощущения. 2 рода знания:1-Знание достигаемое ощущением и памятью и дающее нам знание фактов. 2-научное знание(связей и зависимостей фактов.) Гоббс отверг декоративную интуицию как высший вид познания. Стремясь создать всеобъемлющую фил-ую систему,он выделил в кач-ве главной -проблему гос-ва.Гос-во-искуственное тело.Цель гос-ва-забота о благосостоянии граждан.Гос-во-единственная форма существования общества. Механически сопостовляет чел-а, как естественное тело, и гос-во,как искусственное тело. Гос-во: душа-верховная власть. Его суставы-судебные и исполнит-е органы.Нервы-награды и наказания.Здоровье-гражданский мир.Болезнь-смута.Смерть-гражданская война. На смену естественному равенству приходить неравенство,этому способствует возник-е частной собственности.

Дж.Локк(1632-1704)-«Опыть о человеческом разумении»-исследует пути,какими идеи знания приходят в человеческую душу.Писал,что нет ничего в разуме,чего прежде не было бы в чувствах.Выступил против теории врожденных идей.Считал,что все идеи возникают из опыта. 2 вида опыта:1)Внешний(ощущения)2)Внутренний(рефлексия)-дает идеи о нашил собственных состояниях. Опыт-индивидуальный чувственный опыт. «2 трактата об управлении»-разрабатывает фил-ю истории.Ядро-учение о естественном праве и общественном договоре. Он уверен,что общество сложилось до появления гос-ва.Говорит о неотчуждаемых правах чел-а.Следствие принятия этих прав явл-ся правовое равенство индивидов.Власть должна обеспечить порядок дающий каждому возможность получать выгоду не ущемляя интересы других.Явл-ся автором теории разделения властей.Считал,что верховная законодательная власть должна принадлежать буржуазному парламенту. Парламент решает вопросы по воле большинства.Исполнит-я власть включает судеб-ю,военную,федеративную.Передается кабинету министров и отчасти королю. Все эти полномочия определяются и регулир-ся законами и строго контрол-ся парламентом.