logo
Шпоры по философии5 / shpora_3 / Шпоры

#59. Общественное сознание или духовная жизнь общества.

Общественное сознание и духовная жизнь общества имеют сложную структуру. Разделим на 2 взаимодействующих, но разных уровня:

1. обыденное сознание, которая формируется под воздействием практической жизни

2. специализированная духовная деятельность, т.е. деятельность профессионалов умственного труда (юристов, философов).

Само обыденное сознание имеет ряд особых форм организации. Оно выступает не только как совокупность обыд. знаний и навыков, но и как общественная психология:

  1. повседневное сознание соц. группы имеет особенности свойственные только ей (крестьянство, духовенство)

  2. исторически сформировались психологич. механизмы, что проявляются в отношениях между людьми, они сплачивают или разъединяют определ. соц. группы (механизма коллективного противопоставления группы по схеме « мы и они », он сформиров. историей человечества)

Самое объединяющее средство это отпор одному врагу. Один из действующих механизмов обыденного сознания это – образование стереотипов – некоторой оценки социальной действительности (восприятие для себя). Наряду с разделением на два уровня общественное сознание разделено на разные конкретные формы: мораль, право, наука, религия и т. д.

Причем каждая из них отражает какую-то сторону реальной практической жизни и делает это особым специфическим образом и выполняет особые социальные функции.

В конечном счете, сознание – есть осознанное бытие, но это не означает, что сознание всегда дает адекватную картину этого бытия. Пр. – существование отчуждения и его форм деятельности порождает многочисленные социальные иллюзии (присущее целой социальной группе).

Некоторые иллюзии исторически необходимы.Сознание обладает значительной самостоятельностью по отношению к бытию (оно может опережать его , предсказывать).

Идеи в условиях не одинакового развития общ-ва могут переноситься с одной соц. почвы на другую. Поэтому духовная культура в любой момент времени это продукт существующего бытия на данный момент.

#55. Демографический фактор общественного развития. Демографические процессы в современном мире.

Демография – наука о народонаселении его структуре (половозрастной, региональной , этнической ) и динамике (рождаемости ,смертности, миграции и.т.д )

.Количественные характеристики демографических процессов представляют собой показатели, в которых в обобщенном виде проявляется действие множества факторов: биологических, социальных, культурных, этических, этнических, социально-психологических и.т.д. При различных общественных способах производства существуют различные законы возрастания населения и перенаселения.

Интенсивный рост народонаселения земли , как глобальная проблема современности во многие связан со снижением смертности (особенно детской) в развивающихся странах вследствие развития медицины и здравоохранения , улучшения гигиенических условий . Он происходит на фоне сохранения традиционных жизненных укладов, затрудняющих как внутрисемейное регулирование рождаемости, так и эффективную работу населения в сфере промышленности.

В некоторых развитых странах складывается такая демографическая ситуация, когда относительно низкие уровни рождаемости и смертности приводят к старению населения и к уменьшению доли населения. Поэтому необходимы – разработка и осуществления соответствующей демографической политики, рост населения влияет на экономику, социальную структуру.

Демографическая политика учитывает широкой круг социальных и культурных аспектов проблемы. Видимо существуют предел населения земле и ее ресурсов.

Некоторые ученые считают, что можно оправдать войны так как они смягчают противоречия между чрезмерным ростом населения и недостаточным ростом производства. Эти ученые идут вслед за Мальтусом и его законом о динамики народонаселения, по которому населения растет геометрической прогрессии, а производство в арифметической.

Демографическими процессами можно управлять. Задача этого управления: найти пути предотвращения конфликта между производством и природой. Изменения в народонаселении оказывают воздействие на состояние экономики, развития производительных сил, общество, на темпы и пропорции всего общественного развития. Необходимо управлять такими демографическими процессами как: 1) условия развития стабильность семьи. 2) миграционные процессы. 3) изменения возрастного состава населения.4) качественные характеристики населения, то есть по состояния здоровья, уровень образования, культурно-профессиональной подготовкой на основе этого возможно прогнозирования и планирование динамику народонаселения.

Рост населения в разных странах не одинаков: В развитых странах он более плавный а в развивающихся :-более резкий. В большинстве высоко развитых стран рост населения стимулируется, а в развивающихся –сдерживается. Вопрос демографии – это часть глобальной экологической проблемы. Загрязнение окружающей среды зависит не от темпов роста населения а темпов роста промышленного производства, а следовательно от культурно-профессиональных характеристик населения. Удовлетворение материальных потребностей человека связано с качественным изменением отношения общества к природе, поэтому решение демографической проблемы возможно в совокупности с решением всей экологической проблематики в целом.

#58. Научно-техническая революция: современный этап.

В ходе НТП выделяют особо крупные вехи, связанные с качественным преобразованием производительных сил. 1-м этапом стал этап механизации, освободивший человека от изнурительного физ. труда. Главное направление современной НТР (2-й этап) - автоматизация, связанная с развитием электроники и вычислительной техники. Основная черта современной НТР - превращение науки в ведущую силу производства. НТР ведет также к изменениям в соц. сфере, выводит человечество на решение глобальных проблем.

Концепции будущего развития:

1) «постиндустриального» общества (Д.Белл) - обществом станут управлять организаторы науки и техники (менеджеры), а определяющим фактором развития - научные центры.

Суть: Всеобщая технизация жизнеспособна решить все соц. проблемы.

Ошибочность: Абсолютизация роли науки и техники (Они не могут решать сложные политические проблемы).

2)технофобии - то есть страха перед всепроникающей силой техники. НТП принимает такие масштабы, что грозит выйти из-под контроля общества и стать грозной разрушительной силой цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе и самому человеку.

#42. Наблюдение и эксперимент как формы научного познания.

Наблюдение - это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью выявление сущности, свойств и отношений объекта познания. Оно м.б. непосредственным и опосредованным приборами. Наблюдение приобретает научное значение, когда оно в соответствии с исследовательской программой позволяет отобразить объекты с наибольшей точностью и может быть многократно повторено при варьировании условий.

Но человек не может ограничиться ролью только наблюдателя: наблюдение только фиксирует то, что дает сама жизнь, а исследование требует эксперимента, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям исследования. В ходе эксперимента исследователь активно вмешивается в исследовательский процесс.

В процессе научного познания применяется и мысленный эксперимент, когда ученый в уме оперирует определенными образами, мысленно ставит объект в определенные условия.

Эксперимент двусторонен. С одной стороны он способен подтвердить или опровергнуть гипотезу, а с другой - содержит возможность выявления неожиданных новых данных.

Т.о. экспериментальная деятельность обладает сложной структурой: теоретические основы эксперимента - научные теории, гипотезы; математическая основа - приборы; непосредственное осуществление эксперимента; экспериментальное наблюдение; количественный и качественный анализ результатов эксперимента, их теоретическое обобщение.

Необходимым условием научного исследования является установление фактов. Факт, от factum - сделанное, совершившееся.

Факт - это явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего сознания, зафиксированность какого-либо предмета, явления, свойства или отношения. “Факты - это воздух ученого”, - говорил Павлов. Самое характерное для научного факта - его достоверность. Факт должен быть осмыслен, обоснован. Факты всегда оказываются опосредованными нашим пониманием, интерпретацией. Например свидетельские показания. Люди говорят об одном и том же, но как по разному. Т.о. очевидность отнюдь не является полной гарантией реальной достоверности факта.

Факты сами по себе не составляют науки. Факты должны быть подвергнуты отбору, классификации, обобщению и объяснению, тогда они включатся в ткань науки. Факт содержит немало случайного. Поэтому основой для научного анализа является не просто единичный факт, а множество фактов, отражающих основную тенденцию. Только во взаимной связи и цельности факты могут служить основанием для теоретического обобщения. Из соответственно подбор фактов можно построить любую теорию.

#41 Научное познание и его специфика. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

В науке различают эмпирический и теоретический уровни познания. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Эмпирические методы используемые на уровне научного исследования: анализ, сравнение, моделирование, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Оба эти уровня связанны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое предшествовало теоретическому. Методы теоретического познания: Прием заключается в построении абстрактных мат. моделей.

1.Аксиоматический метод – создаются положения не требующие доказательств (аксиома, постулат), следствие выводится дедуктивно.

2.Синтез аксиоматического и формализации.

3.Гипотетико-дедуктивный – система методологических приемов, состоящая в выдвижении конечных утверждений в качестве гипотез; и проверке этих гипотез путем вывода следствий из них и сопоставления их с фактами.

Наблюдение и эксперимент важнейшие методы эмпирического познания. Наблюдение - преднамеренное целенаправленное восприятие, имеющее целью выявление существенных свойств и отношений объектов познания.

Исследование требует также и эксперимента, ставящего объект в определенные заданные условия, отвечающие целям исследований. В процессе научного познания применяется так называемый мысленный эксперимент, когда ученный в уме оперирует определенными образами и понятиями, мысленно создает нужные условия.

Эксперимент двусторонен: с одной стороны он позволяет проверить и подтвердить гипотезу, с другой стороны он дает данные для новых гипотез. Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, и .т.д. Теория - развивающаяся система верных, проверенных практикой научных знаний.

Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Многообразию форм современного теоретического знания соответствует и многообразие типов теорий, а также многообразие их классификаций. Различают описательные, математизированные, интерпретационные, дедуктивные.

Всякое наблюдение начинается не со сбора фактов, а с попытки решения какой-то задачи, в основе которой всегда лежит известное предположение, догадка, постановка проблемы.

Постановка проблемы и исследовательская программа. Люди стремятся познать то, чего они не знают.

Проблема - это вопрос, с которым мы обращаемся к самой природе, к жизни , к практике и теории. Поставить проблему порой не менее трудно, чем найти ее решение: правильная постановка проблемы в известной мере направляет поисковую активность мысли, ее устремленность. Когда ученый ставит проблему и пытается решить ее , он неизбежно разрабатывает и исследовательскую программу, строит план своей деятельности. При этом он исходит из предполагаемого ответа на свой вопрос. этот предполагаемый ответ выступает в виде гипотезы.

#62. Религия как форма духовной культуры.

Отличительный признак любого религиозного сознания, любой религии как сис-мы представлений, действий, обрядов – вера в сверхъестественное. Т. е. Вера, в то что помимо этого видимого, познаваемого мира существует иной мир и есть некоторое высшее сверхсущество, которое сотворило и управляет миром.

Вопрос о сущности и происхождении религии осмысливался как в философии, так и в некоторых конкретных общих науках: этнография, история культуры (Тейлор, Фрейзер, Леви-Брюль).

В философии критический анализ религии был развит просветителями: религия это результат недостаточных знаний о мире и его законах, связанный с чувством страха и осознанным обманом одних людей другими.

Фейербах глубже подходил к осознанию религии, видел в религии реальное человеческое содержание, принявшее фантастическую форму.

Марксистская философия – религия продукт общественных отношений.

Этнография и история культуры рисовали конкретные формы религии. Мир древнего религиозного сознания многообразен в зависимости от изменения реальных условий жизни (охотничество – тотемизм: земледельчество – умирающие - воскресающие боги; китайцы – небо; японцы – солнце).

Общие предпосылки религии: условием самого возникновения религии является способность человеческого сознания выходить за рамки отражения наличного бытия. Без этой способности религия не могла бы возникнуть. Эта способность приводит к формированию факт. образов, которые делаются объектом поклонения только в силу социальных причин.

В общем виде это ограниченность реального наличного бытия и неудовлетворенность людей этим бытием, т. е. это может быть ограниченность возможностей древних в борьбе с природой и попытка восполнить эту ограниченность факт. религиозными образами.

Это могут быть тяжелые условия бытия людей, угнетаемых. Возникает реальная потребность религиозного утешения (здесь мучаемся, там радуемся).

Маркс: «Религия - опиум народа как лекарство».

Три мировых религии: христианство, буддизм, ислам.

В жизни общества религия выполняет противоречивую роль: 1.Религия сплачивает единоверцев. На определенных этапах истории это важный момент в историческом процессе. При этом религия вбирает в себя нравственные нормы, выступает как одна из главных форм регуляции человеческого поведения. 2.Сплачивая единоверцев, каждая религия отгораживает их от инаковерующих: столкновения человеческих масс, разделенных по религиозному признаку обычно имеют реальные социальные корни, но именно религия может способствовать ожесточению конфликта.

Религия может помогать переносить страдания и т. д., но с другой стороны подготовка к загробной жизни может принимать форму ухода от этого мира.

#21Философия экзистенциализма.

В 20в. наиболее влиятельной формой иррациональной философии был экзистенциализм (К.Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.).

Экзистенция – способ бытия человека. Впервые в этом значении термин экзистенция употребляется Кьеркегором.

Согласно экзистенциалистам, Э. Представляет собой то центральное ядро человеческого «Я», благодаря которому это последнее выступает не просто как отдельный эмпирический индивид и не как «мыслящий разум», а именно как конкретная неповторимая личность. Э. – это не сущность человека. Ибо она означает нечто определенное, заранее данное (Сартр), а, напротив, «открытая возможность». Учение об Э. направлено против рационалистического понимания человека, усматривающего его сущность в разуме.

Экзистенциализм – это философия человека. Основная тема всех работ – это человек, его взаимоотношения с миром, человек в его самосознании. Суть экзистенциалистского подхода заключается в следующем: личность не зависит от окружающей среды, при этом разум, логическое мышление составляет лишь некоторую часть человека ( не главную его часть). Основа каждой личности – это некоторый поток переживаний его мироощущения, переживания своего собственного бытия. Именно этот поток переживаний называется экзистенцией. Экзистенция не только не зависит от среды, она всегда уникальна и неповторима. Отсюда два вывода:

1.Вывод о непреодолимом одиночестве человека, ибо все его связи с другими людьми не дают полную возможность выразиться его экзистенции. Она может выражаться в его творчестве, но любой продукт творчества есть нечто вещественное и отчужденное от его творца.

2.Человек внутренне свободен, но эта свобода не благо, а тяжкое бремя («Мы прокляты нашей свободой» Ж.П. Сартр), потому что она связана с бременем ответственности. Человек создает себя сам .

Существует две разновидности экзистенциализма: религиозный и атеистический. Религиозный – единение человека с богом. Реальный же человек вынужден жить в обществе, подчиняться его требованиям и законам. Но это не подлинное существование.