#3. Софисты и Сократ.
Понятие софистики охватывает определенную форму профессиональной деятельности, связанную с искусством доказательства, причем люди, занимавшиеся этой деятельностью, раньше других обнаружили гибкость и подвижность человеческих понятий. Они обнаружили также множество логических парадоксов.
Софисты, в особенности поздние софисты, использовали это знание в определенных, корыстных целях. Они разрабатывали искусство подменять понятия, создавать видимость доказательства, сбивать с толку оппонента. Эта деятельность опиралась на определенные философские основы, прежде всего на отрицание объективной истины.
Протагор: «Человек – мера всех вещей». Т.е. то, как человек воспринимает, то для него истина, другой человек – истина другая. Общей истины нет вообще. Этот тезис иногда обосновывался тем, что все текуче и изменчиво. Об одном и том же м.б. разные суждения.
Некоторые софисты специально обосновывают тезис о принципиальной невозможности познаваемости мира (Горгий).
Аристотель, создавая систему логики, подверг софистов специальной критике, как ложную мудрость и выявил основные приемы софистов или логические ошибки.
Например, софист задает вопрос, содержащий несколько вопросов (не всегда можно ответить «да» или «нет»). Распространенный прием софистов – круг в доказательстве, когда в качестве аргумента используется то, что ещё необходимо доказать. В основе большинства софизмов лежит отождествление различного.
Осмысление логических ошибок, которые содержались в софизмах, было важным моментом в развитии логики и культуры вообще. В то же время деятельность софистов сыграла важную историческую роль – в том повороте философской мысли от общих проблем Вселенной (космоса, мироздания) к проблемам человеческой жизни, человеческих отношений.
Этот поворот философской мысли обосновывает Сократ с его положением «Познай самого себя». Радикальное отличие Сократа от софистов заключается в том, что Сократ убежден в необходимости общих, объективных истин для всех людей. Однако, он не считает себя обладателем подобных истин. Он только помогает истине родиться в ходе диалога или коллективного обсуждения какого-либо вопроса («Я знаю, что ничего не знаю,… но мое отличие, что я могу это осознать»).
Сократ полагает, что познание сущности вещей – это познание общих понятий. В сократовских диалогах и выявляется некоторое содержание общих понятий. У Сократа нет логической схемы, он отталкивается от обычных представлений, показывая, что они ограничены. Дальше логическая индукция – восхождение от частного к общему.
Эта деятельность Сократа имела общефилософское значение, ибо Сократ первым сделал предметом анализа общие понятия, показав их отличие от конкретных вещей, людей, конкретных отношений. На этой почве вырастает вся философия Платона. В то же время Сократ применяет свой метод анализа и к моральным понятиям, и к общественным нравам, и к государственным законам. Это ново. Это приводит Сократа к конфликту с обществом, в котором он жил, ибо он становится критиком своих современников, критиком их жизни. Отсюда причина трагического конца Сократа.
- #8. Философия ф.Бэкона
- #10.Философия Декарта (картезианство)
- #18. Философия позитивизма. Неопозитивизма хх века и его кризис
- #56. Социальное прогнозирование
- #57. Философия техники , идеи и направления
- Социальный статус
- Социальная роль
- Направленность
- #3. Софисты и Сократ.
- #4. Философия Платона.
- #25. Русский космизм.
- #26. Философская концепция бытия. Категория материи.
- Диалектика – это миропонимание, которое рассматривает действительность как взаимосвязанную, текучую и изменчивую.
- #60. Духовные ценности и ценностная форма сознания.
- #59. Общественное сознание или духовная жизнь общества.
- Глава фр. Экзистенциализма фр. Писатель и философ ж.П. Сартр.
- 14. Философия Канта.