Направленность
Потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения
Проблема отчуждения личности. Развитие личности невозможно без преодоления всех ее форм отчуждения от общества.
Отчуждение – это социальный процесс, в ходе которого деятельность человека вместе с ее результатами превращается в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему.
Отчуждение – это в определенной мере фетишизация результатов деятельности человека. Отчужденный человек становится рабом произведенных им вещей, рабом собственности и денег. По сути он превращается в орудие чужих целей. Из его собственной деятельности выхолащивается ее творческое содержание.
Основные причины отчуждения:
частная собственность на орудия и средства производства;
научно-технический прогресс (новые технологии, роботизация и компьютеризация производства);
всевластие бюрократии;
социальное неравенство и эксплуатация;
абсолютизация духовных сил человека.
«Снять» отчуждение можно только в таком обществе, де в полной мере осуществляются все права и свободы личности: право на труд и свободу выбора профессии; право на образование и медицинское обслуживание и свободу выбора их форм; право на жилье и нормальную среду обитания; право на свободу мысли, совести, убеждений; право на участии в принятии и реализации решений в сфере производства, политики, культуры и т.д.; право свободно избирать и быть избранным в различные органы политической власти; право свободно участвовать в митингах, демонстрациях, собраниях и т.п.
Свобода личности. Волюнтаризм и фатализм. В истории общества есть различное понимание термина «свобода». П.Гольбах, например, полагал, что свободы в принципе не существует: «Свобода воли есть химера», - писал он. Л.Бюхнер считал, что свобода – это свобода человека со связанными руками, это свобода птицы в клетке. Для Екатерины Великой свобода соответствует ситуации, когда никто не может заставить делать человека то, чего он не хочет. С точки зрения Н.Бердяева, свобода есть творчество человека, «созидание ранее небывшего».
Свобода – это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение или совершить поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками: он основан на осознании им объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего его мира.
#53. Общество и природа. #54. Экологическая проблема в современном мире и концепции ее решения.
Человечество –группы народов, развивающиеся вне взаимодействия м/у собой. Человечество становится единым целым в ходе отношений, в эпоху открытия мирового рынка. С ростом производства взаимоотношения м/у группами резко возрастает со 2 половины ХХ в. возникают глобальные проблемы общественного развития – это процессы, кот. повсеместные, охватывают все чел-во; от решения этих проблем зависит существование чел-ва; решение требует усилий боль-ва чел-ва.
Угрозы: Экологические катастрофы; Деградация чел-ва; Мировая война. Необходимое условие жизни об-ва – взаимодействие об-ва и природы. Человек – биологический вид и ему необходимы привычные условия обитания. Производство – воздействие на природу, как предмет труда, при этом на ранних этапах истории особенности природной среды влияли на форму деятельности и этапы развития общ-ва.
В дальнейшем зависимость соц. развития от природной среды ослабевает и нарастает изменения природной среды чел-ом, на основе изменений типов хоз-ва, на росте пр-ва.
Три этапа взаимодействия общ-ва и природы:
Древнейший (охота и собирательство);
Допромышленный (возникновение ремесла и переход к земледелию, изменения локального характера);
Индустриальный (возникновение пр-ва, промышленности, выход продуктов составляет 1% от сырья).
Вторая половина XX века – новый этап воздействия, угроза экологической катастрофы.
Осмысление этой проблемы произошло в 1972 г. До этого она существовала, но не воспринималась всерьез. Д. Медоуз провел работу по прогнозированию развития чел-ва на 30-40-50 лет вперед. Обнаружил взаимосвязь пр-ва – чел-ка – природы, предложил теорию нулевого роста, что вызвало массовые волнения («римский клуб»).
Экология. - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддежания динам равновесия системы “общество-природа”.
Осмысление ситуации породило «зеленых». Требуются глубокие изменения в пр-ве, технологии пр-ва и в стратегии развития чел-ва Возможно развитие индустриальных стран станет несовместимо с возможностью развития чел-ва. Сл-но, необходима регуляция отношений общ-ва и природы и пр-ва, которая бы обеспечивала решение осн. соц.-эконом. проблем и сохранение среды обитания.
Полной программы решения этой проблемы не существует, но очевидно, что это решение потребует серьезных изменений в морали, системе ценностей и в сознании чел-ва.
При условии преодоления экологического кризиса чел-во должно будет осуществить переход (Вернадский) от биосфер к ноосфере - эта сфера разумной жизни где действует разум, взаимодействует общ-во и природа под его контролем. В отдаленном будущем возможно воспроизводство многих условий существования чел-ва (атмосфера и т. д.).
Бионика – воспроизведение форм организации характерных живой природе и ее формам.
Народонаселение. Глобальный фактор жизни общ-ва – рост населения в мировом масштабе, это феномен ХХ века. Переход запада к капитализму сопровождался переходом к более низкой рождаемости и низкой смерти. Этот переход является демографической революцией. Вторая половина ХХ века эта революция охватила страны Азии, Африки и Латинской Америки и здесь она превратилась в скачкообразный рост (из-за снижения смертности и постоянной цифре рождаемости). Подобный рост создает новые соц.-эконом. проблемы и обостряет старые:
продовольственная;
занятости и трудоустройства
Некоторые страны мира проводят политику сдерживания роста населения.
Майтос – рост чел-ва регулируется войной и прочими бедствиями – самая бездарная теория, оправдывает все эпидемии и колонизация Австралии англичанами. Ни одна демографическая политка не имеет ничего общего с майтовской теорией.
«Дети - цветы жизни на могилах их родителей» – это естественная сущность жизни чел-ва.
#50. Научная теория как форма знания. Основные функции теории.
Объектом научной теории являются некоторые закономерные связи действительности. Теория как мысленная конструкция не просто познает эти связи, но и организует их в сис-му. При этом обычно содержит определенные методы истолкования изучаемой области и предсказания поведения объектов (объяснение). Они формируются в различные классификации. Сформулированная теория не остается неизменной, она трансформируется как под влиянием эмпирического материала, так и открытия информации, содержащейся в ней самой в скрытом виде. Теории:
1)формализация;
Этот прием заключается в построении абстрактно-матем. моделей. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). (Широко применяется в матем., логике, соврем. лингвистике.
2)аксиоматический;
Сначала задается набор исходных положений не требующих доказательств. Потом – вывод из них. Совокупность исходных аксиом и выводов из них образует аксиоматически построенную теорию.(«Начала» Евклида.) Развитие аксиом. метода привело к построению формализованных аксиом. систем. С помощью его создается абстрактная знаковая модель, кот. интерпретируется на различных системах объектов. 1931г. К.Гедель доказал теорему о принципиальной неполноте достаточно развитых формальных систем. Нельзя всю математику представить как единую аксиом. систему, что, однако, не исключает аксиоматизацию ее отдельных разделов.
3)гипотетико-дедуктивный (зарождение и проверка новых гипотез).
Развитое теоретическое знание строится не «снизу» за счет индуктивных обобщений научных фактов, а развертывается как бы «сверху» по отношению к эмпирическим данным. Метод построения знания состоит в том, что сначала создается гипотетическая конструкция, кот. дедуктивно развертывается, образуя систему гипотез, затем система подвергается опытной проверке, в ходе кот. она уточняется и конкретизируется. В этом и закл. сущность гипотетико-дедуктивного развертывания теории.
#61 Мораль и ее роль в жизни общества.
Мораль (лат. мoralis – относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам); нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; предмет специального изучения этики ( философ. энциклопед. словарь).
Исторически:
Платон: мораль не возникает из практической деятельности людей, она есть результат того, что наша душа сохранила воспоминания об абсолютных моральных понятиях, которые существуют вне этого мира.
Кант: связывал основание морали с некоторыми априорными свойствами человеческой души.
Просветители: (особенно франц. материалисты) пытались найти основу морали в неизменной природе человека. Истинная человеческая мораль – есть мораль эгоизма; ицель общественного воспитания в том, чтобы сделать эгоизм разумным.
Общая черта : все вышеуказанное основывается на представлении о неизменности морали. Этот взгляд противоречит реальной истории человечества.
Объективно:
Мораль принадлежит к числу основных типов нормативной регуляции действий человека, таких как: право, обычаи традиции и др., пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них. Если в праве и организационных регуляциях предписания формулируются, утверждаются и проводятся в жизнь специальными учреждениями, то требования нравственности (как и обычаи) формируются в самой практике(!) общественного поведения, взаимного общения людей и являются отображением жизненно-практического и исторического опыта(!) непосредственно в коллективных и индивидуальных представлениях, чувствах и воле. Будучи продуктом общества, моральное сознание изменялось (!) вместе с обществом (историчность морали).
Мораль и при своем возникновении и при своем развитии была формой некоторого группового сознания, действующего в рамках данного племени, данного государства, данного сословия или класса. Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности общества, истории, человека и его бытия. Надо отметить, что вообще в морали, в отличие от обычая, должное и фактически принятое совпадает далеко не всегда и не полностью. В реальной истории нормы общечеловеческой нравственности никогда не исполнялись целиком, безоговорочно, во всех случаях без исключения. Мораль , как правило, содержит разные оценки по отношению к людям своей группы и других: « Что позволено Юпитеру, то не позволено быку».
Историческое развитие морали связано и со становлением элементов общечеловеческого сознания и понимания единства всех людей. В этом развитии прослеживается явная тенденция: чем выше стадия исторического развития, тем большие требования предъявляются к духовному миру человека.
#48. Постпозитивистские концепции развития науки. К. Поппер.
Постпозитивизм – направление, возникшее в 60-70 гг. нашего века. П. Ставит перед собой задачу выявить формы и методы, позволяющие раскрыть историческую динамику развивающегося научного знания.
Сложность взаимодействия теоретического и эмпирического знания привела к тому, что после кризиса позитивистской программы (наука – обобщение данных) возникло несколько концепций, пытающихся объяснить движение научного знания. Постпозитивисты (К.Поппер, Т.Кун, П. Фейербенд и др.) сформулировали вывод о том, что логика науки может быть только теорией ее развития. В отличие от позитивистов рассматривали философию как органическую часть науки.
К.Поппер – вообще отвергает эмпирико-индуктивистскую идеологию неопозитивизма, считая ее натуралистической. Аргументы:
логическая невозможность «чистого наблюдения» в силу теоретический нагруженности.
Логическая невозможность индуктивного вывода из одного частного двух различных осмысленных суждений.
Истина принципиально недостижима (даже трава есть красная).
Главный источник науки – не накопление фактов, как утверждали неопозитивисты.
Наука появляется, когда появляется проблема. И с ее решением начинается рост научного знания.
Три мира Карла Поппера:
физическая реальность (я, ты)
субъективный мир (чувства, ощущения)
объективный (законы, правила)
Реально существует только правдоподобие – приближение к истине (похожесть на истину). Научные теории сменяются одна другой вследствие «фальсификации» каких-либо фактов предыдущих теорий. Если выявляется какой-то новый научный факт, который опровергает предыдущую теорию, и он кажется ученым более правдоподобным, то новая теоретическая модель побеждает старую. Таким образом происходит теоретическая эволюция, при этом новая теория несоизмерима со старой, однако конкурирует с ней. (Пример: во всем мире люди считали, что лебеди белые. До тех пор, пока они в Австралии не увидели черных).
Рост науки совершается как бы по Дарвину, выживает наиболее правдоподобные из теорий, а истина не дана.
#49. Постпозитивистские концепции развития науки. Т. Кун и П.Фейерабенд.
Т. Кун – развитие научного знания как смена парадигм – понятие шире чем научная теория, это господствующие в данный момент времени фундаментальные представления о предмете и методах изучения.
Парадигма – научные завоевания повсеместно принятые, из которых складывается хоть на время модель проблем и решений, устраивающая тех кто занимается этими исследованиями, то что объединяет членов научного сообщества и является их отправной точкой дальше, за неимением ее все факты становятся равносильными.
Нормальная наука – период когда ученые рассматривают все что вышло из парадигмы или входит в нее.
Аномалии – несоответствие решений из предполагаемой и рассматриваемой парадигмы; они вносят сомнение в правильность парадигм; иногда приводят к кризису.
Переход от одной парадигмы через ее кризис к другой Кун называет научной революцией.
Наука: живое целое; развивается не кумулятивным путем, технической революцией, но в рамках парадигмы идет накопление на нормальном этапе науки. После революции парадигма новая, не сопоставляется со старой, а происходит скачок; научная революция.
Этапы развития науки:
допарадигмальный (до появления какой-либо теории, когда не было учения о проблеме, каждый думал, что ему хочется, не было образца);
парадигма (возникает нормальное развитие);
смена парадигм научной революцией, как теории они несоизмеримы, нет наращения знаний от старой (в этом он частично неправ).
И. Лакатос представляет развитие науки как непрерывный процесс выдвижения и уточнения гипотез – смена конкурирующих исследовательских программ, та, что более продуктивна, побеждает.
П. Фейерабенд – теория, согласно которой развитие научных знаний требует как можно больше конкурентов-теорий. Представляет направление «гносеологический анархизм». Может быть уместен любой метод – плюрализм. Защищает гипотезы более фундаментальные.
Миф и наука очень общны, т.к. в начале любой новой науки лежит что-то неизвестное до сих, какие-то абстрактные термины. В науке «все дозволено», надежных методов не существует, они создаются нами и со временем меняются. Чем больше теорий, тем больше они друг друга критикуют, что способствует ускорению развития науки. Причем каждая теория создает свой собственный язык для описания фактов и устанавливает свои собственные нормы.Говорит о равенстве шансов всех ученых, подвигающих науку (свободное общество). Против культа науки и засилия элиты. Надо отделить науку от государства (как религию), чтобы у ученых не было привилегий (антисциентизм).
#51. Общество как система. Теоретические модели соц. реальности.
Реальное общество и его идеализированная модель. Модель дает отвлечение от случайности, позволяет выделить, присущие обществу законы, порядки, основы, связи, и отношения.
Теория общества рассматривается социологией. По аналогии с научным познанием, в (эмпирические, теоретические ур-ни) изучение общества используется принцип теоретического моделирования (идеальная модель). Теорию идеальных типов сформулировал Макс Вебер. Мы можем толковать об-во только в воображении.
Общество в широком смысле слова представляет собой высшие формы самоорганизации жизни, здесь люди +соцотношения + часть природы, вкл. в производственную деятельность + техносфера.
Общ-во в узком смысле слова: 1) общ-во как социальное образование это не сумма людей а совокупность общественных (социальных отношений) связывающих людей друг с другом (разделение труда надсуммативное ядро общества) 2) переход от животного к социальному ( Гоббс, Руссо. Общественный договор). 3) Гегель критикует договорные теории возникновения общ-ва, как и государства (его составной элемент); возникает не путем договора, а естественнисторическим закономерным путем ( затем и Маркс и другие) 4) Общ-во противопоставляется гос-ву – свободное взаимодействие людей. {государство – институционное образование с тремя ступенями власти, расписанное по нормам}.
Общество отличается от всего мира тем, что на всех стадиях его развития в нем всегда присутствует сознание, т.е. в общественную жизнь включены духовные процессы, поэтому 1) Само развитие общ-ва происходит не так как развитие природы 2) Изучение общ-ва требует других методов, учитывающих наличие духовного компонента в общественной жизни.
Кроме того в общественной жизни, в отличие от природы общие связи (закономерные) не толькко не выступают в чистом виде, но зачастую не поддаются реальному практическому воспроизведению (каждое событие уникально). Поэтому на первый взгляд развитие общ-ва предстается как поток индивидуальных неповторимых событий, кот. вызываются волей и желанием людей. Осмысление общ-нного развития первоначально осуществлялась философией и историей (от Августина Блаженного) т.е. довольно общих рассуждений о смысле истории и о движущих ее силах. В 30-40гг. IXXв. О.Конт – основоположник позитивизма противопоставил философии истории точное социальное знание (социология). В идеале социология должна была стать точной наукой- строгое описание фактов и связей. Этот идеал до сих пор не достигнут и возможно недостижим позитивистскими методами (от единичных фактов к обобщению). Т.е. изучение общ-ва требует общего видения предмета изучения, т.е. требует определенной социальной философии.
#52 Истоки и сущность глобальных проблем современного общества
К глобальным проблемам, в первую очередь, относятся:
предотвращение мировой термоядерной войны, создание ненасильственного мира, обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов
преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между странами, устранение во всем мире экономической отсталости
обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами (продовольствие, сырье, источники энергии)
преодоление экологического кризиса, порождаемого вторжением человека в биосферу
прекращение стремительного роста населения (рост численности населения в развивающихся странах, падение рождаемости в развитых)
своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий НТР и рациональное эффективное использование ее достижений на благо общества и личности
Эти проблемы порождены не только колоссально возросшими техническими средствами воздействия общ-ва на природу и огромными масштабами его хоз. деятельности (ставшими ныне сравнимыми с геологическими и другими планетарными естественными процессами). Они порождены также стихийностью и неравномерностью общественного развития, анархией пр-ва при капитализме, наследием колониализма, погоней транснациональными компаниями за прибылью в ущерб долговременным интересам всего общ-ва.
Для понимания происхождения, происхождения, сущности и возможности решения этих проблем необходимо видеть в них результат предшествовавшего всемирно-исторического процесса во всей его объективной противоречивости.
Глобальные проблемы выступают как специфическое порождение именно современной эпохи, как следствие крайне обострившейся неравномерности социально-экономического, политического, научно-технического, демографического, экологического и культурного развития в условиях совершенно новой, своеобразной исторической ситуации.
Глобальные проблемы современности порождены в конечном счете именно всепроникающей неравномерностью развития мировой цивилизации, когда техническое могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от политической действительности, а побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи.
#66. Наука в системе культуры
В современной науке и ее взаимодействии с различными сферами жизни общества выделяются три группы социальных функций:
культурно- мировоззренческие
производительные силы
социальные силы
В период становления науки как особого социального института, ее влияние обнаруживалось прежде всего в сфере культурного мировоззрения, где в течении долгого времени шла борьба между геологией и наукой.
В эпоху средневековья теология занимала положение верховной инстанции, призванной решать культурно- мировоззренческие проблемы:
проблемы мироздания и месте человека в нем
о смысле и ценностях жизни
Переворотом Коперника наука впервые сформулировала понятие культурного мировоззрения. Это стало началом проникновения научного знания и мышления в структуре деятельности человека и общества. Обнаружились и первые признаки выхода науки в мировоззренческую проблематику.
Позже наука стала решающей инстанцией в вопросах первостепенной мировоззренческой значимости, касающихся структуры материи и строения вселенной, возникновения жизни и происхождения человека.
Без становления этих культурно- мировоззренческих позиций научные представления не могли превратиться в составную часть культуры общества. Одновременно с возникновением и укреплением культурно- мировоззренческих функций науки, занятия наукой постепенно становятся самостоятельной сферой человеческой деятельности.
#67. Сциентизм и антисциентизм как культурно- мировоззренческие позиции
Научно-техническая революция второй половины XX века вызвала надежды на то, что с помощью новых научных дисциплин и новой техники будут разрешены проблемы и противоречия человеческой жизни. Такие умонастроения получили название «сциентических» и «техницистских». С научно-технической точки зрения изучение новейших концепций информационного общества представляет большой позитивный интерес. Общими чертами социально-философских позиций остаются техницизм и культ информационного разума.
Реакцией на сциентистские утопии является усиление антитехницистской волны. Развенчивание иллюзий сциентистского оптимизма вызывает к жизни «антиутопии».
В ХХ веке создано множество антиутопий. В этом жанре работали писатели:
Г. Уэллс, А. Франк, Дж. Лондон, Р. Бредбери, братья Стругацкие, М. Замятин, О. Хаксли и др.
В их произведениях отображены резко критические образы техно-будущего, где наука и техника совершенны и подавлены свобода и индивидуальность.
Создатели антиутопий вместе с сциентистами исходят из идей всевластия науки и техники. При этом нельзя игнорировать роль антиутопий как специфического предостережения человечества: смотрите, что может произойти, если не контролировать развитие науки и техники, если не учитывать потребности человека, его духовно-нравственные цели и ценности.
#65. Наука и производство.
Наука как деятельность по производству знаний всегда была некоторым компонентом в жизни общества и испытывала на себе влияние потребностей этого общества, мировоззрение и т. д. При этом она по разному организовывалась (разные соц. институты), и она по разному осознавалась ее участниками с точки зрения цели и задач.
Одна из самых общих связей науки с общественной системой в целом – взаимоотношения науки пр-ва. Само взаимоотношение науки происходит когда производственная практика накапливает много эмпирических знаний и необходимо их обобщить. Однако в доиндустриальный период истории большая часть производственной деятельности людей строилась на эмпирических знаниях и не требовала научных знаний, соответственно потребности общества в развитии науки были ограничены.
Все это было обусловлено тем, что технический базис доиндустриального общества консервативен по природе. Отношения между наукой и пр-вом складываются в индустриальном обществе. Любая машина – овеществленное знание и машинное пр-во – это такая основа общ-ва, которая быстро изменяется, а экономические потребности его обуславливают.
Становление индустриального общ-ва – это важный этап. В этот период потребности научного развития становятся главным стимулом для развития науки. Она начинает становиться производственной силой общ-ва. Этот процесс приобретает новые черты в ХХ веке.
В пр-во вовлекаются такие объекты, которые вообще не даны чел-у эмпирически (радиоэлектроника), и наука становится источником новой технологии и отраслей пр-ва. Это разумеется приводит к существенным изменениям в науке как сфере деятельности. В эту сферу вовлекается все большее кол-во людей, резко возрастают ассигнования и складываются новые организационные формы связи науки и пр-ва. Количественный рост науки выражается и в росте объемов научной информации, в особенности в прикладных сферах.
#63. Социальные функции науки.
Соц. функции науки исторически изменяются и развиваются, как и сама наука. Развитие соц. функций представляет собой важную сторону самой науки. Современная наука кардинально отличается от той науки, кот. существовала полстолетия назад. Изменился ее характер взаимодействия с обществом.
В совр. науке и ее взаимодействии с различными сферами жизни общ-ва выделяют 3 группы, выполняемых ею социальных функций:
Культурно-мировоззренческие функции. (Период кризиса феодализма, зарождения буржуазных общественных отношений и формирование капитализма – эпоха Возрождения и новое время). Влияние на данном этапе обнаруживалось в сфере мировоззрения, во время борьбы теологии и науки.
Функции науки, как непосредственно производительной силы. (Эпоха Средневековья). Теология завоевала место верховной инстанции. В сфере зарождавшейся науки остались проблемы частного «земного» характера.
Функции науки, как социальной силы – научные знания и методы все шире используются при решении разных проблем, возникающих в ходе развития общества. Коперниковским переворотом наука оспорила у теологии право монопольно определять формирование мировоззрения. Это стало первым актом в процессе проникновения научного знания и научного мышления в структуру деятельности человека и общества; именно здесь обнаружились первые признаки выхода науки в социальную проблематику. В этом историч. порядке функции возникали и расширялись.
Что касается функций науки, как непосредственно производительной силы, то сегодня эти ф., представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими, изначальными, с учетом беспрецедентных масштабов и темпов современного НТП.
#34. Противоречивость бытия. Роль противоречий в процессах изменения и развития.
Диалектическое противоречие – процесс взаимодействия противоположностей. Противоположности – особый тип различия между объектами, при котором они как бы взаимоисключают или отрицают друг друга. Вместе с тем противоположностями называют и сами взаимоисключающие объекты и их свойства. Наличие противоположностей обнаруживается на всех стадиях познания. При этом противоположности могут взаимодействовать между собой прямо и опосредованно.
Действительность противоречива, поскольку в ней объективно существуют противоречия. Классическая диалектика утверждала, что именно противоречия являются источником развития познания. Это положение относительно верно. Внутренние противоречия действительно могут быть источниками развития. Но это не единственный источник изменения. Сам процесс изменений всегда противоречив, ибо объект одновременно пребывает и изменяется.
#35. Отрицание и преемственность в развитии.
Отрицание (введено Гегелем) обозначает смену ступени развития другой. Раскрыть понятие отрицания значит показать, как связаны между собой предшествующие и последующие стадии в некотором ряду изменений.
Эта связь противоречива, т.к. ни одна стадия не сохраняется вечно. В смене одной стадии другой есть момент разрушения, а с другой стороны – момент преемственности, ибо последняя стадия вырастает из предшествующей и включает в себя некоторые ее элементы. Таким образом, изменение в развитии – это две тенденции: преодоление и преемственность.
Любая стадия развития, возникнув как отрицание предыдущей, в дальнейшем сама подвергается отрицанию. То есть развитие можно представить как некоторый ряд отрицаний. В этом ряду обнаруживается еще один тип зависимости: «триада» (по Гегелю). Смысл: если некоторый цикл развития имеет 3 стадии, то на третьей стадии возникают черты сходства с первой, т.е. как бы воспроизводятся некоторые черты исходной стадии на новом уровне.
В истории диалектики отмечалось, что именно благодаря этому развитие происходит по спирали. Сама схема триады и само отношение «отрицание отрицаний» не являются всеобщими. Это некоторый частный случай изменения. Эта схема возникает и реализуется в рамках такого цикла развития, в котором происходит взаимопревращение противоположностей.
#36. Взаимосвязь постепенных и скачкообразных изменений в развитии.
Законы классической диалектики
1 Закон: Взаимосвязь количественных изменений в качественные (Гегель).
Вся сумма знаний подтверждает, что существуют 2 типа изменения:
изменения при которых объекты меняя свои свойства продолжают существовать;
изменения при которых объекты превращаются из одних в другие.
Взаимосвязь между двумя типами раскрывает первый закон диалектики. Для этого используются некоторый понятийный аппарат: качество, количество, мера, скачек.
Качество - целостная характеристика объекта, совокупность его неотъемлемых свойств;
Объект - есть нечто качественно определенное. Обладает количественной неопределенностью т.к. его свойства обладают определенной степенью развития (интенсивностью).
Количество - степень развития свойств объекта или степень отличия от "эталона".
Объект с качественными и количественными признаками образует некоторое единство, т.к. некоторое качество может существовать в некоторых количественных границах. Любой объект многокачественный, т.к. включен в различные взаимодействия, поэтому можно говорить произошло ли изменение или нет зависит от нашего абстрагирования.
В первом законе количественные изменения происходят в границах меры не меняют качество, а на границах меры вызывают коренное качественное преобразование, которое в диалектике отмечают качеством "скачка".
Закон не только показывает один из сторон развития, но указывает на относительность конкретного.
Любой конкретный объект и любая конкретная система может существовать в строго определенных границах, т.е. нечто конкретное не может быть бесконечным.
#37. Сущность сознания.
Сущность сознания имела несколько трактовок. Прежде всего трактовались с двух противоположных мировоззренческих позиций:
1-ая позиция
в большинстве мировых религий мира «сознание» есть бессмертная душа, отличная от тела и способная существовать вне ее после смерти
в рамках философской (идеалистической) системы «сознание» - особая субстанция (Декарт), особая сущность отличная от материальных объектов и их свойств.
Фактически при такой позиции - основным методом является интроспекция (самонаблюдение, самосозерцание), т.е. словесное описание понятное другому исследователю.
2-ая позиция
Материальные убеждения стремятся понять «сознание» как одно из свойств материи, точнее как одно из свойств особых материальных систем.
Материалисты определяют сознание как «функцию мозга». В рамках материализма возникало вульгаризированное представление, что сознание есть нечто вещественное и есть некоторое материальное образование. Очевидно, более точно выражает материалистическую позицию о том, что сознание есть свойство или функция материи. Причем основным содержанием этого свойства является отражение высокоорганизованных материальных систем внешнего мира.
Среди многообразии процессов материального мира обнаруживается некоторый особый тип взаимодействия, при котором объекты передают свои свойства и состояние друг другу. Эти свойства могут запечатлеваться в другом - свойство отражения.
Можно предположить, что именно это свойство трансформируется в «раздражимость», как элемент живой материи и в дальнейшем ходе эволюция жизни порождало все более сложные формы психики, пока не появилось человеческое мышление. Переход от психики животных к сознанию человека может быть понят лишь как стороны общего процесса становления человеческого общества, т.е. он не поддается чисто биологическому объяснению.
Одно из фундаментальных отличий человека от психики животных это обобщенный (абстрактный) характер человеческой мысли. Понятие, выраженное в словах, обозначает не только конкретные единичные предметы, а классы предметов или существующие связи между ними. Это действительно свидетельствует в пользу роли труда в возникновении сознания. При этом были первой формой овеществления знаний, т.к. с орудиями передавался способ его применения.
Становление человеческого общества было одновременно становлением особого типа информационного наследования передаваемого не биологическим путем, а через некоторые внешние объекты, создаваемые человеческой деятельностью.
Овладение этими объектами требовало воспроизведения определенного типа действия. Причем овладение человеческой речью, человеческими способами поведения в принципе не неосуществимо индивидуально. Родившись человек может войти в человеческое общество через связи с другими людьми. Поэтому мышление имеет социальную природу. Однако и по своему содержанию и по своей структуре отражало не только отношение человека к внешнему миру, но и связи между людьми.
Мышление человека - понятийное мышление и не могло сложиться вне языка, т.к. именно слово является реальной формой в которой существует понятие, а язык развивался одновременно как средство связи и коммуникации людей, и как форма в которой рождается мышление.
- #8. Философия ф.Бэкона
- #10.Философия Декарта (картезианство)
- #18. Философия позитивизма. Неопозитивизма хх века и его кризис
- #56. Социальное прогнозирование
- #57. Философия техники , идеи и направления
- Социальный статус
- Социальная роль
- Направленность
- #3. Софисты и Сократ.
- #4. Философия Платона.
- #25. Русский космизм.
- #26. Философская концепция бытия. Категория материи.
- Диалектика – это миропонимание, которое рассматривает действительность как взаимосвязанную, текучую и изменчивую.
- #60. Духовные ценности и ценностная форма сознания.
- #59. Общественное сознание или духовная жизнь общества.
- Глава фр. Экзистенциализма фр. Писатель и философ ж.П. Сартр.
- 14. Философия Канта.