#26. Философская концепция бытия. Категория материи.
Бытиё- философская категория, обозначающая реальность ,существующую объективно, вне и независимо от сознания человека.
Философское понимание бытия и его соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Диалектический материализм исходит из материалистического решения основного вопроса философии, но, в противовес метафизическому материализму, не сводит бытиё к предметно-вещественному миру, вычленяя различные уровни бытия- материально-предметную реальность, объективно-идеальное бытиё( ценности культуры, знания и т.д.), бытиё личности.
Первую философскую концепцию бытия выдвинули досократики, одни из которых рассматривали бытиё как неизменное, единое, неподвижное, самотождественное (Парменид), другие как непрерывно-становящееся (Гераклит). Кант и Гегель выделяют бытиё как объективно-идеальное, воплощающееся в различных формах деятельности субъекта. С этим связан историзм в понимании бытия, характерный для немецко-классического идеализма.
В марксистской философии выделяется многоуровневый характер бытия (органическая и неорганическая природа, биосфера), несводимость одного уровня к другому( материя и формы ее движения- естествознание, общественное бытие-предмет социологических и исторических наук). Марксизм отстаивает историческую концепцию бытия.
Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.
Материя- это бесконечное множество существующих в мире объектов и систем, всеобщая субстанция, субстат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Материя включает в себя не только все непосредственные наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем.
В материалистической философии материя определяется как субстанция, основа всех вещей и явлений в мире; этот взгляд противостоит религиозно-идеалистическому пониманию мира.
В домаркистской философии и естествознании материя часто понималась как философская категория, отождествлялась с веществом, атомами химических элементов, либо с такими свойствами материи как масса.
Всеобщими формами бытия материи являются пространство и время, которые не существуют вне материи, как не может быть и материальных объектов вне пространственно-временного континуума.
#40. Истина и заблуждение. Проблема критерия истины.
Обычно истину определяют как соотвествие знания объекту. Истина - это адекватная информация о объекте, получаемая посредством либо чувственного или интелектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о. истина существует как субъективная реальность в ее информационном и ценностном аспектах.
Ценность знания определена мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания.
Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития.
Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают объективную действительность, имеют реальный источник. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации.
Но заблуждения следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью м.б как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было.
Источником лжи м.б. и логически неправильное мышлеие.
Научное познание по своей сути невозможно без столкновения различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок.
Гораздо сложнее все в общественных науках, в частности в истории. Тут и доступность источников и их достоверность и политика.
Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь призрак.
Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, обладает множеством свойств и связан бесконечным числом связей с окружающим миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки. Научные знания поэтому носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отражает объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо.
К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения , смерти итд. Абс истина - это такое содержание знания, кототорое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.
Конкретность - это свойство истины, основаное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тендеций его развития. Так истиность или ложность тех или иных суждений не м.б. установлеа если не известны условия места, времени, в которых они сформулированы.
Критерий истины заключается в практике. Именно в практике должен человек доказать истиность, т.е. действительность своего мышления. Один из принципов мышления гласит: некое положение является истинным, если возможно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выражен в термине реализуемость. Посредством реализации идеи в практическом действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содежания.
Но нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было представление, знание. “ Атом неделим” - так считалось много веков и практика подтверждала это. Практика хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей. Однако она постояно развивается, совершенствуется. В процессе развития истинного знания, увеличеия его объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве.
#45. Рациональное и внерациональное в научном познании. Интуиция.
Творческая активность ума по-разному реализуется в науке. В естествознании наиболее значимым результатом творчества является открытие – установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей реального мира. Кроме того, следует упомянуть изобретение – создание ранее не существовавшего. Сделать открытие – значит правильно установить надлежащее место нового факта в системе теории в целом, а не просто обнаружить его. Осмысление новых фактов нередко приводит к построению новой теории.
В научном творчестве огромную роль играет остроумие – творческая мысль, тесно связанная с чувствами и заключающаяся в неожиданном сопоставлении на первый взгляд несопоставимых явлений, во внезапном нахождении чего-то общего в таких фактах, которые отстоят друг от друга по существу.
Интуиция – способность постижения истины или идеи изобретения, открывающее нечто или изобретающей нечто, без обоснования с помощью логики.
Особенность интуиции – она не разделяет мыслимый объект на части и не рассматривает их порознь, чтобы затем перейти к синтезу, а как бы одно мгновение схватывает целое в сущности (рациональная логика ума при этом не поспевает за ней). Но интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущениям, представлениям и мышлению. Она составляет качественно особый вид умозаключения, когда отдельные звенья логической цепи проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно осознается именно итог мысли – истина.
#27. Пространство и время как философские категории.
Материальный мир состоит из структурных объектов, которые находятся в движении и развитии, представляющие собой процессы, которые развертываются по определенным этапам.
Наиболее общая характеристика пространства – свойство объекта быть протяженным, занимать место среди других, граничить с другими объектами.
Сравнение различных длительностей, выражающих скорость развертывания процессов, их ритм и темп является понятием времени.
Категории пространства и времени выступают как формы бытия материи. Существует 2 концепции пространства и времени:
Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов (Демокрит, Эпикур, Ньютон).
Реляционная концепция рассматривает пространство и время как особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют (Лейбниц).
Теория А. Эйнштейна доказала, что в реальном физическом мире пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной системы отсчета к другой.
Теория относительности вывела глубокую связь между пространством и временем, показав, что в природе существует единое пространство-время, а отдельно пространство и отдельно время выступают как его своеобразные проекции, на которые оно по-разному расщепляется в зависимости от характера движения тел.
#28. Философская и научная картина мира.
Бытие (существование) – одна из исходных категорий для научного мышления которая трактуется по разному в разное время.
Для материалистов - "бытие" - материальный мир с которым человечество имеет познание и практику.
"Бытие" у Гегеля - бытие мирового разума.
Религиозное мировоззрение - "бытие Божее".
Все постулаты являются фактами культуры и искусства, но такое нематериальное бытие является объектом веры. При осмыслении единства мира использовалось понятие "материи".
В античной философии стремились найти общую первооснову вещей. Одно из решений античной философии о "кирпичиках" и строении всего мира из них стала основой научного знания вплоть до 20 века.
Для материи указывались конкретные характеристики: существования массы, непроницаемость, т.е. предлагалось, что существуют неделимые "кирпичики мироздания", но и существуют определенные абсолютные свойства присущие всему мирозданию.
Такая трактовка пережила кризис научной революции начала 20 века. При научной революции обнаружилось, что реальный мир многообразен и не существует свойств присущих всем без исключения объектам.
В этот период распространился другой подход к трактовке материи. Он существует еще с 18 века, но наибольшее обоснование он получил в марксистской философии.
Суть его в том, что в основу категории материи, в основу осмысления единства мира были положены субъективно - объективные отношения, взятые в наиболее общей форме. Поскольку мир бесконечно многообразен, то оценить его можно относительно нашего сознания ("материя - данная реальность через ощущения").
Она указывает на многообразие мира и является антидогматической. В принципе возможно определить материю как бесконечную совокупность объектов способную проявлять себя во взаимодействии.
Способность объекта отражаться в сознании, есть частный случай проявления общей характеристики реального бытия. При этом материальный мир оставаясь бесконечно многообразным обнаруживает некоторое внутреннее единство. Это единство проявляется в том, что все объекты при определенных условиях взаимопревращаются друг в друга.
Взаимодействуя объекты производят изменения друг в друге, поэтому мир взаимодействующих объектов это изменяющийся мир и вся совокупность происходящих изменений в философии обозначается понятием движения.
Реальное движение материально, т.к. это является процессом изменения материального мира. Движение абсолютно в том смысле, что она существует всегда, т.к. нет изменения объектов и оно бесконечно многообразно. Движение объективно противоречиво, ибо любой объект одновременно и "прибывает" и " изменяется". Всеобщее взаимодействие и изменчивость есть важнейшая характеристика "бытия".
На протяжении 20 века картина мира претерпела глубокие изменения. В классической науке мир представлялся:
1) построенный из неизменных кирпичиков;
2) построенный на однозначных причинных связях.
Мир представляется гигантской машиной и одно из следствий такого взгляда, это неспособность мира к саморазвитию, нет случайностей, нет человеческой свободы.
Пересмотр этой картины мира потребовал уточнение или изменение традиционных философских категорий в которых отражены общие связи.
#38. Проблема человека в философии. социальное и биологическое в человеке.
Одной из важнейших философских проблем, связанных с человеком, является проблема соотношения природного и социального в его историческом и индивидуальном развитии.
Кроме учения Ч. Дарвина о происхождении человека естественным путем, религиозных концепций о божественном акте сотворения человека, существует гипотеза о внеземном происхождении жизни.
Социоантропогенез связан с тем, что предчеловек в процессе трудовой деятельности изменял свои руки, приспосабливая их к примитивным орудиям труда, формировал свой язык и речь, предназначенные прежде всего для общения с людьми. Важными этапами на пути становления человека явились приобщение его к огню, добычи огня, а также приручение животных, увеличившее его силы в его отношениях с природой. Окончательно сформировавшийся человек (человек разумный - Homo sapiens) уже обладал всеми биологическими и социальными качествами, необходимыми для осуществления своего общественно-исторического развития.
Сложились две позиции о природе человека:.
Социологизаторские трактовки распространились особенно широко среди сторонников марксистской философии на основе тезиса о человеке как совокупности общественных отношений. Также, среди приверженцев марксизма немало и таких философов, которые считают, что К. Маркс имел в виду понятие "человек" как "общество", а личность человека полагал особым продуктом социальных общественных отношений. Однако первая трактовка стала преобладающей. Считалось, что никаких особых биолого-генетических задатков индивидуум не имеет, что не только личность социальна, но социальна также вся биолого-физиологическая структура человека.
Общей чертой биологизаторских концепций является толкование сущности человека преимущественно с позиций биологии.
Главным двигателем общественного развития является борьба за существование и естественный отбор. Выживают только сильнейшие (иногда при этом употребляется понятие "сверхчеловек"), погибают или должны погибать все слабые и неприспособленные к среде. Расистские теории сводят сущность человека к расовым признакам, разделяя все расы на "высшие" и "низшие"; аристократические расы должны господствовать над низшими.
Человек - социобиологическое существо. Как личность он является бесспорно социологическим по самой свой сути. Только что родившийся ребенок представляет собой, конечно, биологическую материальную живую систему. Он не обладает еще мышлением и речью. Его физиологическая организация располагает возможностями при определенных условиях реализовать эту способность к мышлению и речи. К таким условиям относятся ближайшая социальная среда, в качестве которой выступают его родители. Без социальных факторов, не может быть человека. На всем протяжении своей дальнейшей жизни в человеке оказываются взаимопроникающими эти две его стороны - биологическая и социальная.
Социальными являются открытия в науке.
Проблема необходимости и свободы личности
Существует ряд подходов к проблеме свободы личности - философский, религиозный, политический и др., а в рамках каждого из них имеются направления (фаталистическое, индетерминистское и диалектическое).
Фатализм фактически отвергает свободу, абсолютизирует необходимость; он ставит человека в полную зависимость от природной или социальной необходимости.
В противоположность фаталистическому пониманию детерминизма существует концепция индетерминистская, абсолютизирующая свободу воли человека в обществе и господство случайности в природной и социальной реальности.
Предназначение человека. проблема жизни и смерти
Проблема цели жизни, предназначения человека, проблема жизни и смерти всегда волновала философию. Смерть - завершающий момент существования живого существа. Неотъемлемой чертой религий является представление о смерти как о конце плотской, земной жизни и переходе к вечной - бестленной, духовной жизни.
Проблема смерти порождает вопрос о цели и смысле жизни. В этом вопросе есть субъективная и объективная сторона. Субъективная сторона проблемы смысла жизни решается каждым человеком по своему, в зависимости от мировоззренческих установок.
Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Он не представляет собой исключения из материальных, в том числе биологических, систем. Как и всё, что обладает бытием, рано или поздно заканчивает своё существование и переходит в небытие, так человек завершает свою жизнь процессом умирания.
Жизнь человека продолжается в его детях, внуках, последующих поколениях. Человек создает различные предметы, орудия труда, научные труды, совершает новые открытия. Сущность человека выражается в его творчестве, в котором он самоутверждается и посредством которого обеспечивает своё социальное и более длительное, чем у индивида, существование.
#39. Познание и практика. Формы познавательной деятельности.
На первых этапах исторического развития человеческой цивилизации потребность в познании мира удовлетворялась в мифологическом и религиозных объяснениях природы.
Начатки научного знания, накапливавшиеся вначале в рамках магии, со временем стали требовать своего дополнения в научной картине мира и в своём объяснении с точки зрения научного мировоззрения.
Теория познания (или гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются общие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.
Познание-отражение реальности в голове человека. Происходит стихийно.
Информационный массив который накоплен человечеством не может познать ни один гений.
В качестве субъекта выступает отдельный конкретный человек (индивид) и группа людей и человечество в целом.
Объект - вся существующая реальность.
Выделение объекта из многообразия связей это выделение субъектом объекта познания - это активный акт. Процесс познания во всех случаях носит активный характер.
Знание как субъективный образ реального мира возникает как результат деятельности субъекта в этом мире, в т.ч. в результате активного воздействия на субъекты познания.
Сам субъект познания социален, в т.ч. и в тех случаях, когда это отдельный конкретный человек, ибо сам познавательный аппарат, который человек имеет. Сформировался исторически, в процессе становления развития общества.
Субъект познания на каждом конкретном этапе имеет определённые черты: определённый уровень знаний и технической возможности. Познание исторически развивается вместе с субъектом познания и с возможностями его воздействия на объект. Вместе с тем отражение мира в каждом индивидуальном человеческом сознании совершается в определённых формах
. Принято разделять 2 стороны познания:
чувственная и логическая.
Чувственная сторона имеет своим исходным элементом ощущения, связана с непосредственными органами чувств. Является отражением реальности. На базе ощущений складываются и более сложные формы: восприятие, представление - устойчивый образ который сохраняется и при отсутствии контакта с предметом. Представление по всем своим признакам - есть высшая форма чувственного познания, содержащая в себе основы для перехода к другой познавательной способности человека - "рациональной".
В этом познании выделяют такие формы: понятие, суждение, умозаключение (иногда сюда включают гипотезы, теории, методы)
.Понятие - это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей.
Суждение есть отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Это форма мысли, в которой по средствам связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем либо. На базе понятий и суждений формируются умозаключения, представляющие собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод). Рациональная способность (как, в прочем и чувственная - на уровне представлений) связана с мышлением.
Сенсуализм возвышает чувственную познавательную способность. Его представители: Протагор, Эпикур, Гоббс, Локк, Юм, Фейербах. Противоположную линию в философии проводили рационалисты (рационализм): Парменид, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель. Они признавали разум основой - познания и поведения людей, выражая тотальное недоверие к чувствам как источнику достоверной первичной информации. Рациональное познание в своём взаимодействии с практикой способно преодолевать недостатки чувственного постижения действительности и обеспечивать фактически безграничное, поступательное развитие знания.
#1. Античная диалектика и ее исторические особенности.
- #8. Философия ф.Бэкона
- #10.Философия Декарта (картезианство)
- #18. Философия позитивизма. Неопозитивизма хх века и его кризис
- #56. Социальное прогнозирование
- #57. Философия техники , идеи и направления
- Социальный статус
- Социальная роль
- Направленность
- #3. Софисты и Сократ.
- #4. Философия Платона.
- #25. Русский космизм.
- #26. Философская концепция бытия. Категория материи.
- Диалектика – это миропонимание, которое рассматривает действительность как взаимосвязанную, текучую и изменчивую.
- #60. Духовные ценности и ценностная форма сознания.
- #59. Общественное сознание или духовная жизнь общества.
- Глава фр. Экзистенциализма фр. Писатель и философ ж.П. Сартр.
- 14. Философия Канта.