logo
Шпоры по философии5 / shpora_3 / Шпоры

Глава фр. Экзистенциализма фр. Писатель и философ ж.П. Сартр.

Его философские взгляды противоречивы. В них переплетаются идеи Кьеркегора, Гуссерля и Фрейда. Для концепции Сартра характерна тенденция поиска среднего пути между идеализмом и материализмом. Отправляясь от основной идеи Э. – «существование предшествует сущности», Сартр строит свою онтологию на противопоставлении двух видов бытия:

«бытия-в-себе», заменяющего объективную действительность,

«бытия-для-себя», тождественного «человеческой реальности», т.е. сознанию.

Разрыв бытия и сознания приводит Сартра к дуализму. Сознание, по Сартру, есть «не бытие бытия», но лишь оно является источником активности, движения. В морали Сартр стоит на позициях чистой субъективности. Основной категорией выступает здесь свобода. Она представляет как сущность человеческого поведения, источник деятельности и единственная возможность человека: «человек всегда и целиком свободен или его нет вовсе». Сартр отрицает объективные принципы и критерии морали. Каждый человек «вынужден сам изобретать для себя свой закон», выбирать свою мораль.

А. Камю – фр. писатель и философ, представитель атеистического Э. Центральный вопрос его философии – вопрос о смысле человеческого существования, вопрос о том, «стоит ли жизнь того, чтобы жить».

Камю приходит к выводу, что существование человека абсурдно. Бессмысленность человеческой жизни у Камю олицетворяет мифологический образ Сизифа: в наказание за свое коварство Сизиф обречен вечно вкатывать на гору камень, который, едва достигнув вершины, вновь скатывается вниз. Не выдерживая такой бессмысленности, человек «бунтует»; отсюда время от времени вспыхивающие революции, в которых человек пытается найти выход из своего «сизифова положения».

Умонастроение Камю – это настроение безвыходного одиночества человека в «абсурдном» мире, выразившее бесчеловечность современного капиталистического общества.

К. Ясперс – ведущий представитель нем. Э. Начал свою деятельность как психиатр.

В психопатологических явлениях видит не распад личности, а поиски человеком своей индивидуальности.

Он приходит к выводу, что любая рациональная картина мира может рассматриваться как иносказательная: она является лишь «шифром бытия» и нуждается в истолковании. Основная задача философии в том, чтобы раскрыть содержание «шифра». Господствующее в мире неразумное есть источник высшей мудрости. Подлинный смысл бытия открывается человеку лишь в периоды глубочайшего потрясения. Именно в эти моменты происходит «крушение шифра»: человек освобождается от груза повседневных забот и от своих научных представлений о действительности (от «трансцендентального бытия-в-себе»).

Перед ним открываются его подлинные переживания Бога (транцендентного).

#22.Философия неотомизма

Неотомизм – философская доктрина католической церкви, основывающаяся на учении Ф. Аквинского. Н. – признан единственной истинной философией, соответствующей христианским догмам.

Основу неотомистского учения составляет принцип: «Философия – служанка богословия». Н.- теологическая форма совр. объективного идеализма.

Высшей реальностью неотомисты признают «чистое бытие», понимаемое как духовное, божественное первоначало. Результатом неотомистских спекулятивных построений является признание бога первопричиной бытия и первооснователем всех философских категорий. С точки зрения неотомистов исторический процесс зависит от сверхъестественных трансцендентных сил, которые предопределяют поведение каждого индивида. Этим исключается возможность воздействия человека на ход мировой истории. В основе неотомистской философии – утопическая идея об идеальном обществе, в котором у власти будет стоять церковь.

Философы этого времени, в том числе Жак Маритен, подчеркивают, что в основе своей философия не отличается от философии своего основоположника. Реальная причина обращения к Ф. Аквинскому обусловлена тем, что в учении Аквинского была принята попытка обосновать единство веры и разума.

Философия Аквинского сложилась в результате теологической интерпретации учения Аристотеля, путем усиления идеалистических элементов.

Основной принцип философии Ф. А. – гармония веры и разума; он считал, что разум способен рационально доказать бытие Бога и отклонить возражения против истинной веры. Аквинский развивал учение об иерархии бытия. И Аквинский, и его последователи говорят, что существует два пути познания:

  1. Снизу вверх (от материальных вещей к Богу).

  2. Сверху вниз (от божественного откровения к вещам).

Первый путь м.б. плодотворным только при помощи второго.

Ж. Маритен говорит о том, что важно разделять три ступени бытия:

-чувственное бытие;

-воображаемое бытие;

-метафизическое бытие.

Маритен – признанный лидер неотомизма, Главный мотив его произведений – обоснование и приспособление взглядов Ф. Аквинского к современной эпохе. Маритен выдвигал идею «нового гуманизма», который призван сплотить людей на базе признания религиозных ценностей.

Неотомисты подчеркивают три основных принципа своей философии:

  1. Принцип реализма (реальность мира и духовных сущностей).

  2. Принцип рационализма (уважение к разуму).

  3. Принцип гуманизма (позиция католических философов по основному кругу социальных вопросов). Они подвергают критике все формы общественного и личного эгоизма.

#12 Философия Д.Беркли и Д.Юма.

Беркли: исходный материал нашего познания – ощущение (или идеи). Они составляют единственную реальность с кот. мы имеем дело. Представление или понятие о каждой вещи возникает как комбинация ощущений. Большинство абстрактных понятий должно быть подвергнуто критике и устранению. (материальная субстанция и т.п.). подвергает особой критике само понятие материи, открыто говоря, что делает это чтобы разрушить основание атеизма и материализма.

Суть его учения – мы имеем мир ощущений и комбинацию этих ощущений, у нас нет оснований говорить, что за ощущениями нет ничего.

Позиция Беркли глубоко противоречива. Отрицая существование материи он одновременно постулирует существование духовной субстанции, т.е. бога. Именно эта духовная субстанция и определяет сам порядок наших ощущений.

Юм: пытается преодолеть противоречия Беркли. Согласно Юму в равной степени недоказуемы и понятия материи и понятия бога, и понятия чел. Я, т.е. вопрос о первооснове мира вообще не разрешим (агностицизм).

Теория познания может исследовать как из простых идей возникают сложные т.е. какова связь между ощущениями и понятиями.

Исходным материалом познания является определенная последовательность ощущений – это и есть наш опыт в широком смысле этого слова, причем в этом опыте нет необходимых от нас зависящих связей. Подвергает критике понятия причинности.

По Юму опыт не дает нам знания о причинной связи т.к. в опыте только последовательность явлений и в силу только психологической привычки мы повторяющуюся последовательность явлений называем причинной связью. Выделяет математику как особую область знаний, в принципе отличную от остальных и априорную по своему характеру. Но т.к. априоризм уже в ф. Лейбница трактовался как чисто аналитический то Юм говорит, что математика как особая область знаний выполняет другую функцию, чем другие.

Позиция Юма: отрицание достоверности познания, и в особенности в отрицании объективной истинности научного познания (скептицизм).

#7.Философия европейского средневековья (общая х-ка).

Средневековье охватывает более 1000 лет V-VII вв. европейская организация была аграрной. Долгое время была утрачена даже античная культура. Такая цив-я могла долгое время не нуждаться в развитии научного знания, в исследовании природы. Общей мировоззренческой основой всех форм духовной жизни средневековой Европы была христианская религия.

Философия нерилигиозного хар-ра долгое время была принципиально невозможной. В тоже время христианство было не просто новой религией. Уже в первые века христианство развивается целая система мировоззрения, в кот. вкл. в переработанном виде некоторые идеи античной философии. Основные черты нового понимания в христианстве, отличные от античности:

1.Представления о едином боге, кот творит мир из ничего, актом своей воли. Картина мира разделяется на небесную и земную

2.Основной источник знания божественное откровение через пророков, это знание неизменно.

3.Природа трактуется как нечто более низшее по отношению к человеку, познание природы – для улучшения понимания бога.

4.Человек рассматривается с одной стороны как образ и подобие бога, а с другой существо греховное, после изгнания Адама и Евы. Основная цель человеческой жизни спасение души, подготовка к загробной жизни.

Обоснование этих представлений приводило к вопросам о соотношении между свободой поведения человека и его ответственностью, свободой и божественным предопределением, о соотношении между верой и разумом.

Представители: Августин Блаженный; Климент Александрийский; Тертулеан

В более поздний период сред-я первоначально всвязи с потребностями самого богословия стала возрождаться теория докозательства, постепенно возникает особая форма – схоластика. Основной формой деятельности схоластов были публичные богословские споры, разработка богословской документации. Наряду с пустыми вопросами в рамках схоластики обсуждались и реальные ф. вопросы.

Спор номинализма и реализма: вопрос о природе общих понятий.

Реализм: общие понятия существуют вне и независимо от нас, как особые духовные сущности.

Номинализм: реально существует только мир единичных вещей, а общие понятия создаются нашим сознанием, образуя группы. Весь этот спор шел на богословской основе. Позиция номиналистов ориентирована на изучение природы. Реалисты – чисто схоласты.

#13. Философия французских просветителе 18в.

Понятие просвещения

1.тип идеалогии антифеодальной, основанной на постулате, что существующие общественные отношения должны подвергаться суду чел. разума, как единственного и высшего авторитета.

2. Путь для изменеия чел. и общ-ва – это просвещение и знание.

Представители: Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеций.

Была развита позиция последовательного материализма в понимании природы, мира (Дидро Гольбах, Гельвеций) Гольбах: «система природы» – энциклопедия эпохи просвещения.

Вселенная – это великая соединение всего существующего, представляет собой лишь материю и движение, а все ее проявление лишь действие причин и следствий.

Материя – это все то, что к.-то образом воздействует на наши органы чувств. более конкркетно под материей понималось вещ-во в многообразных его проявлениях.

Движение – способ существования материи. Дидро: источник движения материи – внутренняя ее разнородность и противоречивость.

Фр. Материалисты ставили вопрос о происхождении жизни и сознания. Уже Дидро высказывал такую догадку, что способность ощущения как определенная возможность присуща всей материи.

В целом критика природы такова: природа несотворима и неуничтожима, она сущ. вечно и в ней происходит превращение одних форм в другие.

Они отстаивают тезис о познаваемости мира, однако в целом понимание процессов познания – одна из слабостей их ф., т.к. им не удается раскрыть активный хар-р процессов познания и убедительно показать как совершается переход от чувственного к логическому познанию.

Важно то, что они предложили теорию общественного договора, объясняющую происхождения гос-ва ( Гоббс), а с другой стороны пытались сформулировать представление об обществе, кот. будет соответствовать требованиям разума. Общество, по их мнению, должно соответствовать природе человека, т.е. его неотъемлемым потребностям и интересам. Человек стремится прежде всего к самосохранению, следовательно в природе человека заложена любовь к самому себе и к тому, что помогает ему сохранить существование. Отсюда стремление избегать страдание и получать удовольствие. Все это формирует природу чел-ка. Отсюда критика феодализма, как противоречащего интересам человека. Им казалось, что достаточно уничтожить сословные перегородки, обеспечить всем личную юридическую свободу и наступит царство разума. Но необходимо так же разъяснить чел-ку его подлинные интересы.

Ключевая мысль: Человек должен стать разумным эгоистом и понять, что правильно понятый личный интерес должен заставлять его думать об общественном благе. Мораль разумного эгоизма в разумных общ. отношениях может обеспечить некоторую гармонию общ. жизни.

Важное место – критика религии. Была развита самая воинствующая форма атеизма:

1. Критика самого религиозного мировоззрения

2. Критика социальной роли религии и церкви. Также пытались ответить на вопрос о причине возникновения и существования религии:

1. Невежество и недостаток знаний

2. Страх перед грозными силами природы

3. Сознательный обман одних людей другими.