2. Сущность и идеи философии Возрождения
Эпоха Возрождения (ХIV–ХVI вв.)- важная веха в культурном и интеллектуальном развитии Западной Европы. Центром Возрождения была Италия, ее идеи распространились затем и на другие страны – Германию, Францию, Англию, Голландию и пр.
Эпоха показательна тем, что человеческий разум частично освобождается от жестких оков религии и пробуждается к самостоятельному мышлению. Разум рассматривается как начало человеческого бытия, богатый своими потенциальными возможностями и, что немаловажно, сулящим практические выгоды. Это обусловило поворот от ценностей религии к ценностям философии: возрождается интерес к учениям античных мыслителей. Христианские догмы и авторитеты еще сохраняли силу, но пробудившийся разум теперь выступает едва ли не равноправным партнером религиозной веры, поскольку он рассматривается уже как опора в земной жизни, которая рассматривается как самодовлеющая ценность. Поскольку в центре философии Возрождения стоял человек, она по праву считается антропоцентричной.
Новое направление общественн4ой мысли в эту эпоху получило название гуманизма (от лат. человек). Человек становится предметом познания, объектом пристального внимания и интереса. Литераторы, художники, политики, философы обращаются к внутреннему миру отдельного человека. Подобные тенденции находят свое выражение в творчестве Данте, Шекспира, Леонардо да Винчи и др. В философии Возрождения человек – яркая, сильная личность, творец своей жизни и судьбы. Борьба чувств и долга, страсти и разума привлекают в нем мыслителей. Тщательно изучаются механизмы, определяющие межчеловеческие отношения, воспитание личности, антидогматизм мышления (К.Солютати, Эразм Роттердамский, Пико делла Мирандола и др.). Эпоху отличает так же обращение к социальной, гражданской тематике. Вместе с тем, ренессансные представления о путях развития общества крайне иллюзорны. С одной стороны, это утопические идеи, связанные с отказом от частной собственности (Т.Мор, Т.Компанелла), с другой – идеи сильного централизованного государства, где для достижения целей допустимы любые средства (Н.Макиавелли).
Итальянец Николо Макиавелли (1469 – 1527) в своем главном произведении «Государь» выступает как аналитик, постигающий основные тенденции развития истории. Новая эпоха предъявляет жесткие требования к государю, и Макиавелли изгоняет идеализм из истории и политики. Его «Государь» является трактатом о роли, месте и значении государственной власти, тогда как неадекватное восприятие произведения зачастую объявляет его пособием для диктаторов (сегодня появился даже термин макиавеллизм). По Макиавелли, государь должен поступать так, как диктуют ему обстоятельства. «Из всех зверей государь пусть уподобится двум: льву и лисе» – советует философ.
Подданных в своей теории Макиавелли разделяет на знать (элиту) и народ. Достижение равновесия между этими группами – одна из важнейших задач мудрого правителя. Народ он считает гораздо большей социальной силой, чем знать. Макиавелли учил не только устанавливать власть, но и обращал особое внимание на то, как эту власть сохранить. Преобладание общегосударственных интересов над частными, общеполитических целей над любыми другими определяет характер деятельности государя. По существу, мы имеем дело с кодексом поведения и действий, которые должны быть направлены на повышение авторитета главы государства внутри страны и за рубежом.
Творчество Макиавелли определяет стремление ренессансной личности стать полноправным участником исторического процесса, вмешаться в политику. Человек может и должен постигать основные тенденции развития своей эпохи, её требования с целью коренного преобразования действительности. Это значительный шаг социально-философской мысли по сравнению со Средневековьем, которое подобной проблематике практически не уделяло внимания. Тезис о том, что мудрый государь всегда найдет способ привлечь народ на свою сторону, сыграл большую роль в истории политического и идеологического развития западноевропейских стран.
Особенности понимания мира эпохой Возрождения связаны с тем, что первые научные открытия позволили отказаться от схоластических концепций и связать философию с развитием не только гуманитаристики, но и естественных наук. Наиболее крупная фигура в философской мысли Возрождения - южногермансктий кардинал Николай Кузанский (Кузанец). Его философские идеи оказали значительное влияние на таких крупных мыслителей и ученых как Н.Коперник, Д.Бруно, Г Лейбниц и т.д.
Интересы Кузанца концентрировались, в основном, вокруг двух философских проблем: отношения Бога к миру и места и роли человека в нем, а так же вопросов гносеологии (познания). Рассматривая эту проблематику, он явился одним из первых мыслителей, повернувшим от теологических рассуждений средневековья к натурфилософскому анализу природы и человека.
Для Кузанца Бог – непознаваемый «абсолютный максимум», актуальная бесконечность, а мир – проявление бога, познаваемый «относительный минимум», потенциальная бесконечность. Центр и окружность космоса, согласно Кузанцу – это Бог, однако мир нельзя помыслить конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут. Кузанский разрушал один из основных устоев схоластически–теологического мировоззрения – представление о конечности мироздания в пространстве, о Земле как его центре, прокладывая своими идеями дорогу гелиоцентрической системе Коперника.
Кузанский утверждал, что так называемая сфера неподвижных звезд не является окружностью замыкающей мир и утверждал, что «машина мира имеет свой центр повсюду, а свою окружность нигде, потому что бог есть и окружность, и центр, так как он везде и негде». Подобная позиция получила название философского пантеизма, сущность которого - обожествление всей природы. (Бог не вне природы, не в потустороннем мире, а пронизывает всю природную реальность). Аналогично Кузанцу пантеизма придерживался и видный средневековый врач и философ Парацельс. По мнению Парацельса, природа есть некое мировое целое, пронизанное магическими силами, которые проявляются не только в строении и функциях живых существ, но и в неодушевленных стихиях (так называемый «архей» - одушевляющее начало – растворен в каждой частице природы). Для овладения силами природы необходимо постигнуть этот «архей», войти с ним в магический контакт и научиться им управлять.
Наибольший отход от христианских догм связан у Кузанского с возрождением древней идеи о человеке или микрокосмосе, представляющем собой подобие макрокосмоса, окружающей человека природы, а не подобие внеприродного духа, как учила христианская религия. Человек, считал он, это конечно бесконечное существо, соединяющее в себе земное и божественное.
Значительный интерес представляют рассуждения Кузанца в области гносеологии. Основное его положение состоит в том, что истина неотделима от своей противоположности – заблуждения. Догматический рассудок склонен рассматривать каждое из своих положений как истину в последней инстанции. Этой ограниченности полностью лишен разум. Он «так же близок к истине, как многоугольник к кругу» (которого многоугольник никогда не достигнет, сколько бы не увеличивалось число его сторон). Методологическая роль идеи бесконечности применительно к познанию, заключается в той истине, согласно которой способность человеческого ума к бесконечному углублению своих познаний значительно важнее претензии на обладание некой неизменной истиной, что было столь характерно для средней вековой схоластики
Возрождение ознаменовалось также появлением новых научных идей в области физики, космологии и их философским обоснованием (натурфилософия), и первым здесь следует назвать Николая Коперника (1473-1543 гг.) Великий ученый, экономист, врач, Коперник получил блестящее и разностороннее образование в Кракове и в Италии. В год его смерти увидел свет труд автора «Об обращении небесных сфер». Этот труд прославил имя Коперника, ибо в нем он бросил вызов представлениям, существовавшим более тысячи лет. В качестве общепринятой и освященной авторитетом церкви существовала картина мира, в основе которой лежали идеи Аристотеля и Птолемея. Коперник же доказал, что Земля не есть неподвижный центр видимого мира, она вращается вокруг своей оси. Кроме того, он доказал, что Земля находится в движении, она обращается вокруг Солнца.
Опровергая Птолемея, он утверждал, что Земля, облака и птицы, и все другое – единая система, движение которой имеет двоякий смысл: оно абсолютно, поскольку в нем одновременно участвуют все; но оно относительно, если его рассматривать, выбрав точку обзора вне системы. Очень важным было положение о центре Вселенной: если Солнце абсолютно неподвижно, то Вселенная обладает центром, но это означает также и то, что пространство неоднородно, ибо не всякая точка вселенной может быть избрана точкой отсчета.
Открытие Коперника (которое привело к перевороту во взглядах на мир и, соответственно к перевороту в онтологических концепциях философии) имело огромное философское значение. Человеку необходимо было пересмотреть свои взгляды. Модель «планетарной демократии» (Земля наравне с другими планетами обращается вокруг единого для них центра Солнца) ставила перед человеком проблему поиска новой точки опоры. Соотнося себя с космосом, человек чувствовал себя свободным, но отстраненным. (Эту мысль выразил Блэз Паскаль в своей знаменитой формуле: «Человек – есть мыслящий тростник»; имея в виду, что человек подвержен всем превратностям судьбы, но при этом знает об этом, и в этом трагизм его бытия.)23
Картина мира, сложившаяся в эпоху Возрождения, была первой в истории человечества научной концепцией, свободной от религиозных наслоений и поддающейся строгому описанию. Она давала человеку веру в силу его разума и тем самым определила развитие его самосознания в направлении обретения чувства независимости, служила основой духовной эмансипации личности и подготавливала приход «эпохи разума» (идеи философов эпохи Просвещения, немецкая классическая философия). Недостающую точку опоры человек начинает искать в собственном разуме, т.е. в самом себе. В качестве примера можно привести учение знаменитого философа Возрождения Мишеля Монтеня24 (1533-1592)..
Философская мысль Монтеня опирается на изучение античного наследия и на то немногое, что дала ему философская литература современности. В историю Монтень вошел, как талантливейший продолжатель античного скептицизма Пиррона.
-
Отправным пунктом философии Монтеня является предоставление человеку права на сомнение. Сомнению подвергаются догматы религии, само христианское понятие о боге. В отличие от агностиков, Монтень не отрицает познаваемости мира.
-
Главным принципом его морали является убеждение в том, что человек не должен пассивно ожидать своего счастья, которое обещано ему на небесах, он вправе стремиться к счастью в земной жизни.
Основным произведением Монтеня является «Опыты». В них Монтень продолжает философские традиции, связанные со стоицизмом и эпикурейством. Выше всех человеческих качеств для мыслителя оказывается «добродетель», которая может быть лишь следствием постоянного и неослабевающего усилия воли, и этим она отличается от обычной, естественной доброты. Там, где человеку не нужно предпринимать усилий, вступать в борьбу со страстями, там нет «добродетели». Этот конфликт, борьба возможны только при активном участии разума, который один лишь может победить страх смерти и подчинить себе страсти. Такая интерпретация роли разума, человеческой воли, активности была направлена против бездумного подчинения судьбе, провидению, фатальной необходимости.
Одна из глав «Опытов» озаглавлена «Безумие судить, что истинно и что ложно, на основании нашей осведомленности». Это одно из выражений Монтеня, считающего, что судить даже о самом достоверном следует с очень большой осторожностью, поскольку большая часть того, что мы знаем, представляет собой лишь ничтожную долю того, что мы не знаем. Впрочем, критика Монтеня была направлена не против разума, а против средневековой схоластики, которая прекрасно разрабатывала абстрактные логические схемы, но не работала с конкретным знанием, конкретным опытом.
Думается, что в своих размышлениях о человеческой личности Монтень перекликался не только с древним Пирроном, но и со своим современником - Пико дела Мирандолой (1463 – 1494). Сотворив человека, Бог, по мысли Пико, обратился к нему: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя представляю» (Пико дела Мирандола «Трактат о достоинствах человека»). Освящая этот поступок по традиции именем Бога, Мирандола провозглашает принцип свободы воли и право личности самостоятельно решать свою судьбу.
***
Характерные черты философии Ренессанса:
-
гуманистический антропоцентризм, (человек рассматривается как совершенное единство духа, души и тела», центральное звено Космоса25; на смену христианской идее «обожения» пришел идеал обожествления человека, максимального сближения его с Богом на пути разумной творческой деятельности);
-
натурфилософский пантеизм (вся природа одушевлялась, поскольку Мировая душа рассматривалась как объединяющее и всепроникающее начало Космоса);
-
становление идей свободы, равенства (человек рассматривается как творец своей судьбы; общество – союз свободных и равных творческих личностей).
Философские идеи мыслителей Возрождения послужили основанием для прогресса новоевропейской науки и дальнейшего развития философской мыли.
- Философия курс лекций
- Уважаемый читатель!
- 2. Философия как тип мировоззрения.
- 3. Основные философские проблемы, предметное поле философии.
- 4. Основные разделы философии и функции философского знания.
- 5. Связь философии и медицины.
- Лекция №2
- Философия древнего Китая.
- 3. Античная философия
- 3.1 Древнегреческая мысль натурфилософского (досократического) этапа
- 3.2. Древнегреческая философия классического этапа
- 3.3. Философия эпохи эллинизма
- 3.4. Философия древнего Рима
- Лекция № 3
- Вопросы:
- Христианство и философия Средневековья (теолого-философские принципы патристики).
- 1.2 Средневековая схоластика: проблема соотношения веры и разума, проблема универсалий в концепциях номиналистов и реалистов
- 2. Сущность и идеи философии Возрождения
- Лекция № 4 тема: Европейская философия XVII- XIX веков.
- Философская мысль эпохи Просвещения
- Немецкая классическая философия
- 3.1 Иммануил Кант
- Людвиг Фейербах
- Трансформация философского наследия в марксизме
- 4.2 Ф. Ницше
- Лекция №6 тема: Основные направления современной западной философии
- Прагматизм. Фрейдизм и неофрейдизм. Прагматизм (ч.Пирс, у.Джеймс, Дж. Дьюи)
- Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм.
- Феноменология. Герменевтика.
- Герменевтика (г.Гадамер, п.Рикер, ю.Хабермас и др.)
- Современная западная религиозная философия
- 5. Экзистенциализм
- 6. Структурализм и постструктурализм (к.Леви-Строс, р.Барт, м.Фуко, ж.Лакан и др.)
- 7.Философия постмодернизма
- Лекция № 6
- 1.Основные направления развития русской философии.
- 2. Философская мысль Беларуси.
- Основные направления развития русской философии
- Философская мысль Беларуси
- Раздел 2. Философские концепции бытия лекция № 7. Тема: Онтология как философское учение о бытии
- Категория бытия в истории философии.
- 3. Категория материи. Изменение представлений о материи в философии и науке.
- 4. Движение и развитие как атрибуты материального бытия.
- 5. Пространственно–временная организация бытия
- Лекция № 8. Тема: Философия природы
- 2. Представления о природе в философских учениях Востока и Запада.
- Природа как самоорганизующаяся система.
- Живая природа. Биосфера и ноосфера.
- Современная экологическая ситуация и пути разрешения
- Раздел 3. Философская антропология лекция №9. Тема: Проблема человека в философии и науке
- 2. Образ человека в классической и неклассической философии.
- 3. Проблема синтеза философского и научного знания в «философской антропологии».
- 4. Проблема антропосоциогенеза.
- Проблема смысла жизни и смерти в духовном опыте человечества.
- Лекция № 10. Тема: Философия сознания
- 2. Генезис сознания. Сознание и отражение.
- 3. Психофизиологическая проблема в современной философии и науке. Сознание и мозг.
- 4. Структура и функции сознания.
- 5. Проблема бессознательного. Психоанализ как метод лечения.
- 6. Сознание и самосознание.
- 7. Проблема социокультурной природы сознания. Сознание и язык. Сознание и коммуникация.
- Раздел 4. Теория познания. Лекция 11. Тема: Познание как предмет философского анализа
- 1. Специфика познавательного отношения человека к миру. Формы познания.
- 2. Теория познания как научная дисциплина. Проблема познаваемости мира.
- 3. Проблема субъекта и объекта познания.
- 4. Структура и основные характеристики познавательного процесса. Чувственная и рациональная ступени познания.
- 5. Иррациональная ступень познания. Интуиция и ее роль в познавательном процессе. Познание и творчество.
- 6. Познание как постижение истины. Классическая и альтернативные концепции истины.
- Лекция № 12. Тема: Наука и ее социокультурный статус
- 3. Границы науки. Наука и паранаука.
- 4. Структура научного познания: эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного исследования.
- 5. Формы научного познания (научный факт, проблема, гипотеза, теория).
- 6. Понятие метода и методологии. Методы научного исследования.
- 7. Наука и нравственность. Этика науки и социальная ответственность ученого.
- Раздел 5. Социальная философия
- Лекция № 13.
- Тема: Проблемное поле социальной философии. Общество как развивающаяся система
- Вопросы:
- 2.Эволюция представлений об обществе и цивилизации в истории философской мысли.
- 3. Общество как развивающаяся система.
- Лекция № 14 тема: Философия культуры и техники
- Понятие культуры. Основные концепции культуры в современной философии культуры.
- 1.2. Человек в мире культуры: основные формы культуротворчества (миф, мораль, религия, искусство). Традиции и новации в динамике культуры.
- 2. Философия техники
- Роль техники и технологии в истории цивилизации. Научно-техническое творчество как объект философского исследования.
- 2.2 Роль и интерпретации техники в истории философии. Научно-технический прогресс.
- 4.Культура и цивилизация. Человек и техногенная цивилизация.
- Лекция № 15 тема: Философия медицины.
- Философия медицины и её исторической развитие.
- Философия и медицина: современное взаимодействие.
- Философия медицины и ее историческое развитие
- 2. Философия и медицина: современное взаимодействие.
- Дополнительная литература к разделу 2 (метафизика и онтология)
- Дополнительная литература к разделу 3 (философская антропология)
- Дополнительная литература к разделу 4 (теория познания и философия науки)
- Дополнительная литература к разделу 5 (Социальная философия)